Файл: Этапы внедрения проектных технологий в организацию..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассматривая управление проектом по этапам его жизненного цикла,
необходимо отметить такую важную особенность, как двойственность (бинарность) жизненного цикла. Двойственный характер заключается в том, что любой проект включает в себя продуктовую и управленческую составляющие. В связи с этим, проектный цикл состоит соответственно из двух траекторий. Каждая из траекторий имеет свои этапы[21]. Последовательность продуктовых этапов определяется технологией создания продукта или услуги. Управленческие этапы устанавливаются в соответствии с принятой в организации моделью ведения проекта и системой управления проектом[22]. Часть продуктовых и управленческих этапов могут совпадать по времени. Другая часть этапов, может не иметь аналогов на параллельной траектории. Так, управленческий этап инициации выполняется раньше любых продуктовых этапов, а управленческий этап закрытия проекта - после любого продуктового этапа. В зависимости от технологических особенностей создания продукции и услуг, управленческий этап выполнения работ может во временном масштабе включать в себя несколько продуктовых этапов[23].

Траектория жизненного цикла продукта в проекте может регламентироваться отраслевыми стандартами, технологическими особенностями и техническими условиями изготовления и соотноситься со стадиями конъюнктурного цикла целевого рынка. Управленческие этапы проектного цикла в связи с уникальным характером каждого нового проекта жестко регламентироваться не могут. В данном случае последовательность этапов заново создается командой для нового проекта[24].

Бинарный характер проектного цикла определяет двойственную цель управления проектами. С одной стороны, рассматривается цель продуктового
цикла - создание продукта, услуги с заданными параметрами. С другой стороны - цель управленческого цикла, а именно получение добавочной стоимости и прибыли от проекта.

1.2. Необходимость внедрения проектных технологий в практике

российских предприятий

Применение методологии управления проектами в практике российских
компаний обусловлено рядом предпосылок. К числу макроэкономических предпосылок следует отнести:


  • изменение структуры собственности, связанное с разрушением монополии государственной собственности в сфере производства продукции и услуг, а также продолжающимся формированием эффективных собственников и заинтересованного менеджмента;
  • изменение отраслевой структуры производства в результате ее адаптации к новой структуре спроса;
  • продолжающееся изменение геополитической ситуации, имеющее целью включение экономики России в мирохозяйственные связи[25].

С точки зрения содержания проектного управления, основными предпосылками являются:

  • потребность в структурах, ориентированных на достижение определенной цели, результата;
  • наличие задач с определенными параметрами: проектным циклом, затратами, временем и результатами;
  • динамичное окружение с элементами неопределенности;
  • сложные и функционально интегрированные задачи с инновационными элементами и необходимостью полной завершенности работ;
  • потребность в высшей квалификации исполнителей в вопросах маркетинга, проектирования, изготовления, сооружения, испытания;
  • необходимость быстрой реакции на изменения рынка с соответствующей продолжительностью проработки и решения задачи;
  • наличие в организации ряда проектов, не достигающих поставленных
    целей;
  • необходимость координации действий двух или более подразделений
    в процессе реализации проекта[26].

Становится очевидным, что управление проектами способно радикально
изменить ситуацию в менеджменте предприятий и организаций, для которых в настоящее время характерны следующие черты:

  • переход к предпринимательскому типу менеджмента[27];
  • рассмотрение организации как открытой системы, стремящейся к изменениям и развитию;
  • всеобщее признание положений менеджмента качества и других
    современных концепций управления;
  • усиление роли потребителя, выдвигающего ряд собственных требований к создаваемой продукции, услугам[28].

В практике отдельных компаний, в частности, во внутрикорпоративных
регламентах целесообразно помимо общеэкономических предпосылок выделять конкретные виды деятельности, имеющие проектную специфику и требующие обоснования инвестиций в них. Это такие виды деятельности, как: разработка и внедрение схем реорганизации; создание и покупка нового бизнеса; создание новых видов и направлений деятельности компании; разработка новых видов продукции и услуг; проведение аналитических исследований; мероприятия по развитию корпоративной культуры; обучение персонала; разработка и внедрение IT-систем; маркетинговые исследования, рекламные и PR-мероприятия; создание и приобретение нематериальных активов; проведение НИОКР и технологических разработок; строительство объектов недвижимости; обновление оборудования; проведение ремонта или реконструкции объектов или производственного оборудования; выполнение заказов и подрядов. Совокупность современных методов и средств управления проектами представляет собой эффективную методологию инвестиционного менеджмента, позволяющую осуществлять основные функции по управлению инвестициями[29].


1.3. Этапы внедрения проектных технологий в организации

Корпоративная система управления проектами (КСУП) в организации состоит из следующих элементов:

1) офис управления проектами, портфелями проектов и программами (ОУПППП);

2) методология управления проектами, портфелями проектов и программами;

3) информационная система управления проектами, портфелями проектов и программами;

4) руководство проектно-ориентированного предприятия и персонал[30].

Методология управления проектами, портфелями проектов и программами представляет собой систему методик, механизмов, регламентов, стандартизирующих деятельность организации по реализации проектов, портфелей проектов (ПП) и программ[31]. Она должна создаваться внутри компании в соответствии со стандартами управления проектами[32].

Разработкой методологии должна заниматься команда внедрения КСУП с привлечением внешних консультантов и экспертов по управлению проектами. В дальнейшем эта рабочая группа станет основой создаваемого ОУПППП, который будет отвечать за разработку и развитие данной методологии внутри проектно-ориентированного предприятия.

Рисунок 1 – Концептуальная модель внедрения КСУП[33]

Офис управления проектами, портфелями проектов и программами – централизованная организационная структура, предназначенная для совершенствования методов и результатов управления проектами[34]. В некоторых организациях в состав ОУПППП входит минимальное число работников, привлекаемых на неполный рабочий день к оказанию помощи исполнителям проектов по мере необходимости. В иных организациях ОУПППП представляет собой крупные инфраструктуры, с жестким централизованным планированием, управлением и собственной методологией работы.

Для того чтобы ОУПППП был полностью приемлемым для руководства, он должен обладать следующими характеристиками:

1) офис управления проектами, портфелями проектов и программами должен содействовать доведению до стадии завершения большего числа проектов без привлечения дополнительных ресурсов (например, количество завершенных проектов должно возрасти на 50%);


2) большинство проектов должно завершаться в заметно сокращенные сроки (например, ПО должен обеспечивать сокращение средней продолжительности выполнения проектов на 25%);

3) офис управления проектами должен ощутимо и положительно влиять на практические результаты деятельности организаций, причем даже некоммерческих;

4) весь руководящий состав организации должен видеть преимущества от внедрения ОУПППП и те выгоды (ценность ОУПППП), которые внедрение офиса способно принести каждому руководителю.

Задача информационной системы управления проектами (ИСУП) – автоматизация процессов управления проектами компании. В ходе проекта внедрения информационной системы производится настройка специализированного программного обеспечения в соответствии с требованиями предприятия и разработанной методологией по управлению проектами.

Выбор программного обеспечения по управлению проектами должен быть интегрирован в систему управления проектами, а также должен согласовываться с другими ее элементами и стандартами (требованиями к документообороту проекта, системе взаимодействий) [35].

Системы управления проектами используются для решения следующих основных задач;

– структуризация и описание состава и характеристик работ, ресурсов, затрат и доходов проекта;

– расчет расписания исполнения работ проекта с учетом всех имеющихся ограничений;

– определение критических операций и резервов времени для исполнения других операций проекта;

– расчет бюджета проекта и распределение запланированных затрат во времени;

– расчет распределения во времени потребности проекта в основных материалах и оборудовании;

– определение оптимального состава ресурсов проекта и распределения во времени их плановой загрузки;

– анализ рисков и определение необходимых резервов для надежной реализации проекта;

– определение вероятности успешного исполнения директивных показателей;

– ведение учета и анализ исполнения проекта;

– моделирование последствий управленческих воздействий с целью принятия оптимальных решений;

– ведение архивов проекта;

– получение необходимой отчетности[36].

Выводы

Управление проектами - это методология организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.


Проект как особая форма осуществления целенаправленных изменений
предполагает, что эти изменения реализуются в рамках определенных ограничений. Наличие ограничений предъявляет специальные требования к организации и методам управления, суть которых состоит в концентрации полномочий и ответственности в руках руководителя и команды проекта. Проект становится центром затрат и прибыли, что позволяет организовать учет человеческих, материальных и финансовых ресурсов, а также выстроить систему мотивации, базирующуюся на конкретных результатах, полненных участниками проекта.

Создание корпоративной системы управления проектами в организации предполагает реализацию следующих этапов:

1) создание офиса управления проектами, портфелями проектов и программами;

2) внедрение методологии управления проектами, портфелями проектов и программами;

3) создание информационной системы управления проектами, портфелями проектов и программами.

Методология управления проектами, портфелями проектов и программами представляет собой систему методик, механизмов, регламентов, стандартизирующих деятельность организации по реализации проектов, портфелей проектов и программ. Она должна создаваться внутри компании в соответствии со стандартами управления проектами.

Глава 2. Внедрение проектных технологий на примере ОАО «Концерн «Вега»

2.1. Краткая характеристика предприятия

ОАО «Концерн «Вега» включает в себя 20 современных предприятий оборонно-промышленного комплекса с исторически сложившимися направлениями деятельности в области разведки, дозора и наблюдения. Предприятия рассредоточены по всей территории Российской Федерации и объединены по кластерному признаку разрабатываемой и производимой продукции. В 2014 г. Концерну как интегрированной структуре исполнилось 10 лет. Головному предприятию ОАО «Концерн «Вега» (г. Москва) присвоен статус федерального научно-производственного центра за разработки и внедрение интеллектуально насыщенной, высокотехнологичной продукции в обеспечение обороноспособности Российской Федерации.