Файл: Теоретический анализ проблемы конфликтов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проблема исследование и диагностики конфликтов занимает значительное место в современной психологии. Актуальность темы: Нет, пожалуй, ни одного человека, который не сталкивался бы с конфликтными ситуациями. Конфликт широко распространенном определении рассматривается как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, проявляющееся в острой форме. Существует множество точек зрения на конфликт но доминирующими остаются две. Одни исследователи считают, что социальные конфликты несут угрозу, опасность распада общества, другие считают, что «конфликт препятствует окостенению социальных систем, вызывая стремление к обновлению и творчеству». Третьи исследователи считают, что конфликты незаменимы как фактор всеобщего процесса социального изменения.

Теория конфликта обобщена в исследованиях «Конфликт и защита. Общая теория», он отличал, что «все конфликты имеют общие элементы и общие образцы развития и именно изучение этих общих элементов может представить феномен конфликта в любом его специфическом проявлении». Это положение несет основную методологическую нагрузку «общей теории конфликта».

Методы исследования:

В ходе исследования применялись следующие методы, а именно: беседа, опрос, наблюдение, эксперимент, анализ научной литературы, тестирования.

В работе были использованы следующие тесты и методики:

1. Изучение психологического климата коллектива [16]

2. Тест «исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» Методика К. Томаса

Объект исследования:

Сотрудники поликлиники строителей МУЗ «Городская больница №3» - 20 человек.

Предмет исследования:

Конфликтные межличностные взаимоотношения.

Цель работы:

Рассмотрение основной проблем исследование и диагностика конфликтов.

Задачи курсовой работы:

  1. Рассмотрение современных психологических теорий конфликтов.
  2. Дать понятие существенности конфликтов.
  3. Проведение экспериментального исследования и анализ.
  4. Разработка практических рекомендаций.

Гипотеза исследования:

Ранняя диагностика конфликта, предотвращение деструктивных последствий конфликтов.

Положение выносимое на защиту:

1). Знание теоретических основ, видов конфликтов необходимое условие бесконфликтного общения;

2). Развитие позитивных межличностных отношений является одним из компонентов бесконфликтного общения сотрудников коллектива;


3). Различные типические способы реагирования на конфликтные ситуации, склонность к соперничеству или сотрудничеству в группе, стремление к компромиссам. Избежание конфликтов помогают оценить степень адаптации члена коллектива в совместной деятельности.

4). Использование разных форм защит: миролюбие, избежание, агрессия позволяет выявить степень конфликтности личности.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы конфликтов

1.1 Проблема конфликта в призме истории

Конфликтологическая мысль разнообразна в теоретическом и мировоззренческом отношении. Уже в далеком прошлом в мифах, религиозных и философских концепциях народов мира мы находим дуализм в понимании мироздания, борьбу сил добра и зла, света и тьмы.[1] Победа в борьбе репрезентировала для победителей перевес добрых сил над злом и приобретала определенное сакральное и символическое значение, способствующее интеграции общества. Выделялись и отрицательные стороны конфликтного поведения: семейные и соседские ссоры, революция и гражданская война.

Особенностью конфликтопонимания в эпоху Античности было синкретичное восприятие человека и общества. Оно включало совокупность мифологических, религиозных и философских представлений об обществе; в гомеровскую эпоху появляется одно из важнейших для конфликтологии понятий — агон, соперничество. Агон почитался греками как божество, а его изображение в числе других было выставлено в Олимпии в V в. до н. э. Категория агона затронула и философию, где полемика между разными школами стала важной предпосылкой развития философского знания и была связана с познанием Логоса. В лице создателя диалектики Гераклита Эфесского мы находим мыслителя, для которого бытие — становление, по его мнению, «все составилось из огня и в огонь разрешается. Все совершается по судьбе и слаживается взаимной неизбежностью».

В концепции государства Платона особое внимание уделено предупреждению конфликтов: для этого необходимо, чтобы каждый занимал в обществе свое место. Согласно Платону, «самое лучшее — это не война, не междоусобия: ужасно, если в них возникает нужда; мир же — это всеобщее дружелюбие». В идеальном государстве Платона существуют элита философов и стражей, а также простой народ — крестьяне, ремесленники, торговцы. Мир обеспечивается тем, что правители и стражи лишены частной собственности и все необходимое доставляет им государство, и это предотвращает конфликты в высшем сословии.


Для Платона искусство диалектики заключается в обучении человека умению мыслить, и термин «соревнование в мудрости» впервые появляется в диалоге Платона «Протагор». Спор между участниками философской беседы становится основой духовного и интеллектуального развития личности, философия позволяет преодолеть обыденные мнения, найти основу для согласия и прийти к истине.[2]

В первом случае человек под влиянием чувства стремится сам достигнуть благ, во втором — хочет, чтобы его ближний не пользовался этими благами. Склонными к соревнованию, согласно Аристотелю, будут люди, считающие себя достойными тех благ, которых они не имеют, к таковым благам относятся мужество, почет, мудрость, богатство, власть, красота, обилие друзей. По его мнению, прекрасно мстить своим врагам, так как справедливо воздавать равным за равное, мужественному человеку свойственно не допускать побед над собой.

Любят также людей незлопамятных и не помнящих обид, легко идущих на примирение, ибо полагают, что по отношению к другим они будут такими же. Вражду же порождают гнев, оскорбление, клевета, и страшен соперник, добивающийся того же, чего добиваемся мы сами. Аристотель пишет о войне, что она нежелательна, но бывает и необходима. Чтобы вести войну, надо знать силу своего государства — по мнению Аристотеля, нужно избегать столкновения с государствами более сильными или полезными для торговли. Таким образом, в античной философии анализируются различные стороны конфликтов. Умеренности, «золотой середине» соответствует политический порядок, устанавливающий равновесие и согласие между соперничающими группами общества.

Эти группы зачастую вступали в полемику, что требовало соответствующей логической культуры и  риторических навыков, которые вырабатывались философами. Средневековье — период взаимодействия норм обычного права варварских народов, античного философского наследия и  христианства. Предпосылки конфликтности видели в природе человеке, склонного к добру и злу. Христианство делало упор на освобождение от уз физической природы человека и развитие его духовных сил; оно с особой силой выдвигало значение свободной воли.[3] Важнейшее место занимало учение о грехах, к которым относились убийство, воровство, чревоугодие, прелюбодеяние, уныние, гнев, зависть, гордыня, лень; сам перечень грехов церковью периодически обновлялся.

Возникшее в  Средневековье учение о казнях Божиих доказывало, что многое негативное в человеке следует из его греховной природы. Человек силой веры и в процессе общения с церковью может освободиться от уз греховной плоти, преодолевая конфликтность своей души. Христианство привнесло в этику новую мораль прощения своих врагов; жертвенная любовь, персонифицированная Иисусом Христом, согласно богословам, может укорениться и в  обществе.


Интересна концепция естественного закона Фомы Аквинского, который он в работах «Сумма теологии» и «О правлении государей» выводит из здравого человеческого разума. Из конфликтов данного периода надо назвать борьбу католической церкви и государства за власть. Этой теме посвящена работа Данте Алигьери «Монархия», где он доказывает, что у Церкви и государства различные задачи в обществе, поэтому между ними не может быть конфликтов. Он также оправдывает право древних римлян на покорение соседних народов, отмечая, что их победа стала возможна при поддержке бога.

Необходимо отметить, что Средневековье во многом было связано с конфликтами на религиозной почве, в это время были распространены преследования язычников и еретиков, велись войны между христианскими народами, устраивались крестовые походы против мусульман и славян. В связи с этим католической церковью было выработано понятие справедливых и несправедливых войн: к первым были отнесены войны между христианами и язычниками, а ко вторым — между христианскими государствами.

В Новое время предпосылки конфликтов связывались не только с внутренним миром личности, но и с политико-правовым устройством государства. Буржуазная экономика была основана на конкуренции и представлениях о разумном индивиде, руководствующемся в жизни личной выгодой. В целом это способствовало усилению агонального характера социальных отношений, развитию принципа прав личности, свободы мысли и  совести.[4]

В  философии постепенно утверждается мысль о том, что все люди от природы равны, поэтому они должны иметь равные права и обязанности перед законом. Считалось также, что задача законодателя — вырабатывать законы, которые соединяют добродетель и  личную выгоду. Принципиальное значение имело и то, что генезис идеи правового государства в Европе в это время был связан с войнами между протестантами и католиками.

В числе тех, кто развивал диалектическое понимание социума, необходимо назвать Гегеля. У него, как и в Античности у Гераклита, борьба получает всеобъемлющее значение. Она представляется ему необходимостью в развитии духа по направлению к свободе, элементом признания на пути совершенствования духа. «Совершенно в кантовском духе Гегель пишет, что после того как мы вышли из естественного состояния, оправдание насилию может служить лишь то, что оно вызвало и вызывает к “существованию”. законы, конституцию» [6, c. 84].


Гегель понимал положительное право, как диалектическое развитие идеи свободы: «Идея права — свобода, и подлинного ее понимания мы достигаем лишь тогда, когда познаем ее в ее понятии и его наличном бытии» [7, с. 63]. Он связывает происхождение права с саморазвитием идеи, или мирового духа, и моментами данного развития являются общество и государственность. Диалектические законы отражают конфликтную природу свободной и разумной личности, которая должна быть понято как саморазвитие. Диалектика понимает развитие как процесс, в котором существенную роль играет внутреннее противоречие самого предмета, и оно есть та сила, которая ведет к превращению предмета в свою противоположность, определяя этим возникновение нового.

Особое место в концепции Гегеля занимает война как феномен истории: «высокое значение» войны состоит в том, что она сохраняет нравственное здоровье народов, предохраняет их от гниения, которое непременно явилось бы следствием продолжительного мира. Удачные войны, по его мнению, не давали развиться внутренним смутам и укрепляли государственную власть, из войны народы выходят укрепленными, и нации, в которых существуют непримиримые антагонизмы, обретают внутреннее спокойствие.[5] Важнейшее значение для конфликтологии имеет философия революции Маркса и Энгельса, построенная на теории общественно-экономической формации, учении о диктатуре пролетариата и классовой борьбы, доктрине мировой революции.

В классическом марксизме синтезировались ценностный подход, проявившийся в учении о диктатуре пролетариата, и научная методология, позволившая Марксу раскрыть объективные закономерности развития капитализма в XIX в., наличие превращенных форм собственности и антигуманистический характер индустриальной цивилизации. В социальной философии марксизма сохранялось подвижное равновесие между классовым и общечеловеческим, рациональным и волюнтаристским началами. Марксистская концепция человека исходит из того, что вся история есть не что иное, как постоянное преобразование природы человека. Люди, воздействуя на мир, изменяют и собственную природу. При этом «любые проблемы — как политической философии, так и философии истории — рассматривались в контексте капиталистического проекта эксплуатации человека человеком» [8, c. 8].

Социальная философия марксизма исходит из наличия антагонизма между классами, угнетающими и угнетенными. Согласно Марксу, при капитализме возникает новый антагонизм — между производительными силами и производственными отношениями, усиливается абсолютное и относительное обнищание рабочего класса, проявляется его отчуждение от достижений культуры.[6] Мировая коммунистическая революция начнется в наиболее развитых странах и приведет к уничтожению капитализма.