Файл: Договорное и законное представительство..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Вопрос об основаниях представительства является значимым для современной цивилистики. Его актуальность объясняется тем, что представительство является широко востребованным в юридической практике инструментом, призванным обеспечить более полное включение субъектов гражданского права в хозяйственный оборот. Интерес к представительству объясняется возрастанием роли гражданско-правового регулирования и закономерным увеличением способов участия лиц в общественных правоотношениях, регулируемых отраслями частного права. Представительство облегчает и расширяет участие лиц в гражданском обороте, помогает найти оптимальные способы для приобретения прав и выполнения обязанностей.

Объектом исследования является представительство.

В качестве предмета исследования выступают договорное и законное представительство.

Целью работы является рассмотрение правового регулирования договорного и законное представительство в российском гражданском законодательстве.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  • исследовать понятие договорного представительства;
  • рассмотреть особенности законного представительства;
  • исследовать квалификацию отношений представительства в связи с реформой Гражданского кодекса;
  • рассмотреть вопросы представительства по назначению суда.

Теоретической основой исследования являются труды ведущих отечественных ученых в области гражданского права.

Информационной базой исследования послужили действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, информация периодических изданий, сети Интернет.

Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Регулирование договорного и законного представительства в гражданском законодательстве

1.1. Понятие договорного представительства


Договорное представительство включает в себя две группы отношений: внутреннее отношение, возникающее при взаимном согласовании воли представляемого и представителя, а также внешнее отношение, возникающее вследствие реализации представителем своих полномочий перед третьим лицом от имени представляемого[1].

Необходимым условием возникновения отношения договорного представительства является свободная воля его субъектов. Свобода воли есть непременное условие возникновения договорного представительства в гражданском праве. Одной только свободной воли недостаточно для возникновения отношения договорного представительства. Необходима ее внешняя легитимация (акт реализации свободной воли сторонами правоотношения). Это и есть юридическое основание возникновения отношения договорного представительства.

Ряд авторов в качестве основания возникновения договорного представительства называют доверенность[2]. В обоснование ссылаются на ст. 174 Гражданского кодекса РФ[3], согласно которой полномочия лица на совершение сделки могут быть определены в доверенности.

Данная точка зрения представляется спорной, поскольку не учитывает разницы между «основанием возникновения представительства и полномочия» и «способом внешнего выражения полномочия». Спор о соотношении этих категорий существует в науке гражданского права давно. Некоторые ученые[4] считают необходимым разделять «основания возникновения представительства» и «основания возникновения полномочия». Разработчики Концепции совершенствования общих положений ГК РФ указывают на то, что «согласно «букве» п. 1 ст. 182 ГК РФ[5] добровольное полномочие должно быть основано на доверенности. Это традиционный подход отечественного права (ст. 62 ГК РСФСР 1964 г., ст. 264 ГК РСФСР 1922 г.). Наличие доверенности как документа определенной формы, юридическая судьба которого оторвана от договора, послужившего основанием выдачи доверенности, отвечает интересам предсказуемости и стабильности оборота, упрощает процедуру проверки полномочий представителя его контрагентами»[6].

Другие ученые[7] занимают позицию о тождестве оснований представительства и оснований полномочия.

Представительство как правоотношение в качестве своего содержания имеет совокупность субъективных прав и обязанностей его сторон. Поскольку полномочие представляет собой субъективное право одного лица совершать юридически значимые действия от имени другого лица, то его следует признать структурным элементом правоотношения представительства. Поскольку правоотношение является таковым только в совокупности всех своих элементов, то основания возникновения правоотношения следует признать и одновременно основаниями возникновения его структурных элементов, в частности полномочия.


Приходим к выводу о том, что основанием возникновения отношения договорного представительства является договор. Доверенность при этом выступает лишь средством внешней легитимации представителя перед третьими лицами, фиксирует полномочия представителя на совершение юридически значимых действий от имени представляемого и делает полномочие представителя очевидным для соответствующего третьего лица.

Данный вывод соответствует положениям п. 1 ст. 971 ГК РФ[8], согласно которому по договору поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия. Отношение между представителем и представляемым возникает с момента подписания соответствующего договора, а выдача доверенности представляемым представителю является одной из обязанностей сторон. Согласно ст. 975 ГК РФ при заключении договора поручения доверитель обязан выдать поверенному доверенность (доверенности) на совершение юридических действий, предусмотренных договором поручения, за исключением случаев, предусмотренных абз. 2 п. 1 ст. 182 ГК РФ[9] (представительство в силу обстановки). Таким образом, закон требует выдачи доверителем доверенности на имя представляемого. Сама по себе выдача доверенности не влечет заключения договора поручения, поскольку не обязывает представителя действовать по ней, а только дает представителю право действовать по ней от имени представляемого[10].

Таким образом, основанием возникновения правоотношения договорного представительства является договор, а доверенность выступает лишь способом внешнего выражения полномочия представителя перед третьими лицами.

Основными договорными конструкциями, являющимися основанием возникновения договорного представительства, являются договор поручения и агентский договор. Прочие виды поименованных в ГК РФ договоров (например, комиссия, договор возмездного оказания услуг, договор доверительного управления) не могут порождать правоотношение представительства, поскольку не предполагают возможность представителя действовать от имени и за счет представляемого.

1.2. Законное представительство

Теперь рассмотрим тот вид представительства, при котором основанием для его возникновения служит не волеизъявление представляемого или представителя, а императивное указание закона или иного правового акта.


Как правило, потребность в таковом возникает в случаях, когда в силу различных причин представляемый не может сам выбрать себе представителя, либо не обладает надлежащей дееспособностью, равно как и в тех ситуациях, когда представитель назначается законом или правовым актом. То есть, основанием возникновения выступает юридический факт. Например, согласно статье 64 Семейного кодекса РФ[11] обязанности по представлению его интересов до обретения им дееспособности возлагается на его родителей, которые в свою очередь, без специальных полномочий могут представлять интересы ребенка перед любыми физическими и юридическими лицами. То есть сам факт рождения ребенка, зафиксированный надлежащим образом, обязывает его родителей быть представителями. Это тот случай, когда представительство возникает в силу указания закона[12].

Иным примером могут служить отношения в сфере опеки и попечительства. Кодифицированными актами (в данном случае статьями 31 — 40 части первой Гражданского кодекса, главой 20 Семейного кодекса) установлены основные положения об основаниях их возникновения и прекращения, субъектном составе, а также правах и обязанностях субъектов. Специальные нормы отношения регламентированы Федеральным законом «Об опеке и попечительстве»[13]. Но пока не будет издан акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечительства, эти отношения не начнутся. С момента появления такого акта, начинаются отношения, регламентированные
законом, а соответственно возникают полномочия опекунов и попечителей на совершение юридических и фактических действий от имени и в интересах, опекаемых или подопечных. В этом случае, представительство основано на акте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, характерными особенностями правовой природы законного представительства и отличительными чертами от добровольного являются следующие:

1) оно возникает вне зависимости от взаимного волеизъявления, представляемого и представителя;

2) круг полномочий представителя устанавливается не представляемым, а законом или иными нормативно — правовыми актами;

3) полномочия законного представителя носят безотзывный характер (за
исключением случаев, предусмотренных законом, например, смерть представителя или лишение его родительских прав);

4) действия законного представителя могут быть оспорены лишь по
основаниям, предусмотренным нормативными правовыми актами


5) законное представительство не может быть коммерческим[14].

Отношения представительства, явствующего из обстановки, также могут быть косвенно отнесены к обязательным. Например, продавец торговой сети, продавая товар покупателю, выступает от имени и в интересах работодателя. Его полномочия неразрывно связаны с функциональными обязанностями, закрепленными в трудовом договоре, должностных инструкциях, иных нормативны актах работодателя. Поскольку перечисленными документами устанавливаются обязанности продавца, то и представительство считается обязательным. Однако, это представительство носит узконаправленный и специфичный характер. При исполнении трудовых обязанностей продавец наделен полномочиями, связанным только с совершением сделки купли —
продажи, то есть они ограничены функциональными обязанностями, иных полномочий, например, основанных на доверенности, не предполагается. Он оговаривает детали сделки с покупателем, принимает денежные средства, предназначенные работодателю, передает товар, принадлежащий работодателю. Но дальше этой сделки и ей подобных его полномочия уже не распространяются. По сути, он даже не может прекратить это представительство в любое время, то есть отказаться от поручения, не расторгнув трудовых отношений с работодателем, так как обязан исполнять условия трудового договора. При этом, третье лицо (покупатель) не может убедиться в объеме полномочии продавца, ему может быть не известна его личность, равно как и наличие трудовых отношений между владельцем магазина и продавцом В данном случае он именно ориентируется на обстановку: заходит в магазин, видит продавца, считает его представителем, покупает товар, отдает денежные средства[15].

Однако, поскольку перечень примеров обстановки, приведенный в абзаце втором пункта 1 статьи 182 ГК РФ[16], не является исчерпывающим, то в практике, в том числе и судебной возникают достаточно интересные прецеденты. В качестве одного из примеров приведем выдержку из постановления Четырнадцатого Арбитражного Апелляционного Суда от 05 февраля 2013 года (дело А05-11666 2012)[17]. Общество с ограниченной ответственностью «Архангельский Автоцентр КамАЗ» обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Автотранспортный комбинат» о взыскании задолженности за поставленные товары и выполненные работы. В числе прочих требований содержалось и требование о взыскании двух тысяч рублей за выполнение работ по ремонту оборудования. Данный ремонт был осуществлен в период поставки истцом ответчику различных партий товара (автомобильные запчасти). Со стороны ответчика товарные накладные подписывались начальником снабжения «С», уполномоченным принимать товар на основании доверенности. Им же на основании именно этой доверенности был подписан и акт об оказании услуг. Ответчик посчитал, что «С» вышел за пределы полномочий, определенных доверенностью, так как был уполномочен только на прием материальных
ценностей, соответственно не мог ни заказывать, ни принимать работы по ремонту оборудования.