Файл: Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разработанная нами система критериально-ориентированного оценивания представлена следующими показателями:

Мотивация на содержание познавательной задачи: эмоциональное отношение к принятию задачи; эмоциональное отношение к содержательной стороне деятельности; динамика эмоционального состояния в процессе деятельности; степень эмоциональной насыщаемости в связи с поисковой деятельностью.

Мотивация на способы поисковых действий: готовность к умственному напряжению; стремление к поиску путей и средств решения задачи; характерные особенности используемых способов действий; стремление к самостоятельности.

Мотивация на позитивный результат, самоконтроль и самооценку: степень сосредоточенности в процессе деятельности; поведение при затруднениях; стремление к выполнению задания в соответствии с его содержанием и готовность к самоконтролю; стремление к получению результата; оценочное отношение к полученному результату.

Степень выраженности показателей, выделенных в познавательном интересе как структурной составляющей общей способности к учению, легла в основу градации уровней его сформированности в направлении от оптимума реализованных возрастных возможностей до фактического отсутствия данного качества, каждый из которых получил определенное терминологическое обозначение.

1 УРОВЕНЬ - субъектно-поисковый, характеризующий оптимальным образом реализованный возрастной потенциал развития познавательного интереса в структуре общей способности к учению, соответственно, фиксирующий достаточно высокую степень сформированности субъектной позиции в познавательной деятельности в рамках дошкольного детства и на старте обучения в школе.

2 УРОВЕНЬ - продуктивно-поисковый, стимулируемый тип познавательного интереса. Здесь отмечается качественно более низкое развитие этой сферы с такими чертами, как неустойчивость и эпизодичность проявления, поддерживаемая благодаря усилиям взрослого активность, меньшая по сравнению с 1-м уровнем конструктивность действий (умственных и практических).

3УРОВЕНЬ - инактивный, репродуктивный интерес. На этом уровне поисковая деятельность практически целиком направляется и корректируется соответствующими воздействиями взрослого, творческие проявления со стороны ребенка отсутствуют.

      1. УРОВЕНЬ - «зачаточная, элементарная» форма проявления, характеризующаяся заинтересованностью в формальной стороне познавательной деятельности, при этом решение задачи хотя и организует некоторым образом активность ребенка, но весь ее ход свидетельствует об отсутствии ее конкретизации и подчинении действий собственной программе.

5.УРОВЕНЬ - фактическое отсутствие познавательного интереса. Разрешение познавательной задачи на этом уровне не становится сколько-нибудь действенным мотивом, организующим деятельность ребенка. Отсутствие у ребенка познавательного интереса сочетается с абсолютной несформированностью процессов саморегуляции и способности к объективной оценке результатов деятельности.

При разработке экспериментальной диагностической модели изучения познавательного интереса в структуре общей способности к учению по отношению к дошкольникам и младшим школьникам и ее реализации мы руководствовались рядом нижеизложенных положений.

Психологическая диагностика познавательного интереса в структуре общей способности к учению у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста должна строиться в русле структурно-динамического подхода и носить комплексный характер.

Изучение познавательного интереса важно проводить в аспекте актуализированных структурных компонентов общей способности к учению: мотивационного, интеллектуального и регуляционного, что расширяет возможности его анализа в умственной деятельности, поскольку позволяет вычленить индивидуально- типические и индивидуальные особенности эмоционального отношения ребенка к познавательной деятельности, степени заинтересованности ее содержанием, характера осуществляемых действий (умственных и практических), способности к их саморегуляции в стремлении к результату, удовлетворенности ребенка самостоятельным поиском в целом, и, в частности, полученным результатом.

Диагностика познавательного интереса как структурной составляющей общей способности к учению должна предусматривать преемственность в его изучении у дошкольников и младших школьников, соответственно, базироваться на общих концептуальных подходах.

Экспериментальные методики должны носить прогностический характер, т.е. способствовать определению возможностей продвижения испытуемого в ближайшее время, в связи с этим в заданиях должно предусматриваться оказание ему разной меры помощи.

С учетом специфики познавательного интереса, обращенного не только к процессу добывания информации, но и к его результату - получению новой информации, содержание задания должно предполагать мотивацию испытуемых получением результата деятельности в виде конкретных сведений.

Содержание предлагаемого в диагностических занятиях материала должно определяться спецификой типичных способов действий и операций, которые производятся детьми изучаемых возрастов при выполнении заданий на учебных занятиях или в другой совместной с педагогом деятельности.


Анализ результатов психологической диагностики должен строиться по принципу критериально ориентированного оценивания, предполагающего учет количественных и качественных показателей по вычлененным критериям.

Разработанные критерии должны способствовать как выделению возрастного оптимума развития познавательного интереса в составе общей способности к учению, так и возможные уровни отставания от него. Уровень, показанный ребенком на момент обследования, характеризует зону его актуального развития, следующий, вышележащий уровень - зону ближайшего развития. Выделенные уровни должны отражать общие (типичные) особенности проявления познавательного интереса, а также его вариации внутри них (индивидуальные особенности).

Сконструированая экспериментальная модель изучения познавательного интереса в составе общей способности к учению, включала в себя три серии диагностических занятий.

Первая серия предполагала выявление степени выраженности положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности как мотива, вторая серия эксперимента была нацелена на изучение особенностей познавательного интереса в рамках актуализированных интеллектуальных процессов, в экспериментах последней серии предполагалось изучение особенностей проявления познавательного интереса в аспекте актуализации регуляционных процессов, т.е. выдвижения на передний план процессов саморегуляции.

2.2 Характеристика респондентов

В диагностической части эксперимента в общей сложности участвовал 441 ребенок из образовательных учреждений г. Нижнего Новгорода: из них 283 воспитанника детских садов (120 дошкольников 6-го года и 163 ребенка 7-го года жизни) и 158 первоклассников.

2.3 Цель исследования

Ключевой целью исследования являлось установление вектора и характера изменений, происходящих в фазе достаточно интенсивного формирования познавательного интереса (в дошкольном детстве) и на этапе перехода к систематическому школьному обучению. Не вдаваясь в детали результатов диагностического обследования в целом, в материале настоящей исследлвания мы сфокусировали внимание на представлении данных, характеризующих степень выраженности познавательного интереса при актуализации конкретных структурных компонентов общей способности к учению, а также сдвиги в общем уровне развития этой сферы у детей исследуемых возрастных выборок. Сравнительный анализ исследуемой сферы по данным показателям позволил выявить закономерные тенденции ее генезиса в возрастной протяжке от ступени становления как относительно устойчивого свойства в условиях одной ведущей деятельности (игровой) до его развития на этапе вхождения в социальную ситуацию развития, связанную с новой ведущей деятельностью - учебной.


2.4 Результаты исследования

При изучении познавательного интереса в аспекте мотивационного компонента общей способности к учению выяснилось следующее.

На протяжении исследуемого возрастного периода постепенно происходят позитивные изменения в мотивационных тенденциях: по мере взросления доля детей, заинтересованных в познавательной деятельности, возрастает, соответственно, снижается процент ориентированных на игру. При этом смена тенденций в мотивационных предпочтениях с преимущественно игровой устремленности на познавательную происходит на седьмом году жизни, т.е. в фазе, являющейся переходной от дошкольного возраста к школьному (рисунок 1).

Рисунок 1 - Сведения о мотивационных предпочтениях испытуемых в условиях конкуренции игрового и познавательного мотивов детей

В группе детей 6-го года жизни типичной оказалась направленность на игровую деятельность (64,2%). В подготовительных к школе группах обнаружилось втрое больше детей, проявивших устойчивый интерес к процессу познания, однако здесь не вскрылось какой- либо доминирующей тенденции касательно мотивационных предпочтений познавательного или игрового плана - число детей, обнаруживших ориентацию на умственную деятельность,незначительно превышает количество испытуемых, проявивших устойчивый интерес к игровой деятельности (38,7% и 33,7%). В переходном от дошкольного к школьному периоде, и в особенности, в возрасте 5-6 лет, актуализировавшийся познавательный мотив не подкрепляется необходимой действенностью, обеспечивающей должную концентрацию умственных сил и надлежащий контроль за процессом работы по достижению результата.

На начальном этапе обучения в школе отчетливо проступает ориентированность на познавательную деятельность и растет число стабильно предпочитающих эту деятельность - до 45,5%, при этом привлекательность игровой деятельности заметно снижается. Вместе с тем, несмотря на трансформацию социального статуса, игровая мотивация еще не сдает свои позиции - она устойчиво актуальна для 18,4% первоклассников и проявляется в сочетании с познавательным мотивом при первом или втором выборе (18,4% и 17,7%).

Сравнительное соотнесение данных по ф*-критерию (углового преобразования Фишера) показало, что между возрастными выборками в доминирующих мотивационных тенденциях имеются статистически значимые различия (6-й и 7-й год жизни - на уровне Р < 0,001, 7-й и 8-й год - на уровне Р < 0,01.


Предъявление познавательной задачи в отсутствие иных конкурирующих мотивов всецело направляет испытуемых на ее решение, благодаря чему повышается степень заинтересованности процессом и продуктом деятельности, интенсифицируются активность и устремленность на получение результата. Это доказывается относительно большим процентом испытуемых, справившихся с заданием соответственно критериям 1 -го уровня, по сравнению с ситуацией соперничества мотивов (10%, 31,3% и 38% в группах 6-го, 7-го и 8-го года против 0%, 16% и 17,7%).

В условиях актуализированных интеллектуальных процессов были прослежены изменения в поисковой активности в форме вопросов и нацеленности на деятельность, требующую интеллектуального напряжения.

Установлено, что большинство испытуемых всех возрастных категорий осознает необходимость осуществления поиска неизвестного объекта с помощью вопросов и в той или иной мере подчиняет этой задаче свои действия, о чем свидетельствует поисковая направленность подавляющего количества вопросов (92,5%, 95,8% и 96,3%).

Анализ вопросов поискового типа (форма вербальной исследовательской активности, возникающая при дефиците информации об объекте и направленная на получение необходимой информации о нем), заданных детьми в ситуации необходимости произвольного их формулирования, свидетельствует о позитивных сдвигах в их качестве на протяжении 5-8 лет.

Наибольшую инициативность в их задавании обнаруживают дети 7-го года жизни - на одного ребенка этого возраста в среднем приходится 10,9 вопросов, тогда как в первых классах это число равно 7,8, а в возрасте 5-ти лет - всего 6,9. Соотношение подгрупп поисковых вопросов приведено на рисунке 2.

Рисунок 2 - Соотношение подгрупп поисковых вопросов в разных возрастах

Выявлено, что в дошкольном возрасте ярко высвечивается приверженность испытуемых к использованию вопросов идентификационного плана (72,7% и 75,7%), иначе говоря, преобладающая часть детей 6-го и 7-го лет жизни предпочитает действовать путем выдвижения конкретных гипотез относительно самого объекта и его характеристик, игнорируя в большинстве случаев предлагаемую взрослым помощь в виде последовательности вопросов, обеспечивающих конструктивный поиск.

На старте школьного обучения ситуация меняется, о чем красноречиво говорят некоторые факты, а именно:

а) доля вопросов продуктивного типа, являющихся наиболее результативными в поиске информации, существенно возрастает и соотношение вопросов продуктивного и идентификационного типа становится примерно равным, что свидетельствует о повышении возможностей в принятии позиционируемого извне алгоритма поисковой деятельности;