Файл: Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) учебно-познавательные, связанные с содержанием (изучаемым материалом) и процессом учения;

2) широкие социальные, связанные со всей системой жизненных отношений школьника (чувство долга, самосовершенствование, самоопределение, престиж, благополучие, избегание неприятностей и т. п.).

Многие исследователи отмечают, что потребность овладеть необходимыми умениями и навыками у младших школьников появляется под влиянием учителя, и это способствует нарастанию потребности в новых знаниях. Однако, как отмечает М. В. Матю- хина, нельзя установить строгую очередность возникновения этих потребностей. Например, многие дети уже до школы испытывают потребность в познании окружающего мира.

В процессе обучения постепенно познавательные потребности младшего школьника претерпевают существенные изменения. Одни из них превращаются в устойчивые свойства личности, мотивы ее поведения, другие исчезают.

Большое место в мотивации младшего школьника занимает отметка. Между тем не все дети первого и второго классов хорошо понимают объективную роль и смысл отметки. Отметочная мотивация в зуновском обучении, как показано Ш. А. Амонашвили, А. А. Люблинской и др., оказывает часто пагубное влияние на мотивацию ребенка, таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, не относящихся к сути учения, развития отрицательных черт личности.

Большинство авторов признают, что если в начальной школе складываются устойчивые познавательные потребности, то они оказывают в целом решающее влияние на ход дальнейшей психической жизни ребенка.

Устойчивое позитивное отношение младших школьников к познанию и учению во многом определяется успешной динамикой и качеством содержания самой учебной деятельности, отвечающей логике перехода от познавательной потребности к развитию познавательных интересов. Эти интересы, по мнению многих авторов, выражаются в стремлении преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, с одной стороны, и уровня содержания и организации учебного процесса — с другой.

Необходимо отметить, что в большинстве исследований учебная мотивация рассматривается как образование, возникающее прежде всего на основе совокупности сформированных познавательных интересов ребенка.

Установлено, что с самого начала обучения в школе у детей происходят значительные изменения в направленности их интересов. Исследования Л. И. Божович, М. Н. Волокитиной, В. А. Горбачевой, М. Ф. Морозовой, П. И. Размыслова, Л. С. Славиной и других авторов показывают, что в конце дошкольного периода в результате образовательно-воспитательной работы у детей обычно возникает новая высшая потребность — учиться. В связи с этим появляется интерес к школе, к учению, ко всей школьной жизни.


1.2 Формирование познавательной деятельности

Система российского образования сегодня переживает ответственный этап развития. В новом тысячелетии предпринята новая попытка реформирования общего образования посредством обновления его структуры и содержания. В ряду первоочередных задач современной российской школы стоит эффективное внедрение инновационного содержания[8] в школьную практику и его направленность на развитие познавательного интереса младших школьников.

В условиях модернизации начального образования развивающая функция обучения выходит на первый план в становлении и развитии личности младшего школьника, что способствует решению стратегических задач - сформировать у учеников потребность и способность к самостоятельному получению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию. Поставленную задачу нельзя решить без формирования у учащегося стойких познавательных мотивов к учению, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания[9].

Главной проблемой в решении задачи повышения качества и эффективности учебного процесса является учебно-познавательная активность школьников. Плодотворной почвой для познавательной активности является учебная деятельность. Её особенность состоит в том, что учение, являясь отражательно- преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности связан с активностью субъекта.

В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий[10]. Всё больше повышается значимость творческой активности человека во всех сферах деятельности. В сложившихся условиях возникает необходимость создания креативной среды в образовании, важнейшим критерием которой является ориентация на новые образовательные результаты.

Приход ребёнка в школу позволяет ему выйти за пределы своего детского периода жизни, занять новую жизненную позицию, перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес.


С точки зрения Г. И. Щукиной «познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями»[11]. Постоянно укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Под его влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

По мнению А. К. Марковой, «познавательный интерес младших школьников к учебной деятельности проявляется в таких показателях, как:

  1. познавательная активность;
  2. высокая работоспособность;
  3. отсутствие признаков утомляемости;
  4. произвольность управления учебной деятельностью»[12].

В процессе обучения познавательный интерес проявляется в расположенности школьника к обучению, к педагогическому познанию деятельности в области одной или нескольких учебных дисциплин. Особенность познавательного интереса выражается в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном получении знаний в интересующей области, в активном освоении необходимых для этого способов, в преодолении трудностей, встречающихся на пути овладения знаниями и способами их получения.

Актуальность развития познавательного интереса учащихся начальной школы к учебной деятельности определяется во многом и тем, что имеющиеся программы для начальной школы предполагают возможность дополнения и интегрирования методического материала со стороны учителя, так как основной учебный материал ориентирован в основном на репродукцию, запоминание, развитие логики и азов алгоритмизации. Между тем абстрактное мышление детей до десяти лет не является ведущим. Это вступает в противоречие с психологическими особенностями развития младших школьников и не способствует развитию познавательного интереса к учебной деятельности.

При этом направленность большинства учебных дисциплин начального образования несёт в себе значительные возможности развития познавательного интереса к учебной деятельности учащихся.

Одним из важных средств формирования познавательного интереса является использование в образовательном процессе творческих заданий, что может преобразить традиционные уроки, рационализировав детский интерес, оптимизировав процессы понимания и запоминания материала по основным учебным дисциплинам, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к самостоятельной учебной деятельности.


Познавательный интерес, прежде всего, вызывает и подкрепляет тот учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, заставляет удивляться, поражает их воображение. Удивление является сильным стимулом познания, его первичным элементом. Но познавательный интерес к учебному материалу не может всё время поддерживаться только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Ещё К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком[13]. Новое и неожиданное в учебном материале всегда выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот поэтому для поддержания и развития познавательного интереса младших школьников важно учить их умению в знакомом видеть новое.

Интересу к познанию в настоящее время содействует также показ новейших достижений науки. Именно сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки учебных программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков и открытиями. В учебном материале далеко не всё может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один, не менее важный, источник познавательного интереса - сам процесс деятельности. Учебная деятельность в своей основе нацелена на то, чтобы школьники усваивали знания в процессе самостоятельного решения учебной задачи, которая позволяет им раскрыть условия происхождения этих знаний[14].

Таким образом, одной из главных задач современного общего образования является умение заложить потенциал обо- гащённого развития личности ребёнка. Успешность решения данного вопроса связана, прежде всего, с расширением педагогических средств организации учебной деятельности учащихся для развития познавательного интереса, что способствует развитию самостоятельности, активности и творческой направленности личности.

1.3. Проблемы развития познавательной деятельности младших школьников

Проблема формирования и развития у учащихся познавательного интереса является одной из самых глобальных психолого-педагогических проблем. Не случайно ей посвящены многие исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, методистов. Исследования л. И Божович, М. Н. волоки- тиной, в. А. Горбачевой, М. Ф. Морозовой, П. И. Размыслова, л. С. Славиной и др. выявили, что в результате развития учебно- познавательного интереса и образовательно-воспитательной работы у детей возникает потребность учиться, получать новые знания и умения, в связи с этим у детей появляется интерес не только к предмету, но и ко всей школьной жизни.


В наши дни данная проблема является наиболее актуальной, так как повышение учебно-познавательного интереса младших школьников необходимо для предоставления более совершенного образования, улучшения его качества и уровня. такое обучение, где дети сами проявляют интерес к образовательным предметам, является более эффективным и результативным.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется не только самим педагогическим процессом в целом, но и обращением внимания педагогов на личностно-индивидуальные особенности ребенка. Это, несомненно, важно для младших школьников, так как учебная деятельность в младших классах выступает для них в роли первого опыта получения образования.

Одни из наиболее эффективных средств развития интереса к учебному предмету, используемые на уроке, например математики, - это дидактическая игра, логические задания, задачи повышенной трудности, логические задачи, самостоятельная работа, игра.

Игра как безусловный фактор влияния на обучения школьников рассматривается в таких областях знания, как психология, философия, педагогика и социология. в педагогике и теории преподавания языка игра является одним из главных факторов влияния на образование ребенка. Многие ученые, такие как Л. С. выготский, С. Л. Рубинштейн, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин и др. исследовали игру как феноменальный источник развития детского внимания.

Игровые технология - это уникальные формы обучения, позволяющие не только хорошо воспринимать все виды информации, но и способствующие развитию творческих способностей младших школьников. Это помогает ребенку быстрее усвоить информацию, воспроизвести ее, комбинировать с другими видами информации и разнообразить учебную деятельность.

Л. И. Божович отмечает, что развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей: у одних она выражена ярко и носит теоретическое направление, у других она больше связана с практической активностью, что свидетельствует о различном уровне познавательного отношения ребенка к действительности[15].

Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании, к разным впечатляющим фактам, событиям общественной жизни, истории и др.

Термин «игра» не является научным понятием, так имеет разные способы ее проведения и объекты, на которые она направлена. довольно интересно понятие «игра» охарактеризовал А. Н. леонтьев, а именно как свободу личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов».