Файл: Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) определенная, правда, еще незначительная часть детей (5,7%) проявляет способность к самостоятельному продумыванию стратегии поиска и ее реализации, приводящей к достижению объективного результата. Эти факты доказывают, что потенциальные возможности первоклассников в осуществлении поисковых действий в форме вопросов по сравнению с дошкольным возрастом несколько возрастают.

В то же время нельзя не признать, что для подавляющей части испытуемых на переходном этапе развития характерным является либо частичное принятие предложенного алгоритма действий, и тогда отмечается сочетание продуктивного пути поиска с выдвижением конкретных гипотез (более характерно для 2-го уровня), либо его непринятие и концентрация вопросительной активности на переборе вариантов (3-й и 4-й уровни).

Анализ нацеленности детей на решение задач, требующих интеллектуального напряжения показал, что в этом параметре также происходят положительные изменения.

В группах дошкольного возраста вскрылась статистически значимая тенденция к выбору репродуктивного типа задач (69,2% и 76,1%), из чего следует, что стремление к умственному напряжению, которое исследователи считают ярким признаком познавательного интереса, не является свойственным этому возрасту. В группе первоклассников отмечается значительно большая представленность предпочтений задач продуктивного типа (53,1%), однако факт статистически достоверной ориентированности на задачи такого типа не подтверждается. Таким образом, эта тенденция еще не принимает характер закономерности и по этой причине было бы неверным допущение о смене тенденций в направленности на деятельность, требующую приложения интеллектуальных сил и проявления творческой активности.

В то же время позитивное продвижение, безусловно, имеет место быть. В группе детей 5-ти лет к выбору такого рода задач склонны дошкольники, показавшие более низкое качество деятельности. Это можно объяснить недостаточной сформированностью способности к осознанию степени сложности предъявляемых заданий и объективному оцениванию своего актуального потенциала. Иная ситуация в подготовительных к школе группах и первых классах: здесь предпочтение задачам, требующим самостоятельного осмысления пути решения, обнаруживается на более высоких уровнях сформированности познавательного интереса - 1-м и 2-м, следовательно, лишь на этих уровнях познавательный интерес сопряжен с подлинной устремленностью на умственную деятельность.


В условиях актуализации регуляционного компонента общей способности к учению установлено возрастание возможностей самоорганизации собственной познавательной деятельности в возрастном диапазоне 5-8 лет (рисунок 3).

Рисунок 3 - Данные о распределении испытуемых по уровням познавательного интереса в условиях актуализации процессов саморегуляции

Дошкольники 6-го года жизни в условиях актуализации регуляционных процессов демонстрируют довольно низкий уровень развития познавательного интереса - более половины детей этого возраста (62,5%)показали 3-й уровень и ниже. Дети этой возрастной группы при решении задачи, основанной на подчинении действий четко заданным правилам, проявляют скорее заинтересованность в ситуации опыта, форме предъявления материала, нежели интерес к содержательной стороне деятельности. В силу недостаточно развитой способности к удержанию цели и принципов действий в полном объеме, неумения подчинить собственную деятельность поставленной задаче, осуществлять в ходе работы необходимый контроль, адекватно оценивать результаты деятельности в форме словесного самоотчета дети не могут продвинуться к заданному результату даже при условии направления поисковых действий со стороны взрослого. Данные факты однозначно говорят о несформированности субъектной позиции в познавательной деятельности.

В последующих возрастах число детей, показывающих низкие уровни познавательного интереса (3-й уровень и ниже), существенно снижается: в среднем до 34, 4% среди дошкольников 6-7 лет и до 17,4% на старте обучения в школе.Соответственно, расширяется контингент испытуемых, у которых положительное эмоциональное отношение к предстоящей деятельности подкрепляется относительно развитыми формами самоконтроля, обеспечивающими быстрый темп и результативность деятельности (1 -й уровень) - 39,7% в группе первоклассников против 27,3% и 4,2% в выборках 7-го и 6-го лет жизни. Увеличивается также доля воспитанников, у которых хотя и наблюдаются сбои в осуществлении действий контроля на начальной стадии деятельности, но благодаря общему позитивному эмоциональному состоянию в ходе интеллектуальной деятельности поддерживается стремление к достижению объективного результата, хотя и реализуемое с помощью взрослого (2-й уровень) - с 33,3% в возрасте 5-6 лет до 42,1% в выборке школьников.

Различия между возрастными выборками обнаруживаются и по общему уровню сформированности познавательного интереса в составе общей способности к учению (рисунок 4).


Рисунок 4 - Итоговое распределение испытуемых по уровням сформированности познавательного интереса в составе общей способности к учению

Данные диаграммы наглядно показывают, что высокие показатели познавательного интереса демонстрируют лишь дети переходного периода - 7-го и 8-го лет жизни. Но в обеих возрастных выборках их число весьма невелико - 8,2% в группе школьников и 7,4% в группе детей 7-го года. Наиболее типичным для двух смежных возрастов является второй уровень. Однако если среди школьников такое качество выполнения заданий обнаруживает более двух третей испытуемых, то в границах более младшего возраста чуть более 50%.

Вывод

Итак, данные, полученные в ходе проведенного исследования, показали следующее.

  1. Познавательный интерес как структурная составляющая общей способности к учению является позитивно развивающимся в возрастной динамике психическим образованием, наиболее существенные изменения в котором происходят в переходной фазе от дошкольного возраста к школьному.
  2. Возрастные сдвиги в развитии познавательного интереса детей отмечаются в следующем: повышается устремленность на познавательную деятельность, возрастают возможности в осуществлении поиска сведений с помощью вопросов и в самоорганизации собственной деятельности в процессе движения к получению познавательного результата. Различия в проявлении познавательного интереса между возрастными ступенями при актуализации структурных компонентов общей способности к учению подтверждаются статистическими расчетами по критерию Стьюдента, что дает основания для утверждения о закономерности выявленных тенденций становления познавательного интереса как составляющей общей способности к учению в возрасте от 5 до 8 лет.
  3. Наличие сравнительно малого числа детей, обнаруживающих субъектно-поисковый тип познавательного интереса (1-й уровень), убедительно показывает, что в отсутствие целенаправленной психолого-педагогической работы подавляющая часть детей даже на старте обучения в школе не достигает возможного возрастного оптимума в развитии познавательного интереса.

Заключение

Целью данной работы явился анализ развития познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения, для достижения поставленной цели, были решены следующие задачи:


- рассмотрено понятие познавательный интерес;

- изучено формирование познавательного интереса;

- выявлены проблемы развития познавательного интереса младших школьников;

- проведено исследование познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения.

В результате решения выше стоящих задач, были получены следующие выводы:

1. Устойчивое позитивное отношение младших школьников к познанию и учению во многом определяется успешной динамикой и качеством содержания самой учебной деятельности, отвечающей логике перехода от познавательной потребности к развитию познавательных интересов. Эти интересы, по мнению многих авторов, выражаются в стремлении преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, с одной стороны, и уровня содержания и организации учебного процесса — с другой.

Необходимо отметить, что в большинстве исследований учебная мотивация рассматривается как образование, возникающее прежде всего на основе совокупности сформированных познавательных интересов ребенка.

Установлено, что с самого начала обучения в школе у детей происходят значительные изменения в направленности их интересов. Исследования Л. И. Божович, М. Н. Волокитиной, В. А. Горбачевой, М. Ф. Морозовой, П. И. Размыслова, Л. С. Славиной и других авторов показывают, что в конце дошкольного периода в результате образовательно-воспитательной работы у детей обычно возникает новая высшая потребность — учиться. В связи с этим появляется интерес к школе, к учению, ко всей школьной жизни.

2. Одной из главных задач современного общего образования является умение заложить потенциал обо- гащённого развития личности ребёнка. Успешность решения данного вопроса связана, прежде всего, с расширением педагогических средств организации учебной деятельности учащихся для развития познавательного интереса, что способствует развитию самостоятельности, активности и творческой направленности личности.

3. Мы считаем, что именно использование разного рода игр дает возможность полностью раскрыть школьника как личность, помочь ему в усвоении новых знаний, умений и навыков в процессе обучения. в настоящее время игра является основным способом развития учебно-познавательного интереса младших школьников.

  1. Познавательный интерес как структурная составляющая общей способности к учению является позитивно развивающимся в возрастной динамике психическим образованием, наиболее существенные изменения в котором происходят в переходной фазе от дошкольного возраста к школьному.
  2. Возрастные сдвиги в развитии познавательного интереса детей отмечаются в следующем: повышается устремленность на познавательную деятельность, возрастают возможности в осуществлении поиска сведений с помощью вопросов и в самоорганизации собственной деятельности в процессе движения к получению познавательного результата. Различия в проявлении познавательного интереса между возрастными ступенями при актуализации структурных компонентов общей способности к учению подтверждаются статистическими расчетами по критерию Стьюдента, что дает основания для утверждения о закономерности выявленных тенденций становления познавательного интереса как составляющей общей способности к учению в возрасте от 5 до 8 лет.
  3. Наличие сравнительно малого числа детей, обнаруживающих субъектно-поисковый тип познавательного интереса (1-й уровень), убедительно показывает, что в отсутствие целенаправленной психолого-педагогической работы подавляющая часть детей даже на старте обучения в школе не достигает возможного возрастного оптимума в развитии познавательного интереса.

Список литературы

  1. Аксенова, Е.Б. Формирование саморегуляции у старших дошкольников с ЗПР в сюжетно-ролевой игре и на учебных занятиях :дис. ...канд. психол. наук : 19.00.10 / Е. Б. Аксенова. - Н. Новгород, 1992. - 193 с.
  2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды:в 2-х томах. Т. 2 / Б. Г. Ананьев. - М. : Педагогика, 1982. - 288 с.
  3. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М. : Мысль, 1976. - 158 с.
  4. Баранова, Э. А. Психологическая система изучения и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению в дошкольном и младшем школьном возрасте :автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / Э. А. Баранова. - Н. Новгород, 2006. 53 с.
  5. Бекоева, М.И.Становление доктрины познавательного интереса и ее реализация в процессе обучения (на примере школьного курса математики):дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. И. Бекоева. - Владикавказ, 2001. - 155 с.
  6. Белоцерковец Н. И. Некоторые аспекты формирования детского коллектива средствами внеклассной работы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения : сб. матер. ХХХУ1 Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С. С. Чернова. - Новосибирск : Издательство ЦРНС, 2014. -С. 149-153.
  7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Просвещение 1968.
  8. Божович,Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения / Л. И. Божович// Известия АПН РСФСР. Вып. 73. - 1955. - С. 3-14.
  9. Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. - М.: ПЕРСЭ, 2003.
  10. Выготский, Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч. : в 6 т. Т. 4. М. 1984
  11. Выготский, Л.С. Развитие интересов в переходном возрасте / Л. С. Выготский //Собрание сочинений:в 6-ти томах. Т. 4. - М. : Педагогика, 1984. - С. 6-40.
  12. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. - М., 1988. - 254 с.
  13. Дмитриева, И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению:автореф. дис. .канд. психол. наук : 19.00.07 / И. М. Дмитриева. - Н. Новгород, 2003. - 19 с.
  14. Запорожец, А. В.Избранные психологические труды:в 2-х томах. Т. 2 / А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986. - 296 с.
  15. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. М. : Педагогика, 1981. - 200 с.
  16. Кириллова Л. С. Теоретические подходы к организации учебной деятельности будущих специалистов социальной работы // Гуманизация образования. - 2009. - № 3. - С. 37-41.
  17. Кисова, В.В. Формирование саморегуляции как общей способности к учению средствами продуктивных видов деятельности у дошкольников с задержкой психического развития:автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 / В. В. Кисова. - Н. Новгород, 2000. - 24 с.
  18. Князева, Т.Н. Особенности формирования самостоятельности мышления у младших школьников с ЗПР:дис. ...канд. психол. наук : 19.00.10 / Т. Н. Князева. - Н. Новгород, 1994б. 177 с.
  19. Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы сознательности учения / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: в 2-х томах. Т. 1. - М. : Педагогика, 1983. - С. 351-380.
  20. Маркова А К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990. - 192 с.
  21. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников. М. : Педагогика 1984
  22. Менчинская, Н.А. Краткий обзор состояния проблемы успеваемости школьников / Н. А. Менчинская// Психологические проблемы неуспеваемости школьника / под ред. Н. А. Менчинской. - М. : Педагогика, 1971. - С.8-31.
  23. Минаева, Е.В. Формирование внутреннего плана действий у детей младшего школьного возраста:автореф. дис. .канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. В. Минаева. - Н. Новгород, 2000. - 22 с.
  24. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев // Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. - М. : Институт практической психологи ; Воронеж : МОДЭК, 1995. - 356 с.
  25. Охулкова, И.В. Формирование самостоятельности мышления у детей старшего дошкольного возраста:автореф. дис. ...канд. психол. наук : 19.00.07 / И. В. Охулкова. - Н. Новгород, 1996. - 20 с.
  26. Ошорова,Н.Б. Формирование познавательной самостоятельности младших школьников в условиях личностно-ориентированного образования :дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. Б. Ошорова. - Улан-Удэ, 2001. - 196 с.
  27. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
  28. Платонов,К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов ; отв. ред. А. Д. Глоточкин. - М. : Наука, 1986. - 254 с.
  29. Росина, Н.Л. Формирование саморегуляции у младших школьников в учебной деятельности:автореф. дис. ...канд. психол. наук : 19.00.07 / Н. Л. Росина. - Н. Новгород, 1998. - 18 с.
  30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2005.
  31. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2-х томах. Т. 1 / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с.
  32. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. - М.: АСТ, 2003
  33. Талызина, Н. Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся. М.: Изд-во МГУ 1975.
  34. Таранова Е. В., Тарасова С. И., Анникова Л. В., Колесникова Т. В. Социально-педагогические параметры оценки готовности педагогов к инновационной педагогической деятельности // сб. научных трудов Sworld. - 2014. - Т. 15. - № 1. - С. 40-44.
  35. Троицкая, И.Ю. Особенности внутреннего плана действий у 6-тилетних детей с задержкой психического развития:автореф. дис. ...канд. психол. наук : 19.00.10 / И. Ю. Троицкая. - Н. Новгород, 2000. - 23 с.
  36. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. - Н. Новгород : НГПУ, 1994. - 230 с.
  37. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М. : Просвещение, 1979. - 160 с.
  38. Щукина,Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 1986. - 142 с.
  39. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика 1989