Файл: Разработка инновационной стратегии предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 924

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Стратегическое управление предприятиями в современных условиях связано с необходимостью учета множества факторов. Особое внимание следует уделить таким факторам как:

  • возрастающая динамика развития рынков,
  • усиление конкуренции за счет глобализации;
  • развитие специализации и появление новых рынков,
  • рост объемов и видов аутсорсинговых услуг.

При этом основным источником повышения эффективности деятельности остаются новые технологии и инновации. Все это требует адекватного развития инструментария стратегического управления, а именно поиск таких способов формирования инновационных стратегий, при применении которых осложняющие развитие факторы рассматриваются как дополнительные преимущества и возможности.

Эффективная инновационная деятельность – залог успешного развития предприятия. Однако для того, чтобы обеспечить переход от новации к приносящей экономический эффект инновации, предприятию необходимо придерживаться определенного плана действий, учитывающего краткосрочные и долгосрочные цели организации, а также изменчивость факторов внешней среды. Иными словами, необходима разработка инновационной стратегии развития.

Важность разработки инновационной стратегии обусловливается целым рядом факторов:

  • определяющей ролью инноваций как источника конкурентных преимуществ;
  • сложностью, неопределенностью и высокой стоимостью процессов НИОКР;
  • глобализацией, обусловливающей необходимость стратегического подхода к инвестициям в технологии;
  • необходимостью соответствия стратегии фирмы в сфере НИОКР общей корпоративной стратегии.

Важную роль при этом приобретает умение эффективно управлять инновационными процессами. В связи с этим особую актуальность на данном этапе развития промышленности приобретают проблемы создания эффективных систем управления инновационной деятельностью, формирования адекватной сложившимся условиям инновационной политики и стратегии промышленного предприятия, которые обеспечили бы стабильный рост продаж.

Представленная работа направлена на решение обозначенных проблем.

Цель исследования – разработка методических рекомендаций по формированию инновационной стратегии промышленного предприятия.

Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:


  • исследование теоретических подходов к определению сущности понятий: «инновация», «инновационная деятельность», «инновационный процесс» и «инновационная стратегия»; анализ видов инновационных стратегий;
  • исследование механизма формирования инновационной стратегии предприятия;
  • исследование инновационного потенциала предприятия;
  • анализ внешних факторов, влияющих на формирование инновационной стратегии предприятия;

Объектом исследования является предприятие ПАО «Ижорские заводы».

Предметом исследования выступает процесс разработки стратегии инновационного развития промышленного предприятия ПАО «Ижорские заводы»

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие и сущность инновационной стратегии

Анализ процесса возникновения, развития и распространения новшеств в рамках конкретной организационной структуры или в масштабах государства указывает на необходимость применения системного подхода для определения сущности инновационной деятельности. В литературе широко представлены и даны различные определения термина «инновация» и предложена различная типология процессов, связанных с этим явлением.

Термин «инновация» впервые был введён Й. Шумпетером в 1912 г. в работе «Теория экономического развития». Под инновацией он понимал новшество, которое применено в области технологии производства или управления некоторой хозяйственной единицы [47].

В современной зарубежной и отечественной научной литературе наблюдается большое число попыток, связанных с определением смыслового содержания данного понятия. Многообразие толкований термина «инновация» различными авторами можно сгруппировать следующим образом:

  1. По мнению ряда исследователей, в частности В. М. Кресса, В.А. Грачева, [19], П. Дойля [11], термин «инновация» следует рассматривать как результат творческого процесса в виде создания новой техники, технологий и т.п.;
  2. Исследователи Д.В. Соколов и М.М. Шабанова под инновацией понимают итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический) [39];
  3. Согласно позиции Г.Б. Скока, Н.Ш. Никитиной [38] и Н.И. Лапина [23], инновации представляют собой процесс качественного изменения, введения новых изделий, техники, технологий, формирования новых отношений по их поводу, имеющих комплексный характер. Г.Б. Скок и Н.Ш. Никитина определяют инновацию как процесс внедрения нового в сознание и деятельность всех участников инновационного процесса, связанного с формированием у них «инновационной способности», а не только как создание конкретного новшества [38];
  4. Синтетический подход к инновации как результату и как процессу представлен в исследованиях ряда авторов, в частности Э.А. Уткина, Н.И Морозовой, Г.И. Морозовой [44], А.А. Кутейникова [22], А.Г. Кругликова [20], Л.С. Бляхмана [6]. Исследователи Э.А. Уткин, Н.И Морозова и Г.И. Морозова считают, что инновация есть объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога [44]. А.А. Кутейников определяет инновацию как «новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, дающих прирост полезного эффекта, и, как правило, основанный на достижениях науки и техники» [22].

Исследователи В.Г. Беломестнов, И.А. Беломестнова и Н.Э. Шабыкова говорят о необходимости разграничивать понятия «новшество» и «инновация». Понятие «новшество», происходящее от англ. invention, принято определять как новую идею, которая в процессе разработки может быть реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод и т.п.

Понятие «инновация», в англ. innovation, следует понимать как новый или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность. Другими словами, технологическое новшество является источником технологической инновации, которая приобретает такое качество с момента принятия к распространению в виде нового продукта. Процесс такого преобразования называется инновационным. В свою очередь, процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. С момента появления новшества на рынке оно становится инновацией [5].

Наряду с рассмотренными подходами к толкованию термина «инновация» различными исследователями существует трактовка данного понятия, изложенная в Постановлении РФ от 24 июля 1998 г. N 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы»:

«Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [35].

Обобщив подходы различных авторов к толкованию термина инновация, в данной работе под инновацией будем понимать новшество, доведенное до стадии коммерческого использования и предложения на рынке в виде нового продукта или нового (усовершенствованного) технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Необходимо также уточнить, что подлинная новизна продукта всегда связана с ростом экономического эффекта от его использования.

Основными признаками инновационной продукции принято считать:

  • новизну;
  • полезность и (или) социальную значимость;
  • превосходство над уже имеющейся продукцией;
  • большую добавленная стоимость;
  • повышенную конкурентоспособность при прочих равных условиях с заменяющей продукцией (услугой).

В экономической литературе чаще всего рассматривают два типа технологических инноваций:

    • продуктовые;
    • процессные.

Данные типы инноваций представляют наибольшее значение в формировании инновационной политики промышленного предприятия. Рассмотрим особенности продуктовых и процессных инноваций.

Продуктовые инновации включают в себя применение новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих. Они охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. Здесь идет речь о получение принципиально новых продуктов.

В рамках данного типа инноваций, авторы В.Г. Беломестнов, И.А. Беломестнова и Н.Э. Шабыкова вводят понятие «технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация)» и «технологически усовершенствованный продукт (инкрементальная продуктовая инновация)» [5].

Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) – это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании исследований и разработок).

Технологически усовершенствованный продукт (инкрементальная продуктовая инновация) – это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).

Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии) и могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия. Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок.

Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены либо поставлены с использованием обычных производственных методов [5].


Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, цвет, форма и т.д.); незначительных технических и внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменным конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в изделие материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия [5].

Инновация является следствием инновационной деятельности. Рассмотрим толкование термина «инновационная деятельность» в экономической литературе.

Инновационная деятельность – деятельность по превращению результатов НИОКР в инновации и их внедрению в практику. К инновационной деятельности относятся: проведение научно- исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий.

1.2. Виды инновационных стратегий и их характеристика

Исследователями инновационной сферы предложен ряд классификаций инновационных стратегий.

Большинство исследователей (А.А. Трифолова, Н.В. Лапин, Д.В. Савотеев и др.) называют наиболее распространенными следующие стратегии инновационного развития:

    • наступательная;
    • оборонительная;
    • имитационная.

Наступательные инновационная стратегия обеспечивает реализацию общей направленности на интенсивный рост и нацелена на увеличение присутствия предприятия в наиболее перспективных секторах рынка за счет вытеснения из этих секторов за счет вытеснения из этих секторов имеющихся конкурентов [42].

Наступательная стратегия ориентирована на разработку и освоение собственных нововведений, поиск уникальных источников формирования конкурентных преимуществ. Подобное поведение характерно для крупных компаний, осуществляющих массовое производство, выходящих на рынок со своей или приобретенной новой продукцией, опережающих своих конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба [24].