Файл: Разработка инновационной стратегии предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 929

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Популярными инструментами, отражающими видение инновационных перспектив компании С.А. Кузнецова считает продуктовые и технологические «дорожные карты», на которых отображаются основные стратегические инициативы по развитию новых продуктов и технологий, запланированные на них ресурсы и предполагаемые сроки реализации [21].

Исследователи О.Ю. Ефимова и Д.В. Котов называют условия формирования инновационной стратегии предприятия:

  1. этапы проектирования инновационной стратегии должны включать анализ финансовых ограничений, определяемых выбранной инновационной политикой;
  2. учет через формализованный инструментарий потенциальных возможностей и перспектив использования тех или иных инноваций в связи с развитием внутренней и внешней среды предприятия. Отсутствие такого учета может привести в будущем к технологической или рыночной неадекватности актуальных в настоящее время инновационных продуктов и услуг [13].

Также исследователи отмечают, что необходимо четкое следование этапам управления инновационными проектами предприятия [13]. Наличие на предприятии эффективной системы управления портфелем проектов обеспечивает, во-первых, выбор проектов, соответствующих общей стратегии бизнеса, и, во-вторых поддержание баланса между необходимыми для реализации проектов ресурсами и средствами, выделенными на инновационные цели.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПАО «ИЖОРСКИЕ ЗАВОДЫ»

2.1. Общая характеристика предприятия

ПАО «Ижорские заводы» (далее Ижорские заводы) - это современное машиностроительное предприятие, проектирующее и изготавливающее оборудование для объектов использования атомной энергии, продукцию тяжелого, химического и нефтяного машиностроения.

Ижорские заводы входят в крупнейшую российскую корпорацию тяжелого машиностроения «Объединенные машиностроительные заводы» (далее – ПАО ОМЗ).

ПАО ОМЗ – одна из ведущих компаний тяжелого машиностроения, специализирующаяся на инжиниринге, производстве, продажах и сервисном обслуживании оборудования для атомной энергетики, нефтехимической и нефтегазовой, горной промышленности, а также на производстве спецсталей и предоставлении промышленных услуг.


На сегодняшний день ключевая позиция производственной программы Ижорских заводов – изготовление высокотехнологичной продукции для отраслей российского топливно-энергетического комплекса: традиционной и атомной энергетики и нефтеперерабатывающей промышленности.

Основными продуктовыми направлениями предприятия являются:

  • Атомное оборудование для российских и зарубежных АЭС (в т.ч. Китай, Индия, Иран, Болгария) реакторное оборудование в составе корпуса реактора;
  • узлы главных циркуляционных трубопроводов, насосов; стеллажи уплотненного хранения топлива;
  • реакторные установки КЛТ-40 для плавучих АЭС;
  • ЗИП для оборудования АЭС;
  1. Сосуды давления для нефтеперерабатывающей, нефтехимической, химической, газоперерабатывающей, газовой и других отраслей промышленности.
  2. Промышленные работы и услуги (для обеспечения равномерной загрузки мощностей).

2.2. Анализ внутренней среды предприятия

На сегодняшний день ключевая позиция производственной программы Ижорских заводов – изготовление высокотехнологичной продукции для атомной энергетики и нефтеперерабатывающей промышленности.

Доля российского рынка, которую занимают Ижорские заводы» в производстве оборудования для АЭС, составляет 40 %, остальная доля принадлежит конкуренту ЗАО «АЭМ-Технологии»; на мировом рынке строительство АЭС доля России составляет 20%.

Текущий объем заказов на атомное оборудование составляет примерно 40% производственных мощностей предприятия. За последние несколько лет наблюдается спад объема продаж данной продукции. Достичь оптимальной загрузки производственных мощностей предприятие пытается за счет нефтехимических заказов. Но на данный момент ситуацию с загрузкой производственных мощностей нельзя назвать удовлетворительной. Ижорским заводам в условиях растущей конкуренции и без государственной поддержки не удается обеспечивать стабильное формирование портфеля заказов, что отражается на финансовом состоянии предприятия. Руководству предприятия приходится применять различные меры для сохранения устойчивого финансового состояния предприятия: проводить оптимизацию затрат (в т.ч. периодическое сокращение численности штата), реструктуризацию организационной структуры с целью поиска наиболее эффективной модели управления, диверсифицировать производство, привлекать инвестиции и ряд других мер.


Стратегический финансовый партнер предприятия – Газпромбанк (ПАО). За шесть лет Газпромбанком инвестировано в Ижорские заводы 175,7 млн. долларов. С помощью инвестиций на предприятии реализуется комплексная программа модернизация производства, которая проходит в три этапа и рассчитана до 2020 года.

Основные направления НИОКР предприятия, которые имеют важное значения для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции связаны с освоением новых технологий сварки и созданием импортозамещающих сварочных материалов для изготовления сосудов для нефтехимии. Освоение данных направлений должно стать одним из приоритетных в стратегии развития Ижорских заводов и способствовать дальнейшему инновационному развитию.

2.3. Анализ внешней среды предприятия

На выбор эффективной инновационной стратегии предприятия влияет широкий спектр факторов внешней среды, которые необходимо учитывать: это и анализ рынка и потребителей, анализ конкурентов, технологические прогнозы предприятия, отношения с поставщиками и партнерами, наличие/отсутствие господдержки.

Далее приведен анализ факторов внешней среды исследуемого предприятия.

Рынки и потребители. Атомная отрасль является профильной для Ижорских заводов. Предприятие является одним из ведущих европейских производителей оборудования для атомных электрических станций и вносит большой вклад в укрепление позиций России на мировом рынке атомных технологий как в области производства оборудования для АЭС, так и в области ядерно-топливного цикла.

Сегодня в производстве реакторное оборудование для АЭС: России (Ленинградская АЭС, Ростовская АЭС, Балтийская АЭС); Белоруссии (Белорусская АЭС); Болгарии (АЭС Белене); Китая (Тяньваньская АЭС).

В настоящее время Ижорские заводы выпускают корпусное

оборудование для водо-водяных энергетических реакторов ВВЭР −1200 электрической мощностью 1200 МВт. Срок эксплуатации нового реактора увеличивается до 60 лет.

Предприятие имеет возможность получать значительную прибыль путем производства оборудования для целевой программы РФ, а также по экспортным контрактам.

В данном случае одним из определяющих факторов будет являться политика государства в данной отрасли. Выйти предприятию на зарубежные рынки могут поспособствовать уже заключенные и находящиеся в проработке межправительственные соглашения о строительстве АЭС в Индии, Китае, Турции, Вьетнаме, Армении и в ряде других стран. Сдерживающим фактором в данной ситуации может стать нарастающая конкуренция.


Развитие нефтепереработки и нефтехимии также предопределено мерами Правительства РФ:

    • модернизация всей нефтеперерабатывающей отрасли, оснащение российских НПЗ оборудованием нового поколения;
    • утвержден план развития газо- и нефтехимии до 2030 года, в связи с чем прогнозируется старт ряда крупных проектов;
    • Правительством РФ объявлена программа импортозамещения, которая может дать диверсификацию производства по следующей номенклатуре: ВКУ, теплообменное оборудование высокого давления.

Среди потребителей нефтехимической продукции Ижорских заводов ПАО «ТАНЕКО», ПАО «НК «Роснефть» и др.

Анализ конкурентной среды: На сегодняшний момент конкурентная среда на рынке производства оборудования АЭС активно развивается. Поэтому в последние годы в этом сегменте у Ижорских заводов появились достаточно серьезные конкуренты – предприятия, входящие в структуру «Атомэнергомаш»: «Петрозводскмаш» и Волгодонский филиал «АЭМ-Технологии». С точки зрения производства тяжелых реакторов из хроммолибденванадиевой стали по проектам мировых лицензиаров Ижорские заводы вынуждены конкурировать с зарубежными производителями. Это итальянские, японские, корейские компании, имеющие огромный опыт производства подобного оборудования. Эти компании входят в списки так называемых рекомендованных поставщиков оборудования, которые формируют основные лицензиары.

Господдержка: Атомная энергетика является объектом большой политики. Развитие отрасли во многом регулируется Правительством РФ. Анализируя состояние российского машиностроения, стоит отметить нехватку собственных инноваций и научных разработок. Для развития отечественной экономики важны не только современные инновационные технологии, но и собственные инновации. В первую очередь, для этого необходима поддержка государства, поддержка собственных отраслевых институтов. Темпы развития инноваций в области машиностроения нельзя считать удовлетворительными.

Партнеры: Важным конкурентным преимуществом Ижорских заводов является наличие на одной производственной площадке собственной высококачественной металлургии (предприятие ООО «ОМЗ-Спецсталь»), что позволяет обеспечивать сквозной контроль качества, начиная от выплавки стали. Кроме того, Ижорский завод обладает собственным научно-исследовательским центром (предприятие ТК «ОМЗ-Ижора»), позволяющим осуществлять металловедческое сопровождение на всех этапах производства. Собственное конструкторское бюро способно проектировать оборудование в соответствии с требованиями мировых лицензиаров. Все это позволяет Ижорским заводам изготавливать оборудование в соответствии не только с требованиями международных стандартов, но и с не менее строгими российскими правилами изготовления сосудов давления.


Технологические прогнозы. Ижорские заводы планируют дальнейшее освоение рынка нефтеперерабатывающего комплекса, удержание лидирующих позиций в области производства высококачественного оборудования для АЭС. Внедрение нового высокопроизводительного оборудования. Совершенствование технологических процессов.

2.4. Оценка действующей стратегии предприятия

Давать оценку действующей стратегии Ижорских заводов необходимо с учетом оценки стратегии Группы ОМЗ, в которую входит предприятие.

Реализация стратегии Группы ОМЗ направлена на создание базы для дальнейшего инновационного развития, повышения производительности труда и конкурентоспособности.

Компания последовательно реализует два этапа стратегии:

  1. Комплексная модернизация и повышение эффективности деятельности Группы:
  • усиление конструкторского блока и инжиниринговых компетенций, разработка новой продукции, переход к комплексным поставкам;
  • точечная модернизация производства (компенсация недоинвестирования), повышение эффективности производства (программа «Бережливое производство»);
  • реализация мероприятий по обеспечению промышленной безопасности;
  • повышение эффективности управления бизнесом (развитие внутренней кооперации).
  1. Развитие производства и продаж Группы ОМЗ:
  • структурирование Группы по бизнес-направлениям, специализация производства;
  • концентрация (компактизация) производства;
  • освоение новой продукции и внедрение инноваций;
  • выделение и более эффективное использование непрофильных активов.

Общая цель инновационной политики Группы ОМЗ состоит в совершенствовании технологических процессов производства продукции, обеспечение конкурентоспособности продуктового ряда и обеспечение правовой охраны научно-технических разработок в качестве объектов промышленной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, секретов производства (ноу-хау), товарных знаков и объектов авторских прав).

Основные направления Группы ОМЗ в области научно- технического развития:

    • создание новой и/или усовершенствованной продукции по бизнес-направлениям предприятия компании;
    • создание новой и/или усовершенствованных технологий для производств компании;
    • создание средств и способов по совершенствованию охраны труда, техники безопасности и экологии;
    • разработка методических материалов, являющихся научно- технической базой для последующей разработки новых продуктов, технологий и оборудования;
    • мониторинг появления новых технических решений по ключевым направлениям бизнеса.