Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках ( Сущность и факторы обеспечения конкурентоспособности организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Конкуренция играет одну из ведущих ролей в формировании механизма регулирования и последующего контроля действий производителей во всех отраслях и сферах деятельности, и именно благодаря конкуренции производители стремятся удовлетворить потребности и пожелания потребителей на максимальном уровне с целью получения большей прибыли. Н. А. Качалина под конкуренцией предлагает понимать соперничество рыночных субъектов, преследующих одну и ту же цель, их борьбу за наиболее выгодные условия. Г. Л. Азоев полагает, что «под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими и физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей». Е. И. Мазилкина и Г. Г. Паничкина считают, что «под конкуренцией следует понимать процесс взаимодействия производителей и поставщиков, использующих свои конкурентные преимущества при реализации продукции, а также соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара (услуги) за выбор покупателя». Как видно из этих определений, конкуренция всегда подразумевает под собой соперничество с целью максимизации прибыли путем привлечения максимального числа потребителей. Существование и рост конкуренции обусловливает желание хозяйствующих субъектов совершенствовать формы и методы производства, улучшать качество продукции, диверсифицировать деятельность, увеличивать ассортимент, т. е. различными путями повышать конкурентоспособность.

Степень научной проработанности. Основными источниками, раскрывающими теоретические основы управления конкурентоспосоность, явились работы: Азоева Г. Л. «Конкуренция: анализ, стратегия и практика», Ахматова М., Попов Е. «Теоретические модели конкурентоспособности», Баринова В.А., Синельникова А.В. «Развитие организации в конкурентной среде», Белоусова В. «Анализ конкурентоспособности фирмы», Блинова А.О., Захарова В.А. «Имидж организации как фактор её конкурентоспособности», Герасименко Н., Торопова Т. «Оценка конкурентного положения организации малого бизнеса на основе расчета коэффициента рациональности ассортимента», Голубкова Е.П. «Изучение и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе», Дзахмишевой И.Ш. «Методика оценки конкурентоспособности услуг в розничной торговой сети», Зульхарнаевой И.У., Пльясовой Л. «Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий», Ильясовой Л.Р. «Позиция предприятия на рынке – инструмент эффективного управления», Каплиной О.В. «Использование статистических методов при оценке конкурентоспособности массового товара», Качалиной Л. Н. «Конкурентоспособный менеджмент», Кроткоойв А., Еленевой Ю. «Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки»


Целью данной работы является проведение анализа конкурентной стратегии внутреннего рынка на примере предприятия сферы услуг - Торгово-промышленной палаты Нижегородской области.

Для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты оценки уровня конкурентоспособности услуг;

- Исследовать факторы, положительно и отрицательно влияющие на уровень конкурентоспособности услуг организации;

- разработать мероприятия направленные на повышение конкурентоспособности услуг организации.

Объект исследования – Торгово-промышленная палата Нижегородской области.

Предмет исследования – факторы конкурентоспособности услуг организации.

Методическая база исследования. Изученный и проанализированный материал лежит на стыке нескольких областей знаний: экономики, маркетинга, менеджмента, коммерческой деятельности.

В качестве основного метода исследования в работе использовался метод системного анализа. Кроме этого, в работе нашли применение также специальные методы познания, в том числе, такие как статистический, метод интервью, метод опроса, а также метод наблюдения, PEST- анализ, SWOT- анализ.

Теоретическую базу исследования составили работы как российских, так и зарубежных авторов. В отечественной литературе проблеме оценки конкурентоспособности уделяло внимание достаточно значительное количество авторов. В этой связи были проанализированы работы Азоева Г. Л., Ахматова М., Попов Е., Баринова В.А., Синельникова А.В, Белоусова В., Блинова А.О., Захарова В.А., Герасименко Н., Торопова Т., Голубковп Е.П., Дзахмишевой И.Ш., Зульхарнаевой И.У., Пльясовой Л., Ильясовой Л.Р., Каплиной О.В., Качалиной Л. Н., Кроткоойв А., Еленевой Ю.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, библиографии.

Глава 1 Теоретические аспекты оценки уровня конкурентоспособности услуг

1.1 Сущность и факторы обеспечения конкурентоспособности организации


Конкурентоспособность представляет собой свойство рассматриваемой категории выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или субъектами рыночных отношений. При ее оценке используются характеристики, важные для потребителей, на которые они ориентируются, делая свой выбор, т. е. категория конкурентоспособности, является междисциплинарной и формируется не только за счет экономических предпочтений потребителей, но и за счет различных маркетинго-психологических факторов. Некоторые трактовки понятия «конкурентоспособность» приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1 – Подходы к определению понятия «конкурентоспособность»

Автор

Определение

М. Портер

Конкурентоспособность - это свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или субъектами рыночных отношений

М. Гельваноский

Конкурентоспособность - это обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического существования

Р. Ф. Фатхутдинов

Конкурентоспособность - свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке

П. У. Зулькарпаев Л. Р. Ильясова

Интегральная конкурентоспособность предприятия - это его способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличить/ уменьшать данную долю

М. Мескон А. Альберт Ф. Хедоури

Выраженная компетентность выражается в том, что фирма делает что-то лучше, чем ее конкуренты, т. е. сохраняет конкурентоспособность, позволяющую фирме привлекать и сохранять потребителей

При анализе понятия «конкурентоспособность» выявлено, что наиболее часто рассматриваемыми в трудах отечественных и зарубежных авторов являются конкурентоспособность продукции (товаров, работ, услуг), организации, производства, отрасли, региона, страны.[1]

Конкурентоспособность продукции представляет собой комплексную характеристику способности продукции максимально точно удовлетворять конкретные потребности получателя товара по сравнению с аналогичными товарами на рынке. Данная характеристика является динамичной, оценивается только за определенный промежуток времени и зависит от многочисленных факторов внешней и внутренней среды. Эта способность товара оценивается в соотнесении с определенной долей рынка. Выявленные факторы конкурентоспособности продукции являются общими во всех отраслях и сферах деятельности, однако в каждой отдельной отрасли могут быть выявлены специфические факторы конкурентоспособности продукции.


Наряду с рассмотренным понятием существует понятие конкурентоспособности организации, которое несколько отличается от определения конкурентоспособности продукции.

Конкурентоспособность предприятия - это система оценочных характеристик продукции и услуг, производственной и хозяйственной деятельности предприятия, влияющих на результаты соперничества с другими предприятиями на рынках сбыта, т. е. конкурентоспособность организации является характеристикой эффективности использования всех ресурсов с последующим по лучением финансовых результатов, обеспечивающих выполнение всех финансово-экономических обязательств с возможностью последующего увеличения конкурентных преимуществ в обозримом будущем. Конкурентоспособность организации характеризуется динамичностью и относительностью, так как она зависит как от внешних, так и от внутренних факторов организации.

Конкурентоспособность организации определяется тремя группами факторов:[2]

-на макроэкономическом уровне - конкурентоспособность страны;

-на отраслевом уровне - конкурентоспособность отрасли;

-на уровне предприятия - факторы, характеризующие его собственный потенциал и место на рынке, в частности уникальность продукции.

Так как понятие конкурентоспособности есть относительная характеристика, и все организации определенного сектора экономики России находятся в одинаковом положении относительно конкурентоспособности страны, региона, отрасли, то более подробное изучение данных понятий в данном исследовании считаем нецелесообразным. При условии существования и деятельности организаций в одинаковых рыночных условиях наибольшего внимания заслуживают внутренние факторы конкурентоспособности организаций.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в научных трудах мало уделено внимания понятию конкурентоспособности деятельности организации в целом.

Понятие деятельности является емким и сложным по своей структуре. Каждая организация осуществляет производственную, финансовую, маркетинговую, сбытовую, коммерческую и прочую деятельность. В трудах многих авторов при анализе и оценке конкурентоспособности производства прочие виды деятельности не находят своего отражения или изучены недостаточно. Именно поэтому на настоящий момент для комплексной оценки и характеристики организаций в условиях активного рынка считается необходимым ввести в оборот понятие «конкурентоспособность бизнес-деятельности».


«Бизнес - это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг». Как следствие, при наличии цели максимизации прибыли все виды деятельности организации тем или иным образом направлены на достижение основной цели.

По мнению автора, конкурентоспособность бизнес-деятельности является интегральной характеристикой конкурентоспособности организации и конкурентоспособности продукции, так как успех деятельности организации на рынке зависит от факторов, влияющих на обе эти категории.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что конкурентоспособность бизнес- деятельности организации является многофакторной характеристикой способности организации вести деятельность с максимальным удовлетворением потребностей покупателей (пользователей, потребителей) и получением наибольших положительных финансовых результатов как основной цели бизнеса по сравнению с конкурентами в рассматриваемой отрасли.

Особое значение конкурентоспособность деятельности имеет для сферы услуг, поскольку качество услуги может быть оценено только в процессе ее оказания, т. е. в процессе деятельности по предоставлению услуги потребителю.

Путем анализа параметров, влияющих на кон курентоспособность продукции и организации, а также ключевых факторов успеха можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое влияние на уровень совокупной конкурентоспособности таких категорий, как продукция, организация, т. е. на конкурентоспособность бизнес-деятельности организации в сфере услуг.

На настоящий момент в связи с недостаточной изученностью проблемы является затруднительным выделить факторы, присущие непосредственно категории конкурентоспособности бизнес-деятельности организации в чистом виде, поэтому примем за основу определение конкурентоспособности бизнес-деятельности как совокупной конкурентоспособности организации.

Необходимо обратить внимание на то, что в целом конкурентоспособность представляет собой совокупность таких понятий, как эффективность и экономическую безопасность деятельности организации. При этом под экономической безопасностью рассматриваемой предметной области понимается такое состояние деятельности, при котором обеспечивается стабильность и самостоятельность организации с помощью определенного выработанного механизма противодействия внешним и внутренним угрозам бизнеса. Таким образом, конкурентоспособность и экономическая безопасность являются логически связанными категориями: при невозможности обеспечить экономическую безопасность деятельности организации организация неизбежно теряет свои конкурентные преимущества и, как следствие, уровень конкурентоспособности значительно снижается. Наличие логической взаимосвязи этих двух понятий подтверждается близостью компонент экономической безопасности и факторов, обусловливающих совокупную конкурентоспособность.