Файл: Бюджетные реформы в России: исторический аспект (Бюджетная система Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наглядно проиллюстрируем таблицу 4 рисунком 5 в виде диаграммы.

Рисунок 5. Диаграмма расходной части бюджета РФ за 2016-2018 гг.

Изменения бюджета РФ по годам в таблице 5.

Таблица 5

Изменения статей расходов бюджета за 2016-2018 гг.

Статья расходов

Изменения 2016/2017

Изменения 2017/2018

млрд

%

млрд

%

Соц. политика

-925

-3,09

109

+017

Оборона

-1840

1,97

111

-0,22

Нац. экономика

413

3,05

-147

+1,26

Правоохр. система

-58

4,99

-606

+3,99

Общегос. вопросы

-36

0,51

-123

+095

Межбюджетные трансферы

-106,54

-0,46

1

+0,36

Обслуживание госдолга

-664,16

-0,32

-119

+0,63

Образование

8,8

0,27

-70

+0,53

Здравоохранение

112,57

0,8

-47

+0,36

Культура

1,96

0,04

0

+0,02

Физкультура и спорт

-13,84

-0,12

29

-0,09

Охрана окр. среды

-16,58

-0,06

-1

-0,03

СМИ

6,92

0,06

4

-0,03

ЖКХ

15,27

0,14

20

-0,12

Анализируя таблицу 5, можно сказать следующее:

  • на социальную политику в 2018 году выделено на 0,17% (109 млрд.руб.) меньше, чем в 2017г., а в 2017 больше чем в 2016 на 3,09%, что составляет 925 млрд. руб.;
  • на национальную экономику в 2018 году заложено на 14,11% (147 млрд.руб.) больше, чем в 2017г., а в 2017 меньше чем в 2016 на 3,05%, что составляет 413 млрд. руб.;
  • на оборону выделили в 2018 году выделено 0,22% (184 млрд.руб.) меньше, чем в 2017г., а в 2017 больше чем в 2016 на 3,09%, что составляет 111 млрд. руб.;
  • правоохранительная система получила в 2018 году на 3,99% (60 млрд.руб.) больше, чем в 2017г., а в 2017 больше чем в 2016 на 4,99%, что составляет 58 млрд. руб.;
  • на общегосударственные вопросы в 2018 году выделено на 0,95% (123 млрд.руб.) больше, чем в 2017г., а в 2017 больше чем в 2016 на 0,51%, что составляет 36 млрд. руб.;
  • межбюджетные трансферы в 2018 году получили на 0,36% (1 млрд.руб.) больше, чем в 2017г., а в 2017 г. больше чем в 2016 на 0,46%, что составляет 106 млрд. руб.;
  • на обслуживание госдолга в 2018 году выделено на 0,63% (119 млрд.руб.) больше, чем в 2017г., а в 2017 больше чем в 2016 на 0,32%, что составляет 664,16 млрд. руб.;
  • на образование выделено в 2018 году на 0,53% (70 млрд.руб.) больше, чем в 2017г., а в 2017 меньше чем в 2016 на 0,27%, что составляет 8,8 млрд. руб.;
  • здравоохранение получило в 2018 году на 0,36% (47 млрд.руб.) больше, чем в 2017г., а в 2017 меньше чем в 2016 на 0,8%, что составляет 112,57 млрд. руб.;
  • на культуру в 2018 году выделено ровно столько, сколько и в 2017 году, а в 2017 меньше чем в 2016 на 0,04%, что составляет 1,96 млрд. руб.;
  • на физкультуру и спорт в 2018 году выделено на 0,09% или 29 млрд.руб. меньше, чем в 2017г., а в 2017 больше чем в 2016 на 0,12%, что составляет 13,84 млрд. руб.;
  • на охрану окружающей среды в 2018 году выделено на 0,03% или 1 млрд.руб. больше, чем в 2017г., а в 2017 больше чем в 2016 на 0,06%, что составляет 16,58 млрд. руб.;
  • на СМИ в 2018 году выделено на 0,03% или 4 млрд.руб. меньше, чем в 2017г., а в 2017 меньше чем в 2016 на 0,06%, что составляет 925 млрд. руб.;
  • на ЖКХ в 2018 году выделено на 0,12% или 20 млрд.руб. меньше, чем в 2017г., а в 2017 меньше чем в 2016 на 0,14%, что составляет 15,27 млрд. руб..

Доходы бюджета в 2018 году по плану 15,182 трлн. рублей, что больше по сравнению с 2017 годом на 1,5 трлн.рублей. Доходы бюджета в 2017 году составили 13,43 трлн., что практически идентично доходам бюджета 2016 г. 13,58 трлн. рублей.

Выводы по главе 2. В этой главе мы рассмотрели бюджет Российской Федерации в цифпах за 2016-2018 г. Изучили состав бюджета по годам. Сделали сравнительный анализ расходной части бюджета за три года. Мы увидели , что в 2018 году бюджет сократился по некоторым расходным статьям. Это сделано для балансировки бюджета. Сократились расходы на спорт, СМИ, ЖКХ в 2018 году по сравнению с 2017 годом. Не сократились расходы на культуру. Они остались на уровне 2017 года. Расходы на оборону, образование, здравоохранение, обслуживание государственного долга увеличились по сравнению с 2017 годом.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.2. Проблемы и направления бюджетных реформ на современном этапе.

Сложившаяся экономическая ситуация вынуждает государство предпринимать меры по сокращению расходов для возвращения к бюджетной сбалансированности. Многими экспертами прогнозируется, что даже при существенном сокращении доли расходов в ВВП в ближайшие годы Российская Федерация по-прежнему будет сталкиваться с существенным бюджетным дефицитом и необходимостью заимствований для его финансирования[33].

Для обеспечения сбалансированности бюджета в перспективе, потребуется еще большее снижение расходов и их перераспределение с федерального на региональный уровень. Потребуется также корректировка структуры расходов федерального бюджета в условиях высоких социальных обязательств и низкого объема доступных ресурсов.

Можно заметить, что в таких условиях требуется очень значительное сокращение других видов расходов, в первую очередь, поддержки экономики. В ситуации, когда снижение уровня расходов в бюджете становится необходимым для обеспечения бюджетной устойчивости, а также для устойчивого развития экономики, особое внимание заслуживает проведение намеченных и назревших структурных реформ, способствующих повышению эффективности государственного сектора в сфере экономики[34].


Многие эксперты и различные международные организации отмечают потребность в проведения новых реформ, так как крайне нежелательной перспективой является уменьшение финансирования реального сектора экономики, а также качества или количества предоставляемых населению государственных услуг, в связи с этим уменьшение расходов – проблема, решаемая за счет повышения эффективности использования бюджетных ресурсов.

В России вопрос реформирования в бюджетной системе по многим направлениям обсуждается уже не один год, и уже сделан ряд шагов в данном направлении, но изменений пока недостаточно, чтобы вывести экономику на устойчивый рост. Еще одним направлением, способным оказать влияние на экономическую ситуацию могут быть меры, предпринятые в части доходов[35]

В настоящий момент современная государственная политика и политика формирования и исполнения федерального бюджета РФ строится с учетом перехода от экспортной и сырьевой модели экономики к инновационному развитию и социально ориентированному типу бюджетных отношений, формирования ключевых предпосылок для достижения на долгосрочной основе повышения темпов роста экономики и стабильности на макроэкономическом уровне.

В рамках этой модели особое место отводится политике на федеральном уровне бюджетной системы РФ, которая имеет определяющее значение в построении финансовых ресурсов для развития государства и создания комфортных условий для жизни и трудовой деятельности его граждан.

Главной задачей стратегического масштаба на данном этапе является создание условий для стабильности на макроэкономическом уровне и на долгосрочной основе сбалансированности федерального бюджета и в целом бюджетной системы РФ при сохранении финансового обеспечения осуществляемых в целях развития экономики структурных реформ.

Таким образом, бюджетная политика РФ должна нацеливаться на создание такого механизма, который бы позволил с максимальной эффективностью обеспечивать достижение стратегических и тактических целей, которые заявлены на высшем уровне в обозначенной долгосрочной программе социального и экономического развития нашей страны в перспективе. В создавшихся условиях нестабильности российской экономики ключевая задача бюджета РФ заключается в максимально возможном сокращении сроков возврата от спада к росту, к активности путем включения всех составляющих и инструментов бюджета.

Принятая Правительством Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года и сопутствующие прогнозы должны соответствовать смене ориентиров и созданию реальных механизмов для инновационного роста экономики. В этой связи необходимо создание и осуществление переходной политики к устойчивой модели финансовой системы РФ, не зависимой от иностранных инвестиций, базирующейся на равновесии внутреннего и внешнего спроса, где в основе долгосрочные инвестиции, модернизация отраслей экономики, инновации во всех сферах[36].


Это определяет и изменение основ бюджетной политики, ее ориентации на стабилизацию внутреннего спроса, уменьшение зависимости от иностранного капитала, уход от эксцессивного развития участия государства в собственности, уменьшение налоговой нагрузки на экономические субъекты, создание системы мер по рискам и выстраивание стабильности всей экономической системы.

Складывающаяся к настоящему моменту модель бюджета, основанная на изъятии доходов нефтегазового сектора из экономики и аккумулировании их в фондах стабилизаторах, способствует увеличению дефицита и нуждается в покрытии внутренними и внешними заимствованиями. Это увеличивает долговую нагрузку и расходы бюджета на обслуживание долговых обязательств.

В тоже время, чрезмерная фискальная нагрузка способствует накоплению значительных объемов ресурсов у государства, которые органы власти используют не в той мере, чтобы модернизировать экономику и увеличивать спроса внутри страны. России необходим переход к инновационному, стабильному экономическому росту, что обусловливает новые реформы и развитие бюджетной политики в направлении преобразований в экономической системе России.

В современное время назрела необходимость увеличения поля действия стабилизационной бюджетной политики. Она должна помимо социально-экономического развития страны воздействовать на распределительные и перераспределительные процессы в обществе.

Преобразование экономической системы и укрепление стабильности в экономике должно демонстрировать способности государства проводить самостоятельную и взвешенную политику как того требуют национальные интересы и обеспечение экономического развития в долгосрочной перспективе, а также на устойчивость экономической системы в целом к внешним явлениям и кризисам.

Федеральные адресные инвестиционные программы являются одним из важнейших инструментов государственного стратегического управления, позволяющих комплексно и системно обеспечивать реализацию государственных приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.

В целом разработка и реализация бюджетной политики должна быть нацелена на сбалансированное распределение инвестиций из бюджета, а также на стимулирование внебюджетных инвестиций в приоритетные сферы. При этом в рамках такой политики должны достигаться не только эффекты, значимые для какой либо сферы, но и для целей социально-экономического развития в целом.


В этом случае средства могут быть получены в результате дополнительных инвестиционных взносов, вкладов, паев учредителей. Использование бюджетных средств в целях развития экономики широко распространено в мировой практике.

Наиболее распространенными сферами их применения являются поддержка приоритетных проектов развития, отбираемых исходя из масштаба, принадлежности к виду экономической деятельности, поддержка малого и среднего предпринимательства, использование инструментов государственно-частного партнерства (ГЧП), государственных гарантий.

Основной задачей этих инструментов является привлечение в экономику дополнительных средств.

Подводя итог исследованию, хотелось бы подтвердить важность бюджетных средств как инструмента модернизации экономики России. В условиях стагнации экономики, необходимо наращивать вложения в реализацию крупных, особо значимых для экономики в целом инвестиционных проектов. Одновременно с этим, необходимо решить ряд проблем связанных с учетом эффективности использования бюджетных средств.

3.2. Перспективы развития бюджетной системы России

Краткий обзор основных направлений бюджетной политики на 2019-2021 годы. В начале июля 2018 года стали известны основные направления бюджетной политики на 2019-2021 годы. Чтобы знать, что будет в ближайшие 3 года не нужно ходить к гадалке. Достаточно прочитать этот обзор, подготовленный на основе выступления Министра финансов России перед Госдумой. Сразу скажем, что основные направления бюджетной политики 2019-2021 годов тесно связаны с планами Правительства РФ в отношении налогов и таможенно-тарифной сферы[37].

На конец 2018 года состояние экономики таково: есть некоторый устойчивый рост, который обеспечен как за счёт экспорта, так и за счёт внутреннего спроса. Это дало возможность для роста зарплат на 2,9% в 2017 году и на 9% – в 2018-м. Также наметился рост рентабельности ненефтегазовой промышленности – более 13%, повысилась устойчивость финансового сектора .

Основные цели

Президент определил национальные цели развития на ближайшие 6 лет. Поэтому предстоит:

  • добиться повышения темпов роста экономики до среднемировых;
  • обеспечить рост реальных доходов населения;
  • добиться снижения бедности;
  • повышения роста пенсий выше темпов инфляции;
  • повысить качество и доступность здравоохранения, образования;
  • создать современную комфортную инфраструктуру.