Файл: Бюджетные реформы в России: исторический аспект (Бюджетная система Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бюджет унитарного государства составляют две части – местный бюджет и государственный;

  • федеративное – это объединенное государство. При такой форме

государственные или административно-территориальные образования, которые входят в государство, имеет свою собственную государственность, обладают некоторой политической самостоятельностью[14]. В федеративном государстве бюджет состоит из трех частей – федеральный, местный и бюджет членов федерации;

  • конфедеративное – это союзное государство. Конфедерация – это такой союз, который создан на базе суверенных государств, для достижения военных и политических целей. У государств, членов конфедерации, действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Построение бюджетной системы РФ основано на Конституции РФ и конституциях субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и статьёй 10 Бюджетного кодекса РФ определяется структура бюджетной системы РФ.

К бюджетам бюджетной системы РФ относятся:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;
  • бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты, в том числе:
  • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Все бюджеты бюджетной системы самостоятельны и не включены в друг друга, т.е. в федеральный бюджет не включаются бюджеты субъектов РФ, а местные бюджеты не включаются в региональные.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов.

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ.

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований[15].

Главным звеном бюджетной системы РФ является федеральный бюджет. Он мобилизует финансовые ресурсы, необходимые для дальнейшего их перераспределения, использования в целях государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории РФ.


Федеральный бюджет за счет своих финансовых ресурсов покрывает затраты на содержание государственного аппарата, обеспечивает потребности обороны страны. Также он оказывает финансовую помощь субъектам Федерации, обслуживает государственный долг, пополняет государственных запасов, резервов и др.

В соответствии со ст.71-73 Конституции РФ - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ.

Местные бюджеты занимают в формировании бюджетной системы РФ важное место, так как каждое муниципальное образование (МО) имеет собственный бюджет. Эти бюджеты (местные бюджеты) предназначены для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование других форм для исполнения расходных обязательств МО не допускается.

В соответствии с п. 1 Федерального закона N 311- ФЗ бюджетная классификация - это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ.

 Бюджетная классификация РФ включает классификацию:

  • доходов бюджетов;
  • расходов бюджетов;
  • источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • операций публично-правовых образований.

Бюджетная классификация РФ предусматривает в местном бюджете:

  • средства, которые направляются на исполнение расходных обязательств муниципальных образований. Возникают в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и составляют более 17% расходов. Основной объем расходов приходится на ЖКХ[16].

Данные расходы связаны с содержанием и ремонтом автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования, а также с субсидированием определенных градообразующих предприятий муниципального образования или дотированием предприятий, имеющих важное социальное значение для местности;

  • расходные обязательства муниципальных образований, которые исполняются за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий. Они составляют социально-культурные расходы. На их долю приходится более 70% совокупных расходов, из них расходы на образование составляют более 38% совокупных расходов местного бюджета.

Таким образом, направления использования средств местных бюджетов в целом по России характеризуются большой долей расходов на социально-культурную сферу. Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов неодинакова и зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его местным органам различного уровня[17].


Консолидированный бюджет муниципального района состоит из

районного бюджета и свода бюджетов городских и сельских поселений, которые входят состав муниципального района.

Консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением образуется городским бюджетом округа с внутригородским делением и сводом бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением.

Основные принципы формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований на среднесрочную перспективу разрабатываются в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному собранию РФ, Программой развития бюджетного федерализма в РФ, основными параметрами прогноза социально-экономического развития РФ.

В последнее время произошло существенное расширение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Созданы условия для внедрения средне- и долгосрочного бюджетного планирования, повышения стабильности и предсказуемости доходов территориальных бюджетов. Объем и порядок формирования расходных обязательств будет полностью определяться региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений[18].

Межбюджетных отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме. Бюджетный федерализм можно определить как принцип построения бюджетных отношений, который позволяет, в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления.

Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республиканских, республик в составе РФ, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы. Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих[19].

Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке безвозмездного бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.


Регулирующие доходы бюджетов - это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты.

К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты - средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленной правительством методике[20].

Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансированности территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.

Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение. Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, субвенций и субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя[21].

Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. Они необходимы в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся условий экономический потенциал не может обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов.

Межбюджетные отношения основываются на принципах:

  • распределения и закрепления расходов бюджетов по определённым уровням бюджетной системы РФ;
  • разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
  • равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
  • выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
  • равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Следуя этим принципам, некоторые виды бюджетных доходов и расходов могут быть переданы из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ в местные бюджеты.


Вывод по главе 1. В этой главе мы дали краткий исторический обзор бюджетным реформам со времен княжеской Руси и до современности.

Упонянули ученых, работавших и работающих по теме бюджетной системы Российской Федерации, изучили их труды. Провели обзор законодательной базы составления бюджета. Дали определение понятиям, относящихся к теме бюджета. Разобрались с составом государственного бюджета, из каких бюджетов он складывается.

Уяснили, что все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Сбалансированность и устойчивость бюджета

В период 2016-2018 гг. бюджет подстраивался к новым внешним реальностям. Бюджетная политика формировалась исходя из необходимости[22]:

  • обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы в условиях снижения равновесного уровня цен на нефть;
  • способствованию формирования макроэкономического равновесия со стабильными и предсказуемыми экономическими, финансовыми и налоговыми условиями[23].

В части обеспечения бюджетной сбалансированности:

  • несмотря на падение нефтегазовых доходов уровень дефицита федерального бюджета удалось сохранить под контролем. По итогам дефицит федерального бюджета составил: в 2016 г. - 3% ВВП; в 2017 г. - 3,16% ВВП; в 2018 году - до 1,37% ВВП.
  • фискальная адаптация крупнейших экспортеров нефти в 2016-2018 гг.

Большинство крупнейших стран-экспортеров нефти, особенно из региона Ближнего Востока, до сих пор не адаптировались к структурному снижению цен на нефть. Такая стратегия не может быть устойчивой. Это может привести кризисным явлениями, нарушениям социальной и экономической стабильности.

Зависимость федерального бюджета от динамики цен на нефть постепенно снижается, о чем свидетельствует сокращение ненефтегазового дефицита и снижение балансирующей бюджет (на первичном уровне) цены на нефть с более 100 долларов США за баррель в 2014 году до 50-60 долларов США за баррель в 2018 году. Такая динамика выгодно отличает Россию от многих сырьевых стран, ограниченный прогресс фискальной адаптации которых угрожает болезненным развитием событий в будущем[24].