Файл: Бюджетные реформы в России: исторический аспект (Бюджетная система Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В части создания стабильных и предсказуемых условий:

  • В 2016 году осуществлено возвращение к трехлетнему планированию при формировании бюджета. Ясные среднесрочные ориентиры бюджетной политики способствуют повышению прогнозируемости условий ведения бизнеса. Это нашло отражение в снижении экономической неопределенности, улучшению деловых настроений и восстановлении инвестиционной активности;
  • Международный опыт фискальных консолидаций. Прецеденты фискальной консолидации, глубокого пересмотра подходов к формированию доходной и приоритетов расходной частей бюджета распространены как в практике, так и отечественной экономической политики правительства.

Катализаторами реформ в бюджетной сфере обычно выступают неблагоприятные внешние условия или необходимость учета объективных внутренних трендов, в том числе:

  • дестабилизация роста цен;
  • хроническое замедление роста;
  • рост государственного долга и доли расходов по его обслуживании.

Международный опыт говорит о том, что фискальная консолидация стимулирует на среднесрочном горизонте устойчивый рост экономики за счет более эффективного распределения капитала и трудовых ресурсов в экономике, снижения неопределенности и реальных процентных ставок.

При этом в краткосрочном периоде оценка результатов программ по переходу на траекторию сбалансированности бюджета связана с большими сложностями.

Формирование федерального бюджета на 2017-2019 гг. осуществлялось на основе программы фискальной консолидации, предусматривающей постепенное сокращение ненефтегазового дефицита. При этом, в соответствии с лучшей мировой практикой структура этой программы сбалансирована между мерами по увеличению доходов и мерами по оптимизации расходов[25].

При этом, меры по мобилизации доходов не предусматривают роста налоговой нагрузки, а сосредоточены на повышении собираемости и отдачи от государственных активов. Такая структура программы консолидации минимизирует возможные отрицательные последствия в краткосрочной перспективе и способствует ускорению потенциальных темпов роста на среднесрочном горизонте.

Проводя масштабные бюджетные реформы, Российская Федерация ориентируется на четыре основных принципа, соблюдение которых позволило сгладить отрицательный краткосрочный импульс на экономический рост:

1. Оптимизация расходов менее болезненна по сравнению с повышением налоговой нагрузки. Увеличение налоговой нагрузки обычно более значительно искажает функционирование отдельных отраслей и рынков, имеет тенденцию сдерживать рост наиболее эффективных секторов.


Предпочтение правительства в пользу повышения налогов повышает неопределенность относительно будущей конфигураций налоговой системы, приводят к росту реальных процентных ставок и сжатию инвестиционной активности.

2. Структурные реформы позволяют достичь устойчивого баланса бюджета. Несмотря на то, что рост доходов способен обеспечить баланс на целый ряд лет, несоответствие расходов и доходов часто вызвано структурными факторами: ухудшением условий торговли, демографическим трендами. Ответом на такие вызовы могут быть лишь структурные реформы.

3. Широкая общественная поддержкаМеры по сокращению расходов могут быть неустойчивыми, если не являются результатом общественного консенсуса и не пользуются широкой поддержкой.

4. Тесная координация фискальной и денежно-кредитной политики. В условиях близких к нулю и отрицательных процентных ставок фискальная консолидация в развитых экономиках проходит болезненно, сокращение государственных расходов может быть в незначительной мере компенсировано смягчением финансовых условий.

Напротив, если сокращение спроса госсектора, в том числе пересмотр инвестиционных программ, оказывает дезинфляционное влияние и способствует достижению целей денежно-кредитной политики, то есть возможность смягчения последней пропорционально фискальной консолидации, способствуя быстрой и мягкой перестройке экономики[26].

Это будет способствовать стабилизации инфляционных ожиданий у целевых ориентиров, расширяя возможности для смягчения денежно-кредитной политики.

2.1. Бюджет Российской Федерации на 2016-2018 годы в цифрах

Экономика России все еще остается сырьевой, поэтому ежегодные проекты бюджетов напрямую зависят от цен на нефть, поэтому Минфин ежегодную прогнозирует стоимость нефти в долларовом эквиваленте за баррель. Ведущие аналитики примерно так же прогнозируют стоимость нефти и считают, что «черное золото» вряд ли перешагнет планку в 60$ за барелль, потому как в торговлю нефтью вернулся Иран, который готов торговать нефтью по самой низкой цене. Такое положение конечно сбивает стоимость нефти на мировом рынке[27].

В не меньшей мере российский бюджет зависит от газовой промышленности. При уменьшении стоимости газа, уменьшается стоимость ВВП, которая также прогнозируется в каждом году. Единственный выход из кризиса, так это переход из экспорта сырья в производство. Но это сделать крайне сложно, ведь за многие годы производственные мощности сведены практически к нулю.


На рисунке 1 представлены макроэкономические показатели , являющиеся базой для расчета бюджета Российской Федерации.

Рисунок 1. Макроэкономические показатели для расчета годового государственного бюджета

Рассмотрим бюджеты Российской Федерации за период с 2016 г по 2018 год в цифрах и сделаем сравнительный анализ бюджетов в расходной части.

Бюджет России на 2016г.[28]:

  • $50 за баррель – такая цена на нефть 2016 года заложена в бюджете России;
  • 63,3 – прогноз курса доллара относительно рубля в среднем по 2016 году;
  • 6,4% — прогноз инфляции 2016 от экономических властей России;
  • 4% — на столько будет проиндексирована пенсия в феврале 2016 г.;
  • 0,7% — такой рост экономики прогнозирует Минэкономразвития в будущем году.
  • 342 млрд. рублей планируется сэкономить на «заморозке» пенсионных накоплений;
  • 475 тыс. рублей — размер материнского капитала на будущий год;
  • 3% ВВП (2,36 трлн. руб.) – такой дефицит бюджета заложен на 2016г.;
  • 30% (1,25 трлн. рублей) останется к концу года в Резервном фонде, за счет которого будет профинансирован бюджетный дефицит;
  • 13,58 трлн. руб. – прогнозируемые доходы бюджета в 2016г;
  • 15,94 трлн. руб.– предполагаемый уровень расходов бюджета в 2016г;

На рисунке 2 представлена инфографика расходной части бюджета РФ за 2016 г.

Рисунок 2. Инфографика расходной части бюджета РФ за 2016 г.[29]

В таблице 1 представлены статьи расходов, заложенные в госбюджет на 2016 год.

Таблица 1

Расходы бюджета по статьям на 2016 г.

Статья расходов

2016

млрд

%

Соц. политика

4,15 трлн.

27,70

Оборона

1трлн.

19,20

Нац. экономика

2,53

15,90

Правоохр. система

1,21 трлн.

12,7

Общегос. вопросы

1,066 трлн.

7,20

Межбюджетные трансферы

661,46

4,20

Обслуживание госдолга

645,84

4,10

Образование

557,8

3,60

Здравоохранение

475,57

3,00

Культура

94,96

0,6

Физкультура и спорт

72,16

0,4

Охрана окр. среды

59,42

0,40

СМИ

79,92

0,50

ЖКХ

74,27

0,50


Бюджет России в 2017 году[30].

  • $40 за баррель — такая цена на нефть заложена в базовом сценарии Минфина на 2017 год.
  • 65 рублей — таким будет среднегодовой курс доллара в 2017 по мнению финансовых властей.
  • 13,43 трлн. — доходы бюджета в 2017 году. Это почти идентично доходам бюджета 2016 г.
  • 16,18 трлн. — запланированные расходы на 2017 год.
  • 18% всех расходов бюджета засекречено.
  • 2,75 трлн. — дефицит бюджета. 86,8 трлн рублей ($1,4 трлн) — прогнозируемый объем ВВП.
  • 0 рублей останется в Резервном фонде в 2017 году. Весь 1 трлн. пойдет на финансирование дефицита.
  • На 2 трлн. рублей Минфин разместит облигаций федерального займа в 2017 году на внутреннем рынке.
  • 453 тыс руб. — размер материнского капитала на будущий год.
  • 25% потеряла госпрограмма «Развитие здравоохранения», 29,4% — «Содействие занятости населения», 22,8% — «Экономическое развитие и инновационная экономика».

На рисунке 3 представлена инфографика расходной части бюджета РФ за 2017 г.

Рисунок 3. Инфографика расходной части бюджета РФ за 2017 г[31].

В таблице 2 представлены статьи расходов, заложенные в госбюджет на 2017 год.

Таблица 2

Расходы бюджета по статьям на 2017 г.

Статья расходов

2017

Млрд. руб

%

Соц. политика

5075

30,79

Оборона

2840

17,23

Нац. экономика

2117

12,85

Правоохр. система

1270

7,71

Общегос. вопросы

1102

6,69

Межбюджетные трансферы

768

4,66

Обслуживание госдолга

729

4,42

Образование

549

3,33

Здравоохранение

363

2,20

Культура

93

0,56

Физкультура и спорт

86

0,52

Охрана окр. среды

76

0,46

СМИ

73

0,44

ЖКХ

59

0,36

Бюджет РФ на 2018 год[32]:

      • $43,8 за баррель – такая цена за баррель нефти марки Urals заложена в базовом прогнозе Минфина на 2018 год.
  • 64,7 — средний по году курс доллара в 2018 году.
  • 3,7% — инфляция.
  • 15,182 трлн. рублей — запланированные доходы бюджета в 2018 году. Они больше уровня прошлого года на 1,5 трлн. руб.
  • 16,514 трлн. рублей — объем расходов бюджета РФ в 2018 году. Расходы остались на прежнем уровне.
  • 17,6% из них засекречено.
  • Дефицит в объеме 1,332 трлн. 
  • 2,1% — на столько вырастет ВВП России в течение 2018 года.
  • 97,462 трлн. рублей ($1,68 трлн.) – прогнозируемый объем ВВП.
  • на 1 рубль будет повышен акциз на бензин с нового года.
  • 9 489 рублей будет равняться МРОТ с 1 января 2018 года.
  • 868 млрд. руб. Минфин планирует занять в 2018 году на внутреннем рынке.
  • 453 тыс. руб. – размер материнского капитала на будущий год. Индексироваться, как и 2 года до этого, он не будет.
  • на 11% сокращается статья «Пенсионное обеспечение».
  • Более чем в 2 раза будут сокращены программы поддержки малого бизнеса, комплексного развития моногородов и электронного здравоохранения.

На рисунке 4 представлена инфографика расходной части бюджета РФ за 2018 г.

Рисунок 4. Инфографика расходной части бюджета РФ за 2018 г.

В таблице 3 представлены статьи расходов, заложенные в госбюджет на 2018 год.

Таблица 3

Расходы бюджета по статьям на 2018 г.

Статья расходов

2018

млрд.руб.

%

Соц. политика

4 966

30,96

Оборона

2 729

17,01

Нац. экономика

2 264

14,11

Правоохр. система

1 876

11,70

Общегос. вопросы

1 225

7,64

Межбюджетные трансферы

767

4,78

Обслуживание госдолга

848

5,29

Образование

619

3,86

Здравоохранение

410

2,56

Культура

93

0,58

Физкультура и спорт

57

0,35

Охрана окр. среды

77

0,49

СМИ

69

0,43

ЖКХ

39

0,24

Основными статями госбюджета являются статьи расхода. Посмотрим, как изменяются они по годам. Составим таблицу 4.

Таблица 4

Расходы бюджета РФ по статьям на 2016-2018 гг.

Статья расходов

2016

2017

2018

млрд

%

млрд

%

млрд

%

Соц. политика

4151

27,70

5075

30,79

4 966

30,96

Оборона

1000

19,20

2840

17,23

2 729

17,01

Нац. экономика

2531

15,90

2117

12,85

2 264

14,11

Правоохр. система

1212

12,7

1270

7,71

1 876

11,70

Общегос. вопросы

1066

7,20

1102

6,69

1 225

7,64

Межбюджетные трансферы

661,46

4,20

768

4,66

767

4,78

Обслуживание госдолга

645,84

4,10

729

4,42

848

5,29

Образование

557,8

3,60

549

3,33

619

3,86

Здравоохранение

475,57

3,00

363

2,20

410

2,56

Культура

94,96

0,6

93

0,56

93

0,58

Физкультура и спорт

72,16

0,4

86

0,52

57

0,52

Охрана окр. среды

59,42

0,40

76

0,46

77

0,49

СМИ

79,92

0,50

73

0,44

69

0,43

ЖКХ

74,27

0,50

59

0,36

39

0,24