Файл: Бюджетные реформы в России: исторический аспект (Бюджетная система Российской Федерации).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТНЫЕ РЕФОРМЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА
1.1. История бюджетной системы России
1.2. Бюджетная система Российской Федерации
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Сбалансированность и устойчивость бюджета
2.1. Бюджет Российской Федерации на 2016-2018 годы в цифрах
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.2. Проблемы и направления бюджетных реформ на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ
Современная теория государственного управления финансами уделяет особое внимание проблемам повышения эффективности реализации бюджетной политики государства. Причиной этому стал устойчивый и поступательный рост количества государств со значительными объемами внешнего и внутреннего госдолга и дефицитом государственного бюджета, особенно в последние годы в результате влияния финансового кризиса, последствия которого еще достаточно ощутимы и в настоящее время.
Так складывается, что на сегодняшнем этапе экономического развития, практически нет стран, которых не касались проблемы несбалансированности бюджета и его дефицита, вопросов выполнения государством своих основных обязанностей и обязательств. Это проблема касается и России, проблемой всего российского общества.
Так как сложность государс твенных решений в экономической и социальной сфере объясняется ограниченностью бюджета государства. При этом государством не в полной мере используются все имеющиеся возможности, что является основной причиной проведения бюджетных реформ.
В этой связи одной из важных задач реформирования в этой сфере является поиск решения не только оптимального равновесия доходов и расходов, но и эффективной реализации бюджетного процесса в целом.
Актуальность рассматриваемой темы определяется проблемами эффективной реализации бюджетной политики и объясняется тем, что она касается вопросов рационального использования государственных средств для решения задач социально-экономического развития с одной стороны, и политики образования доходов бюджетной системы РФ, во все времена «больного» вопроса, с другой стороны.
В настоящее время проблемы, определенные в данной курсовой работе рассматриваются в работах таких экономистов, как А.Г.Селезнев, Н.В.Фейгельман, Н.М.Сабитова, В.Ф.Шаров, Е.Н.Жаворонкова и др.
Цель курсовой работы заключается в выявлении проблем и направления бюджетных реформ на современном этапе.
Задачи курсовой работы следующие:
- провести анализ бюджетных реформ России в их историческом аспекте;
- дать определения понятиям, относящихся к теме бюджета;
- рассмотреть бюджет в цифрах;
- выявить проблемы и направления проведения реформ
- изучить перспективы бюджета на ближайшее будущее.
Объектом курсовой работы является бюджетная РФ.
Предметом курсовой работы выступают бюджетные реформы в России в их историческом аспекте и их направленность на реализацию стратегии развития и в целом модернизацию российской экономики.
В качестве методологической базы исследования использованы аналитический и системный подход к изучению проблематики и объекта исследования данной работы.
Достижение поставленной цели и решение обозначенных задач осуществляется с использованием таких методов: логического, статистического, сравнительного анализа, агрегирования.
Логика работы определяется поставленной целью, а решение задач определили следующую структуру работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТНЫЕ РЕФОРМЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА
1.1. История бюджетной системы России
Бюджетная система по мнению специалистов начала складываться в княжеской Руси. Первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань. Её собирал князь с подвластных земель в натуральной форме, то есть в виде скота продовольствия, мехов, меда, воска[1].
В пользу князя собирались также пошлины и штрафы:
- судебные - виры;
- дорожные - мыт,
- пошлина с брака - выводная куница.
Укрепляя свою власть, князь устанавливал места сбора дани, сборщиков дани, а сама дань приняла форму подати.
Затем в XIII веке начала складываться система посошного обложения. Соха, дым, двор, тягло – стали единицами обложения. Во время татаро-монгольского ига собирался налог «ордынский выход» в пользу ордынских ханов[2].
Затем в XV веке, с образованием Русского централизованного государства, в пользу Московского князя стала собираться посошная подать. Так же казна пополнялась сборами - таможенным, соляным, кабацким и другими.
Так в XV веке на Руси начала складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства. Состояла она из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов. Система соответственно формировались за счет княжеских (т.е. государственных) налогов и местных сборов.
Таким образом, зарождение бюджетной системы в России можно считать XV век[3]. Для того чтобы царские наместники и волостители могли выполнять свои обязанности, для решения местных хозяйственных задач с населения стали собирать денежные и натуральные сборы:
- конское пятно - за клеймение,
- тамга - за продажу товара,
- весчее - за взвешивание,
- гостиное - за пользование торговым помещением,
- померное - за измерение и др.
В 1551 г. Иваном IV была проведена земская реформа, посредством которой была упразднена власть царских наместников и установилось земское самоуправление. Земские старосты руководили земскими избами, творили суды и собирали налоги.
В этом же году Стоглавый собор утвердил «Уставную земскую грамоту». Налог «посошный окуп», заменявший взимаемые с населения наместничьи сборы, начал поступать в государеву казну, из которой выделялись средства на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий[4].
Сбором налогов В XVI в. стали управлять созданные территориальные органы - чети: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. В первой четверти XVII в. стала собираться стрелецкая подать на содержание стрельцов. Население было обязано не только платить налоги, но и нести другие повинности (строительство и ремонт дорог и мостов, поставка подвод, прием на постой представителей власти).
Городское население также платила налоги в виде оброка с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и др. С народов Поволжья, Урала, Сибири взимался ясак мехами. Помимо прямых налогов существовали косвенные, которые стали поступать в казну с введением в середине XVI в. винных откупов[5].
В 1645 г был составлен первый российский бюджет-смета государственных доходов и расходов. Городовые сметы доходов и расходов составлялись в городах. Эта система действовала до петровских реформ.
Подворный налог в 1679 году был введен вместо стрелецкой подати и других сборов. Общая сумма налога устанавливалась правительством, а крестьянские общины и посады раскладывали ее между собой по дворам.
В 1722 г. после проведения переписи населения подушной податью заменили подворный налог, которая взималась с лиц мужского пола (кроме дворянства, духовенства и чиновничества). Подушная подать стала одним из главных источников доходов государственного бюджета. В 1796 г. на ее долю приходилось около 34% всех доходов[6].
Натуральную и денежную форму несли мирские повинности для крестьянства. Повинности были обязательными и необязательными. Обязательные шли на содержание органов сельского и волостного управления, содержание дорого и др., а необязательные - на строительство церквей, больниц, школ, содержание пожарной охраны и другое.
Взимались они по раскладке среди населения. В 1851-1854 гг. мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы. Кочевые народы с 1824 г. платили кибиточную подать.
Реформы 60-х годов XIX в. внесли определенные изменения в налоговую систему:
- 1863 г. - подушная подать с мещан заменена налогом с недвижимого имущества;
- 1865 г. введен промысловый налог, т.е. сбор с документов на право заниматься торговлей и промыслами;
- 1861 г. вместо винных откупов введен акциз на производство спиртных напитков;
- 1875 г. вместо подушной подати с крестьян - поземельный налог.
С укреплением государственности менялся и аппарат управления государственным и местными бюджетами[7]. В 1802 г. функциональных министерств - Министерства внутренних дел, Министерства финансов и др..
На местах организовывались подведомственные им государственные учреждения. Территориальными органами Министерства финансов на губернском уровне были казенные палаты, на уездном - казначейства[8].
Казенные палаты распределяли на население налоги, учитывали поступления налогов и расходов. Казначейства принимали и хранили средства, поступающие в казну в виде налогов, выдавали денежные средства на финансирование мероприятий, осуществляемых на местах.
В 1864 г. были созданы земства (органы местного самоуправления) когда вступило в силу «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».
Земские повинности и сборы формировали земские бюджеты. Земские повинности шли на целевые расходы - на содержание школ, больниц, пожарной охраны, полиции и др., а земские сборы с земель и недвижимого имущества.
В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся за счет мирских доходов, в том числе волостных и сельских сборов, доходов от принадлежащего сельским обществам имущества, от сдачи в аренду мирских земель и др[9].
Городские бюджеты формировались за счет доходов от городских предприятий (боен, бань, водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимого имущества городских жителей, сборов с владельцев лошадей, конских экипажей и др.
Местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета России, т.к. в России до революции действовала двухзвенная бюджетная система унитарного государства.
После Октябрьской революции 1917 г. вследствие развала органов государственного и местного управления поступление налогов в бюджетную систему практически прекратилось.
Первая Конституция РСФСР, принятая в июле 1918 г., зафиксировала принципы централизации финансов. Конституция 1918 г. установила федеративное устройство России и заложила основы бюджетного устройства государства.
Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы РФ, включении государственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет.
Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик и областей), т.е. разделение государственных и территориальных доходов и расходов.
1.2. Бюджетная система Российской Федерации
Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Система – это целое, состоящее из частей, т.е. соединение частей в одно целое. Система – это множество частей, которые состоят во взаимосвязи друг с другом и образуют определенное единство, целостность.
Бюджетная система и сам бюджет вырабатывается на основе Конституции РФ[10], Бюджетного кодекса РФ[11], Гражданского кодекса РФ[12].
Бюджетный кодекс РФ гласит, что Бюджетная система РФ основана на:
- государственном устройстве РФ;
- экономических отношениях РФ;
- регулируется законодательством РФ;
- составляет совокупность федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
На построение бюджетной системы влияет форма государственного и административного устройства страны[13].
Все государства зависят от распределения власти между центром и административно-территориальным образованием, и подразделяются на:
- унитарное – это единое государство. Такая форма не наделяет административно-территориальные образования автономией и собственной государственностью. При такой форме государства действуют:
- единая Конституция, которая является общей для всех систем права;
- единые органы власти;
- централизованное управление политическими, социальными, экономическими, и государственными процессами.