Файл: Бюджетные реформы в России: исторический аспект (Бюджетная система Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современная теория государственного управления финансами уделяет особое внимание проблемам повышения эффективности реализации бюджетной политики государства. Причиной этому стал устойчивый и поступательный рост количества государств со значительными объемами внешнего и внутреннего госдолга и дефицитом государственного бюджета, особенно в последние годы в результате влияния финансового кризиса, последствия которого еще достаточно ощутимы и в настоящее время.

Так складывается, что на сегодняшнем этапе экономического развития, практически нет стран, которых не касались проблемы несбалансированности бюджета и его дефицита, вопросов выполнения государством своих основных обязанностей и обязательств. Это проблема касается и России, проблемой всего российского общества.

Так как сложность государс твенных решений в экономической и социальной сфере объясняется ограниченностью бюджета государства. При этом государством не в полной мере используются все имеющиеся возможности, что является основной причиной проведения бюджетных реформ.

В этой связи одной из важных задач реформирования в этой сфере является поиск решения не только оптимального равновесия доходов и расходов, но и эффективной реализации бюджетного процесса в целом.

Актуальность рассматриваемой темы определяется проблемами эффективной реализации бюджетной политики и объясняется тем, что она касается вопросов рационального использования государственных средств для решения задач социально-экономического развития с одной стороны, и политики образования доходов бюджетной системы РФ, во все времена «больного» вопроса, с другой стороны.

В настоящее время проблемы, определенные в данной курсовой работе рассматриваются в работах таких экономистов, как А.Г.Селезнев, Н.В.Фейгельман, Н.М.Сабитова, В.Ф.Шаров, Е.Н.Жаворонкова и др.
Цель курсовой работы заключается в выявлении проблем и направления бюджетных реформ на современном этапе.

Задачи курсовой работы следующие:

  • провести анализ бюджетных реформ России в их историческом аспекте;
  • дать определения понятиям, относящихся к теме бюджета;
  • рассмотреть бюджет в цифрах;
  • выявить проблемы и направления проведения реформ
  • изучить перспективы бюджета на ближайшее будущее.
    Объектом курсовой работы является бюджетная РФ.

Предметом курсовой работы выступают бюджетные реформы в России в их историческом аспекте и их направленность на реализацию стратегии развития и в целом модернизацию российской экономики. 
В качестве методологической базы исследования использованы аналитический и системный подход к изучению проблематики и объекта исследования данной работы.


Достижение поставленной цели и решение обозначенных задач осуществляется с использованием таких методов: логического, статистического, сравнительного анализа, агрегирования. 
Логика работы определяется поставленной целью, а решение задач определили следующую структуру работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.

ГЛАВА 1. БЮДЖЕТНЫЕ РЕФОРМЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА

1.1. История бюджетной системы России

Бюджетная система по мнению специалистов начала складываться в княжеской Руси. Первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань. Её собирал князь с подвластных земель в натуральной форме, то есть в виде скота продовольствия, мехов, меда, воска[1].

В пользу князя собирались также пошлины и штрафы:

  • судебные - виры;
  • дорожные - мыт,
  • пошлина с брака - выводная куница.

Укрепляя свою власть, князь устанавливал места сбора дани, сборщиков дани, а сама дань приняла форму подати.

Затем в XIII веке начала складываться система посошного обложения. Соха, дым, двор, тягло – стали единицами обложения. Во время татаро-монгольского ига собирался налог «ордынский выход» в пользу ордынских ханов[2].

Затем в XV веке, с образованием Русского централизованного государства, в пользу Московского князя стала собираться посошная подать. Так же казна пополнялась сборами - таможенным, соляным, кабацким и другими.

Так в XV веке на Руси начала складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства. Состояла она из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов. Система соответственно формировались за счет княжеских (т.е. государственных) налогов и местных сборов.

Таким образом, зарождение бюджетной системы в России можно считать XV век[3]. Для того чтобы царские наместники и волостители могли выполнять свои обязанности, для решения местных хозяйственных задач с населения стали собирать денежные и натуральные сборы:


  • конское пятно - за клеймение,
  • тамга - за продажу товара,
  • весчее - за взвешивание,
  • гостиное - за пользование торговым помещением,
  • померное - за измерение и др.

В 1551 г. Иваном IV была проведена земская реформа, посредством которой была упразднена власть царских наместников и установилось земское самоуправление. Земские старосты руководили земскими избами, творили суды и собирали налоги.

В этом же году Стоглавый собор утвердил «Уставную земскую грамоту». Налог «посошный окуп», заменявший взимаемые с населения наместничьи сборы, начал поступать в государеву казну, из которой выделялись средства на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий[4].

Сбором налогов В XVI в. стали управлять созданные территориальные органы - чети: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. В первой четверти XVII в. стала собираться стрелецкая подать на содержание стрельцов. Население было обязано не только платить налоги, но и нести другие повинности (строительство и ремонт дорог и мостов, поставка подвод, прием на постой представителей власти).

Городское население также платила налоги в виде оброка с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и др. С народов Поволжья, Урала, Сибири взимался ясак мехами. Помимо прямых налогов существовали косвенные, которые стали поступать в казну с введением в середине XVI в. винных откупов[5].

В 1645 г был составлен первый российский бюджет-смета государственных доходов и расходов. Городовые сметы доходов и расходов составлялись в городах. Эта система действовала до петровских реформ.

Подворный налог в 1679 году был введен вместо стрелецкой подати и других сборов. Общая сумма налога устанавливалась правительством, а крестьянские общины и посады раскладывали ее между собой по дворам.

В 1722 г. после проведения переписи населения подушной податью заменили подворный налог, которая взималась с лиц мужского пола (кроме дворянства, духовенства и чиновничества). Подушная подать стала одним из главных источников доходов государственного бюджета. В 1796 г. на ее долю приходилось около 34% всех доходов[6].

Натуральную и денежную форму несли мирские повинности для крестьянства. Повинности были обязательными и необязательными. Обязательные шли на содержание органов сельского и волостного управления, содержание дорого и др., а необязательные - на строительство церквей, больниц, школ, содержание пожарной охраны и другое.


Взимались они по раскладке среди населения. В 1851-1854 гг. мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы. Кочевые народы с 1824 г. платили кибиточную подать.

Реформы 60-х годов XIX в. внесли определенные изменения в налоговую систему:

  • 1863 г. - подушная подать с мещан заменена налогом с недвижимого имущества;
  • 1865 г. введен промысловый налог, т.е. сбор с документов на право заниматься торговлей и промыслами;
  • 1861 г. вместо винных откупов введен акциз на производство спиртных напитков;
  • 1875 г. вместо подушной подати с крестьян - поземельный налог.

С укреплением государственности менялся и аппарат управления государственным и местными бюджетами[7]. В 1802 г. функциональных министерств - Министерства внутренних дел, Министерства финансов и др..

На местах организовывались подведомственные им государственные учреждения. Территориальными органами Министерства финансов на губернском уровне были казенные палаты, на уездном - казначейства[8].

Казенные палаты распределяли на население налоги, учитывали поступления налогов и расходов. Казначейства принимали и хранили средства, поступающие в казну в виде налогов, выдавали денежные средства на финансирование мероприятий, осуществляемых на местах.

В 1864 г. были созданы земства (органы местного самоуправления) когда вступило в силу «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».

Земские повинности и сборы формировали земские бюджеты. Земские повинности шли на целевые расходы - на содержание школ, больниц, пожарной охраны, полиции и др., а земские сборы с земель и недвижимого имущества.

В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся за счет мирских доходов, в том числе волостных и сельских сборов, доходов от принадлежащего сельским обществам имущества, от сдачи в аренду мирских земель и др[9].

Городские бюджеты формировались за счет доходов от городских предприятий (боен, бань, водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимого имущества городских жителей, сборов с владельцев лошадей, конских экипажей и др.

Местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета России, т.к. в России до революции действовала двухзвенная бюджетная система унитарного государства.

После Октябрьской революции 1917 г. вследствие развала органов государственного и местного управления поступление налогов в бюджетную систему практически прекратилось.


Первая Конституция РСФСР, принятая в июле 1918 г., зафиксировала принципы централизации финансов. Конституция 1918 г. установила федеративное устройство России и заложила основы бюджетного устройства государства.

Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы РФ, включении государственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет.

Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик и областей), т.е. разделение государственных и территориальных доходов и расходов.

1.2. Бюджетная система Российской Федерации

Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Система – это целое, состоящее из частей, т.е. соединение частей в одно целое. Система – это множество частей, которые состоят во взаимосвязи друг с другом и образуют определенное единство, целостность.

Бюджетная система и сам бюджет вырабатывается на основе Конституции РФ[10], Бюджетного кодекса РФ[11], Гражданского кодекса РФ[12].

Бюджетный кодекс РФ гласит, что Бюджетная система РФ основана на:

  • государственном устройстве РФ;
  • экономических отношениях РФ;
  • регулируется законодательством РФ;
  • составляет совокупность федерального бюджета, бюджетов

субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

На построение бюджетной системы влияет форма государственного и административного устройства страны[13].

Все государства зависят от распределения власти между центром и административно-территориальным образованием, и подразделяются на:

  • унитарное – это единое государство. Такая форма не наделяет административно-территориальные образования автономией и собственной государственностью. При такой форме государства действуют:
  • единая Конституция, которая является общей для всех систем права;
  • единые органы власти;
  • централизованное управление политическими, социальными, экономическими, и государственными процессами.