Файл: Бюджетные реформы в России: исторический аспект (Бюджетная система Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стимулирование инвестиций[38]

Ускорять экономический рост будут путём стимулирования:

  • экономической активности;
  • инвестиций в основной капитал.

На 2018 год инвестиции составляют порядка 21,5% ВВП. Этот показатель доведут до 25%, чтобы обеспечить достижение планируемых темпов роста. Шесть системных задач приведены в приложении 1.

Правительство отвергло:

  • введение налога с продаж;
  • дифференцированной шкалы подоходного налога;
  • отмену льготных ставок НДС и др.

Отраслевые инфраструктурные проекты

Большая часть основных направлений бюджетной политики 2019-2021 годов посвящена развитию инфраструктуры.

Будет создан специальный фонд развития за счёт увеличения заимствований. Его объём составит 3,5 трлн рублей за шестилетний период. Он станет источником для инфраструктурного развития страны, отсталость которой в этом плане сдерживает экономический рост. Увеличение госдолга пойдёт не на увеличение текущих расходов, а на создание новых активов государства, что будет способствовать росту экономики.

Отберут проекты, которые влияют на качество экономики и на качество жизни населения –развитие городской, социальной и цифровой инфраструктуры, межрегиональную связанность.

Привлечение частных инвесторов в инфраструктурные проекты: для этого разрабатывается специальный проект поправок в законодательство о государственно-частном партнерстве.

Нефтянка

Запланировано ввести налог на дополнительный доход с 2019 года в качестве пилотной меры. Цель – перенести фискальную нагрузку в разработке рентабельно неинтересных сегодня для нефтяников месторождений на более поздние этапы их разработки.

В течение 6 лет будет завершен так называемый нефтегазовый маневр, который заключается в постепенной отмене экспортных пошлин, увеличении внутреннего налогообложения с компенсацией в виде отрицательного акциза на нефть для отечественных нефтеперерабатывающих заводов.

Основные задачи:

Основные задачи:

  • стимулировать модернизацию сферы нефтепереработки;
  • провести постепенный переход к единому энергетическому рынку на территории ЕАЭС;
  • создать механизм недопущения роста цен на бензин и дизель при изменении цен на мировых рынках.

Бизнес[39]

Сокращение теневого сектора за счёт:

  • цифровизации налогового администрирования;
  • создания единой информационной среды налоговых и таможенных органов (вкл. общий механизм прослеживаемости товаров).

Дополнительные существенные ресурсы будут направлены на поддержку малого и среднего предпринимательства:

  • на стимулирование экспорта;
  • увеличение производительности труда;
  • цифровизацию экономики.

Социальная сфера

Главная задача, поставленная Президентом – войти в клуб стран с продолжительностью жизни более 80 лет.

В проекте бюджета будут учтены ресурсы, необходимые:

  • для профилактики заболеваний;
  • возможности занятия спортом;
  • прохождения профилактических осмотров;
  • обеспечения большей доступности медицинских услуг, особенно в первичном звене.

Особое внимание – лечению сердечно-сосудистых заболеваний.

Будет проведена модернизация онкоцентров, внедрены современные клинические рекомендации.

Для сохранения здоровья людей запланировано обеспечить новые стандарты экологического благополучия:

  • повысить качество питьевой воды;
  • закрыть свалки в городах;
  • снизить уровень загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах.

Дополнительные ресурсы будут вложены также в образование, науку и культуру.

Перед Правительством стоит задача обеспечить конкурентоспособность российского образования. Это вхождение России:

  • в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования;
  • пятёрку стран-лидеров в областях научно-технологического развития.

Пенсии

Еще одна задача, поставленная Президентом – рост пенсий выше темпов инфляции. Подготовлены изменения в пенсионное законодательство, которые должны улучшить положение неработающих пенсионеров, обеспечить им достойную пенсию.

Размеры пенсии по старости неработающим пенсионерам уже в 2019 году увеличатся в среднем на 1000 рублей, а к концу шестилетнего периода (в 2024 г.) средний размер пенсии, как ожидается, составит порядка 20 000 рублей, что выше уровня пенсий в 2018 году на 35%.

Возврат к нацпроектам

Все эти задачи Правительство планирует решать с помощью такого инструмента, как национальный проект. Каждый такой проект будет иметь:

  • конкретные цели;
  • задачи;
  • персонально ответственного министра соответствующего министерства.

Источники средств для реализации проектов:

  • результаты изменений в налоговом законодательстве;
  • увеличение госзаимствований на рынке.

В нацпроектах будут установлены целевые показатели в разрезе субъектов РФ, определены объёмы финансовой помощи регионам, установлена ответственность за реализацию общенациональных целей.


Реализация нацпроектов потребует донастройки межбюджетных отношений для увеличения ресурсной базы регионов. Для этого предусмотрено:

  • поэтапная передача с федерального на региональный уровень акцизов на нефтепродукты для улучшения состояния региональных и муниципальных дорог;
  • передача с федерального на региональный уровень части акцизов на крепкий алкоголь (нужно компенсировать выпадающие доходы регионов после отмены налога на движимое имущество) и др.

Выводы по главе 3. В главе 3 мы рассмотрели вопросы проблем и перспектив бюджета Российской Федерации. Проблемы с составлением бюджета начинаются в момент определения будущей стоимости нефтегазовых факторов. От их цены зависит стоимость всего бюджета.

Бюджет должен быть сбалансированным. Для обеспечения сбалансированности бюджета в перспективе, потребуется снижение расходов и их перераспределение с федерального на региональный уровень. Потребуется также корректировка структуры расходов федерального бюджета в условиях высоких социальных обязательств и низкого объема доступных ресурсов.

В настоящий момент современная государственная политика и политика формирования и исполнения федерального бюджета РФ строится с учетом перехода от экспортной и сырьевой модели экономики к инновационному развитию и социально ориентированному типу бюджетных отношений, формирования ключевых предпосылок для достижения на долгосрочной основе повышения темпов роста экономики и стабильности на макроэкономическом уровне.

Принятая Правительством Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года и сопутствующие прогнозы должны соответствовать смене ориентиров и созданию реальных механизмов для инновационного роста экономики. В этой связи необходимо создание и осуществление переходной политики к устойчивой модели финансовой системы РФ, не зависимой от иностранных инвестиций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность темы реформирования государственного бюджета трудно переоценить. Ведь бюджет – это такая экономическая категория, без которой государство не может существовать.

Свою историю реформирования российская бюджетная система ведет со времен княжеской Руси и по настоящее время. Реформирование бюджетной системы идет постоянно и зависит от экономического состояния, от политической власти в тот или иной исторический момент.


Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Система – это целое, состоящее из частей, т.е. соединение частей в одно целое. Система – это множество частей, которые состоят во взаимосвязи друг с другом и образуют определенное единство, целостность.

Федеральный бюджет – это, прежде всего, инструмент достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Каким образом лучше финансировать государственные расходы – посредством налогообложения или путем заимствования, - зависит исключительно от текущих экономических условий. Правительство не должно колебаться, идя на любые дефициты и излишки для достижения макроэкономической стабильности и роста.

В нашей курсовой работе были рассмотрены такие вопросы, как история бюджетной системы России, сбалансированность и устойчивость бюджета, бюджет Российской Федерации на 2016-2018 годы в цифрах, проблемы и направления бюджетных реформ на современном этапе, перспективы развития бюджетной системы России.

Мы выяснили, какие факторы влияют на составление бюджета. Одними из основных факторов являются нефтегазовая составляющая и курс доллара. Зависимость федерального бюджета от динамики цен на нефть постепенно снижается, о чем свидетельствует сокращение ненефтегазового дефицита и снижение балансирующей бюджет (на первичном уровне) цены на нефть с более 100 долларов США за баррель в 2014 году до 43-55 долларов США за баррель в 2018 году. Такая динамика выгодно отличает Россию от многих сырьевых стран, ограниченный прогресс фискальной адаптации которых угрожает болезненным развитием событий в будущем.

В 2016 году осуществлено возвращение к трехлетнему планированию при формировании бюджета. Это нашло отражение в снижении экономической неопределенности, улучшению деловых настроений и восстановлении инвестиционной активности

Катализаторами реформ в бюджетной сфере обычно выступают неблагоприятные внешние условия или необходимость учета объективных внутренних трендов, в том числе:

  • дестабилизация роста цен;
  • хроническое замедление роста;
  • рост государственного долга и доли расходов по его обслуживании.

Проводя масштабные бюджетные реформы, Российская Федерация ориентируется на четыре основных принципа:

1. Оптимизация расходов менее болезненна по сравнению с повышением налоговой нагрузки.

2. Структурные реформы позволяют достичь устойчивого баланса бюджета. 


3. Широкая общественная поддержка

4. Тесная координация фискальной и денежно-кредитной политики. 

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов разрабатывались в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период до 2017-2019 годов.

При подготовке Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, государственных программ Российской Федерации.

Целью Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2018-2020 годы.

Немаловажный аспект в повышении эффективности реализации бюджетной политики государства связан с вопросами справедливости трансформационного механизма бюджета, где ключевой темой является согласованность социальной ориентации бюджетной политики государства и роста налогов в трудовой сфере.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты:

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ "О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации")
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (по состоянию на 01.12.2015) [Электронный ресурс] // Консультант плюс.
  3. Бюджетный Кодекс РФ (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (действующая редакция от 03.11.2015).
  4. «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России): http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_144190/