Файл: Эстетическое воспитание детей в учебной (внеучебной) деятельности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальные, общественные процессы, происходя­щие в настоящее время, характеризуются рядом тен­денций, негативно влияющих на развитие личности ре­бенка. Кризисные явления в социальной, политической, культурной, экономической и технологической сферах современного российского общества усугубляют мно­жество серьезных проблем, вызывающих духовное, интеллектуальное и физическое напряжение человека: снижение материального уровня жизни и, связанное с ним, социальное расслоение общества и жизненного тонуса, напряженность, конфликтность в общении. Это проявляется на разных ступенях человеческой жизне­деятельности и в разных областях, отражается на выборе ценностных ориентаций индивидов, в пере­стройке ментальности, и это все, безусловно, сильно от­ражается на становлении личности в детском возрасте[37].

В современной социальной среде наблюдается гар­моничное функционирование, и даже взаимопроник­новение различных культур, начиная от субъективной культуры каждой личности, семьи, сообщества и закан­чивая массовой общечеловеческой культурой в целом. Весь спектр различных культур находится в постоянном взаимодействии, но уровень взаимодействия этих куль­тур, безусловно, разный, еще больше отличается ха­рактер взаимовлияния и взаимодействия этих культур. Такая ситуация в обществе по мнению некоторых уче­ных (М.И. Бекоева, Ф.В. Хугаева) позволяет утверждать, что современный ребенок воспитывается и развивается в поликультурной среде, пропитанной для каждой от­дельной личности инокультурными проявлениями[38].

Значимым фактором успешного формирования лич­ности является объединение культурологического и сре­дового подходов к построению образовательного про­цесса. Чем теснее взаимосвязи различных культурных и средовых факторов, чем больше этих взаимосвязей и вза­имовлияний, тем больший воспитательный потенциал несет в себе среда. Важно, чтобы личность проявляла ак­тивность при взаимодействии со средой и могла диффе­ренцировать позитивные и негативные для себя влияния на основе присвоенных общечеловеческих культурных ценностей. Сохранять активную личностную позицию в процессе взаимодействия со средой, как отмечают мно­гие ученые (В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др), значит не только поддаваться воздействию этой сре­ды, но и оказывать самому тоже влияние на это окруже­ние. Только тогда взаимодействие будет эффективным, полноценным и действующим, когда среда оказывает воздействие на формирование и развитие нравственной личности, а личность, в свою очередь, оказывает влия­ние на окружающую среду[39].


Еще К. Маркс писал: «Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства». В таком понимании культура должна представляться как непрерывный про­цесс освоения, переустройства и преобразования чело­веком окружающей среды, а среда будет определяться совокупностью условий становления личности. Являясь частью социальной среды, образовательная среда долж­на, в таком случае, быть направлена на создание благо­приятных условий для освоения и преобразования мира на основе общечеловеческих, общезначимых нравствен­ных ценностей, то есть на повышение культурного и ду­ховного уровней развития человека, соответственно, и условий ее жизнедеятельности[40].

Культурологический подход к эстетическому воспи­танию обучающихся выражается в потребности школь­ников эмоционально воспринимать окружающий его мир, рассматривать через призму эстетики и отношения между людьми. Двойственность человеческой натуры, как справедливо отмечал А.Н. Леонтьев, проявляется, прежде всего, в поведении человека в двух средах – со­циальной и физической[41].

При этом социальной средой необходимо считать не просто совокупность людей, а свойственную данной социальной группе межличност­ную культуру, систему непосредственных (эмоциональ­ных) и опосредованных (рациональных) отношений между ними.

В современной науке дифференцируется понятие «среда» в соответствии с определенными задачами (А.Е. Шабалдас), классифицируя различные типы среды в зависимости от методологических подходов к ее из­учению: возрастной подход, личностный подход, соци­ально-бытовой или социально-производственный под­ход; количественный подход; территориальный подход; подход по управляемости[42].

Перечисленные свойства и параметры типологии среды раскрывают новые возможности в разработке образовательных тех­нологий по выявлению социально-педагогических меха­низмов взаимодействия личности и среды.

Говоря о поликультурном образовательном про­странстве нельзя не заметить, что каждый школьник об­ладает своим мировосприятием, внутренним миром, от­ражающим его индивидуальные личностные особенно­сти, унаследованные и присвоенные социально культур­ным опытом. Личность, особенно в школьном возрасте, с легкостью признает знакомые, соответствующие его внутренним критериям оценки окружающего и, наобо­рот, всегда настороженно относится к инокультурным проявлениям. Ярким примером тому могут служить на­циональные отличия, другой менталитет и т.д.[43]


Мы часто без особых усилий узнаем человека другой этнической принадлежности, отличаем его, выделяем из группы людей по внешнему виду, интонации, жестам, речи, темпераменту, мимике; не задумываясь, можем обратиться даже к незнакомому человеку с банальным вопросом, если идентифицируем его как «своего» сре­ди чужих, как понятного для своего мировосприятия, но не сделаем не задумавшись, «без запинки» того же, если воспримем его как человека из другой культуры, друго­го этноса, социальной группы.

Отличаются также менталитеты людей одной на­циональности, но принадлежащих проживающих в разных регионах, разных природных условиях. И ча­сто основанием таких различий является, по мнению Л.Н. Гумилева, не только «кормящий ландшафт», но и веками складывающиеся обычаи и традиции, а также опыт тесного взаимодействия с соседними этническими, культурными, социальными, группами[44].

Можно проследить, например, сильные различия между жителями южных и северных регионов России, принадлежащих к одной национальности, проживаю­щих в единых политических, экономических и социаль­ных условиях, но унаследовавших различный культур­ный, нравственно-социальный опыт. Нельзя не отметить также то, что расслоение общества по материально-бы­товому положению, профессиональному или социально- культурному статусу, принадлежность людей к опреде­ленным религиозным обществам, доступность большо­го объема информации о разных странах и народах через СМИ также насыщают среду инокультурными проявле­ниями для каждого человека.

В сегодняшней педагогической науке и практике используется достаточно много различных моделей поликультурного образования, воспитания школьни­ков (О.В. Гукаленко, В.Н. Гуров, А.Н. Джуринский, Ф.Н. Зиатдинова, Р.Х. Кузнецова, Л.Л. Супрунова, Л.Т. Ткач, Е.А. Шабалдас)[45].

Моделированию подвергается, как известно, не сама личность ученика или учителя, а образовательная среда, в которой живут, взаимодействуют и функционируют субъекты процесса воспитания. Разработка авторских моделей формирования и развития личности обучающе­гося в поликультурной образовательной среде направле­но на нахождение наиболее оптимальных и эффектив­ных условий, способов, форм и средств воспитания и развития, но очень часто успех реализации таких моде­лей заложен не в условиях, а в механизмах их функци­онирования, то есть механизмах и способах взаимодей­ствия личности и среды[46].


Мотивами поведения у детей школьного возраста чаще всего выступают потребность в общении и потреб­ность в безопасности. Поведение детей имеет природ­ные предпосылки, но по своему характеру, социально обусловлено, реализуется в межличностной культуре общения, в форме деятельности, во взаимодействиях с другими школьниками и взрослыми[47].

Педагогический поиск сегодня должен быть направ­лен на выработку механизмов взаимодействия различ­ных культур – от индивидуально-личностных до обще­ственных, на формирование личности, готовой к актив­ному плодотворному диалогу культур в своем сознании, на развитие такого качества в рамках общего образова­ния, которое бы позволяло личности с уважением отно­ситься к инокультурным проявлениям остальных людей. В основе такого образовательно-воспитатетльного поис­ка должны находиться следующие потребности:

- потребность в новых знаниях, интерес человека ко всему новому. В этом случае задача учителя заключает­ся в том, чтобы этот интерес не был агрессивным, носил благосклонный, сочувственный, миролюбивый характер;

- потребность во взаимодействии с окружающим миром – потребность в деятельности, общении, со­трудничестве. Задача учителя заключается в развитии нравственно-ценностных приоритетов и потребностей в формировании культуры мышления обучающегося, в анализе и оценке окружающего мира, развитии потреб­ности в восприятии и реальном чувственном ощущении предметов и явлений окружающей социальной действи­тельности;

- потребность в духовном самосовершенствовании, желание быть хорошим и стремление к становлению лучше, ценностное отношение к окружающему миру и самому себе. Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у обучающихся ценностное отношение к реальному миру[48].

Реализация приведенных положений в теории и практике современного образования может выступить в качестве ведущего механизма развития поликультурной личности, способной к достойному восприятию нового, инокультурного, в качестве механизмов идентификации самой личности с той или иной культурой. Однако не­обходимо отметить, что и создание педагогических ме­ханизмов поликультурного воспитания, необходимых для формирования личности, моделей образовательной среды, равно как реализация и развитие перечисленных потребностей, как некоторой совокупности идей, прин­ципов, должны осуществляться на основе общекультур­ных, общечеловеческих ценностей[49].


Развитие личности обучающегося как цель учебно-воспитательного про­цесса, определяющая его содержание и характер, реали­зуется с помощью осознания, осмысления, узнавания и присвоения этих ценностей. При моделировании поли­культурной образовательной среды, несомненно, важен учет возрастных и индивидуальных особенностей обу­чающихся. Так, например, говоря о подростках, необхо­димо помнить, что одним из ведущих факторов является характер его общения со сверстниками, взаимодействие с малыми социальными группами по потребностям и интересам, чего нельзя сказать о детях младшего школь­ного возраста, для которого семья и первая учительница важнее, чем уличная компания сверстников, а, значит, выступают в качестве средовых факторов, имеющих бо­лее сильное действие. Однако известные герои различ­ных мультфильмов больше влияют на формирование личности младшего школьника, чем подростка. В млад­шем школьном возрасте осуществляется национальная самоидентификация личности школьника, поэтому не­маловажна дифференциация воспринимаемой учеником информации с точки зрения формирования его социо­культурного опыта[50].

Этнические представления у детей начинают скла­дываться достаточно рано. По результатам исследова­ния Ж. Пиаже, существует три стадии в формировании этнической идентичности ребенка: в 6-7 лет ребенок приобретает первые знания о своей этнической принад­лежности; в 8-9 лет уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, строит умозаключения для идентификации – место проживания, национальность родителей, родной язык, у него начинают укрепляться национальные чувства; в 10-11 лет у школьника форми­руется идентичность в полном объеме, в качестве осо­бенностей разных народов он отмечает специфику тра­диционной бытовой культуры, уникальность истории[51].

Однако принцип учета возрастных и индивидуаль­ных особенностей далеко не единственный. При совер­шенствовании поликультурной образовательной среды необходимо учитывать, прежде всего, те средовые фак­торы, которые оказывают не только непосредственное влияние на личность обучающегося, но и отражают кон­кретные условия, присущие определенной социальной группе – классу, школе, региону, отражающие особен­ности ее формирования, развития и существования[52].

Проблемы поликультурного воспитания обусловле­ны, прежде всего, проблемами развития современного социума, среди которых на первый план выдвигаются следующие: этнокультурная идентификация и само­идентификация, формирование толерантной личности, развитие национального самосознания и другие. На дан­ном этапе результатом процесса глобализации культур­ного пространства становится все большее количество разнообразных культур.