Файл: Эстетическое воспитание детей в учебной (внеучебной) деятельности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Становление и развитие эстетической культуры личности — процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально-психологических факторов. В нём задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами. Эстетические знания, убеждения, чувства, навыки и нормы функционально связаны друг с другом. Эстетическая культура личности проявляется в сфере быта, общественной, досуговой и других формах жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни людей[18].

Мера выражения навыков, способностей и потребностей в деятельности и поведении личности характеризует уровень её эстетической культуры. Своеобразной разновидностью и, в известном смысле, доминантой эстетической культуры личности является её художественная культура, уровень которой зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений.

Все эти характеристики концентрированно представлены в понятии художественного вкуса — эстетически значимого свойства личности, формируемого и развиваемого в процессе её общения с искусством. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте, человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания[19].

Эстетическое образование — необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты[20].

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

— эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

— художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов;


— эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

— воспитание творческих потребностей и способностей[21].

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребёнок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и искусству. Общение с искусством наиболее ярко и образно раскрывает человеку мир реально существующей красоты, формирует убеждения личности, влияет на поведение и доставляет ей огромное эстетическое наслаждение. Наглядность, яркость, выразительность делают искусство доступным и близким детскому восприятию, созвучным их эмоциональности[22].

Интерес к изобразительной деятельности проявляется у детей довольно рано. Родители и педагоги должны поощрять эти стремления. Любой взрослый человек может многое подсказать ребёнку в рисунке, развивать его зрительную память. Рисование и лепка — это активный процесс, заставляющий детей точно воспринимать предмет, или непосредственно его созерцая, или восстанавливая по памяти, или привлекая одновременно и накопленный жизненный опыт и воображение. Педагоги и психологи давно заметили, что детям, особенно дошкольного возраста, большое наслаждение доставляет не столько результат, сколько сам процесс рисования. Следует отметить также, наличие тесной связи между приобщенностью к искусству и развитостью нравственных установок человека, социальной активностью и высокой культурой общения, то есть тем, что составляет духовный мир личности. Накапливаясь в памяти, эстетические переживания взаимодействуют друг с другом, образуя эмоционально-эстетический фон, на котором приобретает особенную четкость и значимость все то, что вновь случается с человеком[23].

Искусство в этом смысле создает критерии жизненных оценок. Духовное обогащение не происходит при эпизодическом, кратковременном общении с искусством. Только совокупность многих художественных влияний, которые накапливаясь, повторяясь и закрепляясь, изменяют поведение личности, приучают её жить так, как подсказывает искусство. Общение с подлинным искусством побуждает личность к собственному творчеству, учит глубже чувствовать эстетику реальной жизни, помогает сформировать активное отношение к действительности в целом и к художественному творчеству, в частности[24].


 Таким образом, можно отметить, что эстетическое и художественное воспитание должно осознаваться как настоятельная необходимость и обязательное условие духовного прогресса общества. Воспитание вообще, будь то трудовое, нравственное, экологическое и др., не может считаться удовлетворительным, если оно не вырабатывает эстетического отношения к явлениям жизни, не побуждает человека действовать по законам красоты. Точно также эстетическое воспитание без воспитания художественного оказывается неполным и неэффективным, так как только искусству присуще свойство воспитания в человеке способности осознавать и ощущать жизнь как целое[25]. 

2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Роль начальной школы в эстетическом воспитании школьников

Большинство социальных и политических проблем России не могут быть решены без активного участия школы. Но в ее деятельности сейчас главная роль принадлежит учителю начальной школы, потому что «будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 – 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим» (Б.М. Неменский)[26].

Но создавать у детей правильные представления возможно лишь при усилении воспитательной роли учебного процесса. Известно, что эффективность воспитательного процесса существенно зависит от формы его организации. Сравнение эффективности различных форм заставляет отдавать предпочтение индивидуальным формам, которые возможно реализовать при помощи компьютера.

Ряд ученых выделяют всего три формы воспитания: мероприятия, дела и игра. Мероприятия – это то, что организуется кем-то для воспитанников, а они в свою очередь воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.д. Дела – это общая работа, осуществляемая членами коллектива на пользу кому-либо, в том числе и самим себе. Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью развлечения и обучения[27].


Известный ученый В.А. Караковский в воспитании выделил шесть групп методов:

- воспитание словом;

- воспитание делом;

- воспитание ситуацией; воспитание игрой;

- воспитание общением;

- воспитание отношением[28].

В последние годы в педагогике возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования у детей отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности[29].

Многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) отмечали, что формировать личность и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоциональные психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Основой в системе эстетического воспитания является искусство: музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Еще Платон и Гегель указывали на то, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Поэтому искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности школьников, и, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве, можно воспитать высоконравственного, разносторонне развитого современного человека[30].

Выше было указано, что очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась, поскольку эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве.

Поэтому надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни"[31].

Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Например, чрезвычайно трудно научить юношу или взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать. Конечно, течение жизни что-то меняет в человеке и вносит свои коррективы. Но именно в младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы[32].


В формировании эстетических вкусов ведущую роль должен сыграть сам учитель начальной школы, потому что для детей с момента прихода в школу он становится главным человеком. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот, яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела. Поэтому и в настоящее время важно, чтобы учитель разделял идеи классической педагогики на проблемы воспитания детей[33].

2.2 Социальная среда как фактор эстетического воспитания младших школьников

Становление и развитие личности ребенка осу­ществляется в процессе взаимодействия растущего человека с другими людьми, в окружающей его среде. Определяющую роль среды выделяют многие психологи и педагоги (Ю.К. Бабанский, М.И. Бекоева, С.Г. Ваниева, Л.С. Выготский, А.К. Дремов, В.В. Колокольников, И.Я. Лернер, Д.С. Лихачев, М.Н. Скаткин, Б.А. Тахохов, М.Ю. Хуриева и др.), признавая один из основных прин­ципов взаимодействия личности и среды: чем большее воспитательное значение приобретает среда, тем более воспитаны наши дети[34].

Говоря о формировании личности ребенка, пре­жде всего, необходимо выделить социальную среду (М.Ю. Хуриева), которая сегодня чрезвычайно раз­нообразна, многолика и непроста.

Социальная среда ребенка это окружающие его близкие, друзья, посто­ронние люди, сообщества, средства массово информа­ции, их связи, отношения, деятельность[35].

Социальная среда современного ребенка отрывочна, то есть она состоит из совокупности компонентов: семья, школа, одноклассники, приятельское окружение, интер­нет-ресурсы, телекоммуникационные источники и др.

Социальная среда – это совокупность условий, ис­точник влияний на личность – с одной стороны, а с другой стороны – это жизненное пространство ребенка. Личность ребенка развивается в определенных обще­ственных отношениях (С.В. Бадмаева), в конкретных пространственных сферах – семья, школа, спортивная секция, общественная работа, досуг, но влияние средо­вых условий носит достаточно неоднородный характер[36]. Уровень влияния среды может быть де­терминирующей, индифферентной, перевоспитываю­щей и относиться личность к этому воздействию может неоднозначно положительно или отрицательно.