Файл: Эстетическое воспитание детей в учебной (внеучебной) деятельности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не подчинение одной культуры другим, не подавле­ние менее сформировавшейся культуры во благо процве­тания другой, а эффективное взаимодействие на основе общекультурных, общечеловеческих ценностей с целью развития и поддержания друг друга и на индивидуально- личностном уровне, и на уровне мировых сообществ как основа для решения важнейших современных проблем поликультурного образования и воспитания вступающе­го в жизнь молодого поколения[53].

2.3. Значение художественно-эстетического воспитания в развитии личности современного школьника

Эстетическое воспитание является одним из компонентов целостного педагогического процесса, способствующих формированию творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты»[54].

Практика эстетического воспитания, его научное осмысление философов, педагогов, психологов позволили утвердиться к началу XXI века в мысли о том, что из всех известных видов и форм воспитания современного человека эстетическое воспитание имеет наибольший интеграционный потенциал, и именно оно способно решать многообразные и разноуровневые психолого-педагогические задачи[55].

Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие, то есть организованный процесс становления личности, ее природных сущностных сил, обеспечивающих активное эстетическое восприятие, чувствование, творческое воображение, эмоциональное переживание, образное мышление, формирование духовных потребностей, вкуса, идеала, способности к творчеству по законам красоты и к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его[56].

Художественный потенциал человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью появляются в искусстве.

Именно искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности. Эстетическое развитие личности средствами искусства принято в педагогике называть художественным воспитанием, которое в более строгом значении относится лишь к эстетико-воспитательному воздействию искусства: развивает способность воспринимать, чувствовать, переживать, любить, наслаждаться им[57].


Таким образом, художественное воспитание направлено на формирование художественного сознания личности, а это одна из основных проблем современной науки.

Существуют три наиболее распространенные точки зрения на сущность художественно-эстетического сознания человека:

− специфика эстетического сознания проявляется в художественном идеале;

− специфика эстетического сознания проявляется в эстетическом чувстве;

− основой художественно-эстетического сознания является художественный образ[58].

Последняя позиция признана наиболее близкой к истине.

Ввиду особой актуальности данной проблемы на современном этапе развития науки, в России была разработана концепция художественно-эстетической педагогики как условия, обеспечивающего позитивное влияние искусства на миропонимание, характер общения и творческий потенциал формирующейся личности, то есть одной из обязательных основ современного общего образования[59]. Система художественно-эстетического воспитания реализуется, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе. Все учебные предметы решают задачи эстетического воспитания, среди них основное значение у предметов художественного цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание личности, объединяют в себе элементы искусства, науки и навыки практической деятельности[60].

Одним из важнейших компонентов эстетического воспитания является музыкально-эстетическое. Музыка в системе общего образования представляет собой интегративный предмет, который обеспечивает восприятие школьниками музыкальных произведений; изучение истории, теории музыки и музыковедения, приобретение простейших навыков исполнительства[61].

То есть на музыкальных занятиях осуществляется воздействие музыки на нравственную, эстетическую и умственную сферы личности.

Так музыкальное воспитание способствует формированию у подрастающего поколения музыкальной культуры, художественно-оценочного отношения к музыке и к действительности через призму музыкального искусства; способствует развитию художественного вкуса, способности к глубокому переживанию эстетических чувств, к эстетическому суждению[62].

В современной западной художественной педагогике широко распространен ряд концепций эстетического воспитания:


− абстрактно-формалистическое обучение детей в области искусства;

− идея спонтанного художественно-эстетического проявления;

− концепция утилитарно-прагматического эстетического развития;

− теория религиозно- эстетического воспитания.[63]

В России перспективна ориентация на концепции Ф. Шиллера, А.Ф. Лосева, Р. Арнхеймса, С.М. Эйзенштейна, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Л.С. Выготского, П.А. Флоренского, определяющие процесс эстетического воспитания на основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного в эмоционально-чувственном освоении, оценке личностью эстетических свойств реальности и искусства[64].

Ориентация на современный характер процесса эстетического воспитания и образования требует от педагога и учащихся активного саморазвития, личного художественно-эстетического потенциала, эмоционально-чувственного сознания, творческой деятельности в области искусства и реальности[65].

Таким образом, эстетическое воспитание занимает в настоящее время все более значительное место в процессе формирования личности.

Эстетическое воспитание является не просто одной из составляющих частей целостной системы воспитания, а силой, возвышающей и облагораживающей другие формы воспитания и самовоспитания. Эстетический элемент, стало быть, входит и должен входить во все стороны нашей жизни. Отсюда важность и громадное значение данной сферы воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренная в данной работе проблема является актуальной. Сегодня эстетическому воспитанию учащихся уделяется все большее внимание. Это, несомненно, связано с тем, что культурный уровень нашего общества вырос. Сейчас учащимся в школе предоставлена возможность приобрести обширные и глубокие знания, умения и навыки, связанные с художественной деятельностью в самых разных ее проявлениях. Учитель несет детям знания, но если у них не развиты чувства, если они не умеют сопереживать, эти знания не дадут им полного представления о красоте окружающего мира, о красоте жизни, которую нужно прожить с пользой не только для себя, но и для других людей.

Такое эмоциональное отношение к красоте воспитывается долго, кропотливо и целенаправленно. Школьникам нужно унести с собой во взрослую жизнь не только умение понимать и любоваться прекрасным, они должны стремиться сами к новым встречам с прекрасным. Эстетическое восприятие действительности должно стать для них естественным. А самое главное, дети должны сами стать творцами красоты, не бессознательно, а с верой в прекрасное, со стремлением вносить его во все сферы жизни: в дом, в семью, в отношения с близкими, в воспитание своих детей, в свой труд.


Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.

Младший школьный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности. Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения.

Проведя исследование вопросов эстетического воспитания можно формулировать следующие выводы:

- воспитание – это социокультурный феномен, который связан с определенным уровнем экономического, политического, художественно-эстетического развития личности.

- художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности;

- приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам.

Основу эстетического воспитания составляют его основные критерии: эстетический идеал, художественный вкус, умение любоваться красотой, художественно-эстетическое творчество. Эстетическое воспитание способствует развитию мышления, внимания, воображения, познавательного интереса. С.В.Погодина, Т.С.Комарова считали, что на основе эстетического восприятия формируются эстетические представления детей, развивается творчество. Эстетическая воспитанность в широком социальном смысле этого слова проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка.

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // СПС «Консультант плюс».
  2. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности. – М.: Просвещение, 2008. –285 с.
  3. Алейникова, О.С. Психолого-педагогические проблемы эстетического воспитания младших школьников средствами музыки / О.С. Алейникова // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 3. - С. 126-131.
  4. Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 c.
  5. Абрамова А. Введение в традицию: Пособие в помощь родителям и педагогам. - М.: Никея, 2014. - 208 c.
  6. Болдышева Е.Г. Привитие общечеловеческих ценностей детям младшего школьного возраста // Университетские чтения - 2007 / Пятиг. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск : ПГЛУ, 2007. - Ч. 10: Секция 7 симпозиума 2. - С. 41-45.
  7. Борисова, Н.А. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие / Н.А. Борисова, И.А. Букина, И.А. Бучилова; Под. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 358 c.
  8. Балашов М.Е. Школа как эстетически ценная предметно-пространственная среда // Учитель в современном мире : материалы девятой науч.-практ. конф. - СПб. : Изд-во Ленингр. обл. ин-та развития образования, 2013. - №4. - С. 113-122.
  9. Буравлева Н.А. Роль духовно-нравственного раз­вития личности в современном образовательном про­цессе // Вектор науки Тольяттинского государственно­го университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - №1. - С. 158-160.
  10. Велиева, Ш. Ш. Эстетическое воспитание младших школьников посредством изобразительного искусства / Ш.Ш. Велиева // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2011. - N 5. - С. 55-56
  11. Вересов, Д. Воспитание чувств. Т. 2. Воспитание чувств. Дальний берег Нила / Д. Вересов. - СПб.: Астрель, Астрель-СПб, ВКТ, 2012. - 410 c.
  12. Гантумур Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики // Молодой ученый. - 2010. - № 5-2. - С. 156-159.
  13. Главатских Р.Р. Теория и практика развития творческого потенциала младших школьников / Р.Р. Главатских ; М-во образования и науки Удмурт. Респ., Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования Удмурт. Респ. - Ижевск : Изд-во ИПК и ПРО УР, 2007. - 304 с.
  14. Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности : [психология развития ценностн. ориентаций] // Начальная шк. - 2008. - № 7. - C. 13-18.
  15. Гатауллина, В.Д. Педагогические условия музыкально-эстетического воспитания младших школьников в поликультурной эстетической среде общеобразовательной школы / В.Д. Гатауллина // Филология и культура. - 2011. - № 25. - С. 240-244.
  16. Городецкая, Ю.А. Интеграция как основа художественно-эстетического воспитания школьников / Ю.А. Городецкая // Начальная школа плюс до и после. – 2012. - № 11. – С. 12-22.
  17. Диченская Е.А. Освоение предметно-пространственной среды младшими школьниками в процессе эстетического воспитания : автореф. дис. … канд. пед. наук / Диченская Е.А. ; Рос. акад. образования, Исслед. Центр эстетич. воспитания, Ин-т развития личности. - М., 1994. - 18 с.
  18. Загвязинский, В.И. Теории обучения и воспитания: уУчебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 256 c.
  19. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания: учебник для балалавров / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Юрайт, 2012. - 314 c.
  20. Зайцев, С.М. Все о воспитании детей / С.М. Зайцев. - Мн.: Книжный Дом, 2011. - 576 c.
  21. Зарецкая, И. И. Эстетическое воспитание как фактор социализации младших школьников / И.И. Зарецкая // Начальная школа. – 2011. - N 1. - С. 54-58.
  22. Киященко Н. И. Проблемы образования и эстетического воспитания в эпоху смены цивилизаций // Ценности и смыслы. - 2011. - № 4. - С. 12-25.
  23. Коценя, Н.М. Эстетическое воспитание младших школьников / Н.М.Коценя // Культура. Наука. Интеграция. - 2010. - № 3 (11). - С. 168-175.
  24. Коротаева Е.В. Социальное развитие детей: аспекты преемственности // Начальная школа плюс до и после : журнал . — 2013 .— №12 .— С. 23-27.
  25. Краснушкин Е. В. Мир искусства. Пейзаж / Е.В. Краснушкин. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 486 c.
  26. Левит, Е. И. Концептуальные основы построения системы формирования эстетической культуры младших школьников / Е.И. Левит // Приволжский научный журнал. – 2013. - № 2. - С. 148-152.
  27. Максимова, В.Р. Педагогические особенности эстетического воспитания младших школьников / В.Р. Максимова // Образование и саморазвитие. - 2012. - Т. 5, № 33. - С. 83-88.
  28.  Маркушева М.Е. Нравственное развитие детей младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика: журнал . — 2014 .— №3 .— С. 20-23.
  29. Неясова И.А. Психолого-педагогические аспек­ты освоения социального опыта младшими школь­никами в образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - №3. - С. 158-160.
  30. Панжинская-Откидач В.А. Мир волшебства и фантазии. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 77 c.
  31. Пагута, Т.И. Определение цели и задач как важный фактор эффективности эстетического воспитания младших школьников / Т.И. Пагута // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2013. - № 4. - С. 40-43.
  32. Пагута, Т.И. Система эстетического воспитания младших школьников в современных условиях / Т.И. Пагута // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - № 2 (13). - С. 240-244.
  33. Основы этики и эстетики: учебное пособие // Егоров П. А., Руднев В. Н, 2015. – М. : Кнорус. – 456 с.
  34. Сергеева, В.П. Основы семейного воспитания: учебник для студ. среднего профессионального образования / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 192 c.
  35. Сергеева, В.П. Теоретические основы воспитания: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 272 c.
  36. Тургель В.А. Творчество и творческие способности в младшем школьном возрасте : учеб. пособие / В.А. Тургель ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб. : Изд-во РГПУ, 2012. - 169 с.
  37. Талиманчук, И.А. Эстетическое воспитание младших школьников в сотворчестве с родителями / И.А. Талиманчук // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2010. - № 5. - С. 105-118.
  38. Уварина Н.В. Актуализация творческого потенциала младших школьников в образовательном процессе : монография / Н.В. Уварина / Челябинск : Взгляд, 2007. - 294 с. - Библиогр.: с. 218-240 (388 назв.).
  39. Эстетика: учебник / Под ред Л Т Левчук - М.: Высшая школа, 2006. – 290с.