Файл: Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие малых групп и их классификация

1.1. Понятие малой группы

1.2. Классификация малых групп и уровни развития

Глава 2. Параметры описания малых групп

2.1. Структура малой группы

2.2. Сплочённость группы. Положение индивида в малой группе

2.3. Принцип деятельности в исследованиях малой группы

2.4. Развитие группы. Стадии развития коллектива. Общие качества группы

Глава 3. Диагностика уровня развития малой группы на примере классного коллектива

3.1. Общие сведения

3.2. Содержание и характер коллективной деятельности

3.3.Жизнь коллектива вне учебных занятий.

3.5. Характеристика актива класса

3.6. Характеристика неформального лидерства

3.7. Особенности межличностных отношений внутри класса.

3.8. Коллективизм и дружба

3.9. Возрастные особенности школьников и взаимоотношения мальчиков и девочек.

Заключение

Список использованных источников

Введение

Современное общество представляет собой сложную систему, находящуюся в непрерывном развитии и изменении, требующую от каждого человека умения быстро ориентироваться в стремительно меняющейся социальной ситуации, оперативно адаптироваться к ней, активно и творчески решать поставленные жизнью проблемы. Человеку приходится изучать общие законы функционирования общества, а так же развитие и поведение малых групп и отдельных людей. Только в этом случае человек находит своё место в социуме.

С естественно - научной точки зрения «Человек» - это характеристика, подчеркивающая принадлежность к такой исторически развивающейся общности как человеческий род, человечество. В этом смысле человек - продукт природы, представитель особого биологического рода. Понятие «индивид» характеризует единичного, конкретного представителя этого рода. Уникальность, неповторимость индивида обозначается категорией «индивидуальность».

С социальной точки зрения «Человек» является основным, первичным элементом структуры общества. Без него нет и не может быть ни социальных связей, ни социальных действий, ни социальных отношений, ни социальных институтов и организаций, ни социальных общностей и групп. Человек одновременно и субъект, и объект всех общественных отношений.

Напрашивается вывод: человек бисоциальное существо, то есть живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры и часть социума.

Поведение человека не может или почти не может развиваться, проявляться и быть понятым в отрыве от других членов группы, к которой он принадлежит, от всего общества или даже вида в целом. Ничто во Вселенной не может существовать, так или иначе, не принадлежа к какой-нибудь организованной системе. Человек - это часть целого, и выживание его возможно только в группе, принадлежащей к человеческому об­ществу.

Человек отличается от животных более высоким уровнем сознания, позволяющим ему воспринимать себя во времени и пространстве; вместе с тем эта способность человека налагает на него ответственность за свое собственное будущее и за будущее вида, к которому он принадлежит и в рамках которого он эволюционировал, непрерывно взаимодействуя с другими видами.

Актуальность исследования заключается в том, что в последнее время всё чаще сталкиваешься с тем, что люди, а в особенности подрастающее поколение, проявляют асоциальное поведение (отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам). Особенно часто с таким явлением сталкиваешься при работе в общеобразовательном учреждении. Здесь можно говорить о разных формах проявления такого поведения: девиантное,     делинквентное, аддиктивное, а порой и криминальное.


Чаще всего к асоциальному поведению подростков призывают сложившиеся вокруг него социальные факторы, например: трудности в общении со сверстниками, принадлежность к неформальным субкультурам, неуверенность в своей личности, низкая самооценка, неблагополучная семья, перенесенное насилие и т.д.

Социальная значимость проблемы заключается в том, что вхождение субъекта в социум начинается с семьи, затем продолжается в группе детского сада и, наконец, в школе. В зависимости от того как будут сформированы взаимоотношения в малой группе, какое место в ней займёт человек в дальнейшем это повлияет и на его место в обществе и на адаптацию в нём.

Степень разработанности проблемы. Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Исследования малых групп прошли ряд этапов. В самых ранних исследованиях, а они были проведены в США в 20-е гг. XX века, выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или, напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого.

Второй этап развития исследований знаменовал собой переход к изучению взаимодействия индивидов в малой группе.

На третьем этапе исследования малых групп стали значительно более разветвленными. Начали выявлять не только влияние группы на индивида, но и характеристики группы: ее структуру, типы взаимодействия индивидов в группе; сложились подходы к описанию общей деятельности группы.

Исследованиями процессов, происходящих в группе, занимались многие ученые. Среди зарубежных исследователей можно назвать Дж. Морено, Э. Мэйо, Ч. Кули, Г. Хаймена. Эти ученые внесли вклад в исследование структуры психологических отношений в малых группах и их классификацию.

Особая роль в развитии психологии малых групп принадлежит немецкому психологу Курту Левину, который явился основоположником крупного научного направления, широко известного под названием «групповая динамика». Под его руководством были проведены исследования Р. Леппита и Р.Уальта по изучению групповой атмосферы и стилей руководства, изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии и др. К. Левин одним из первых изучал феномен социальной власти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни.

В нашей стране первые теоретические воззрения относительно социально-психологической природы малых групп стали формироваться в 1910-1920-х гг. в рамках становления новой дисциплины – социальной психологии. В. М. Бехтерев одним из первых обозначил предмет, задачи и методы этой дисциплины. В это же время работы относительно понимания и исследования коллективов были проведены Е.А. Аркиным, М.Ф. Беляевым; по классификации коллективов А.С. Залужным; Г.А. Фортунатовым; по этапам развития коллектива – А.С. Залужным; по дифференциации и лидерству (вожачеству) в коллективе – В.Н. Загоровским. Особое место в плеяде ярких специалистов того времени занимает А. С. Макаренко. Он внес весомый вклад в теорию и практику малых групп в рамках своей активной педагогической деятельности.


В конце 1950-х стала нарастать дискуссия по поводу права социальной психологии на существование в нашей стране, ее предмета и задач. Среди ключевых проблем психологии малых групп в этот и последующий периоды особое место занимали: методология и построение теории, тенденции развития отечественной психологии малых групп (А.В. Петровский, А.В. Сидоренков, Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, Г.М. Андреева, Е.В. Шорохова), содержание и отличительные признаки понятий «группа» и «коллектив» (А.И. Донцов, В.Б. Ольшанский, Н.Н. Толстых), численность группы (А.В. Петровский, М.А. Туревский, Б.Ю. Шапиро) и др.

Было создано три теории малых групп с четко очерченными и более или менее широкими концептуальными рамками: страометрическая теория (А.В.Петровский, М.Ю.Кондратьев и др.), параметрическая теория (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, и др.) и микрогрупповая теория (А.В.Сидоренков).

Объект исследования – социальные группы.

Предмет исследования – психология малой группы, в которой живут и работают подростки.

Цель исследования – рассмотрение группы как развивающейся системы, определение этапов ее развития и особенностей функционирования.

Задачи исследования:

  1. Определить понятие малой группы;
  2. Изучить классификацию малых групп;
  3. Рассмотреть социально – психологические подходы к характеристике малых групп;
  4. Проанализировать особенности межличностных отношений в малой группе;

Методы теоретического исследования - анализ источников (в том числе ИНТЕРНЕТ – источников), документов, вторичный анализ результатов исследований, абстрагирование и конкретизация, сравнение, мониторинг малой группы.

Научная новизна исследования заключается в обогащении теории психологической деятельности во всестороннем, целостном описании явлений реальной действительности, которые составляют основу практических действий по исследованию психологии малых групп.

Практическая значимость исследования – работа послужит базой для приобретения практического навыка в моей профессиональной деятельности как классного руководителя и учителя (в том числе и для моих коллег), и может быть использована для дальнейшего исследования по изучаемой теме.

Структура курсовой работы - работа содержит три главы. Первая раскрывает понятие «малая группа» и даёт наиболее используемые варианты классификации малых групп в социальной психологии. Вторая глава раскрывает психологию малых групп. Третья глава отражает практическое исследование малой группы на примере классного коллектива.


Общий объем работы составляет 67 страниц.

Глава 1. Понятие малых групп и их классификация

1.1. Понятие малой группы

Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения. Само же общество состоит из множества больших и малых групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих.

Возникновение малой группы обусловлено общественно-экономическими причинами. С одной стороны, общество, его экономика создают для себя те ячейки, в которых формируются начальные ценности – экономические и социальные – и на которых потом строятся они сами в целом. С другой стороны, каждый человек, находясь и живя в обществе, стремится примкнуть к каким-то группам для самоутверждения.

В социальной психологии малые группы, в которых живут и работают люди, являются популярным предметом исследования. Она тщательно изучает и анализирует также закономерности возникновения, функционирования и развития групповых процессов, протекающих в общностях людей. [27]

Существует довольно много определений малой группы. «Малая группа – относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами.» [22]

«Малая группа - немногочисленную общность людей, которые находятся друг с другом в самом непосредственном (лицом к лицу) психологическом контакте.» [20]

"Малая группа – это небольшая по составу общность, члены которой объединены общей целью деятельности и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения группы, как целого". [12]

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповой деятельности и групповых процессов.

Это достаточно универсальное определение, носящее описательный характер. Например, в системе интеракционистской ориентации, где исходным понятием является понятие «взаимодействия», фокус в этом определении усматривается именно в том, что малая группа это определенная система взаимодействия, ибо слова «общая социальная деятельность» толкуются здесь в интеракционистском смысле. Для когнитивистской ориентации в этом же определении отыскивается другой опорный пункт: не важно, на основе общей деятельности или простого взаимодействия, но в группе возникают определенные элементы групповой когнитивной структуры - нормы и ценности, что и есть самое существенное для группы. [21]


Это же определение в отечественной социальной психологии наполняется новым содержанием: установление факта «общей социальной деятельности» сразу же задает группу как элемент социальной структуры общества, как ячейку в более широкой системе разделения труда. Для того чтобы именно эта интерпретация приобрела достаточную определенность, можно в приведенном определении выделить самое существенное и значимое, а именно: «малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». В этом определении содержатся в сжатом виде основные признаки малой группы, выделяемые в других системах социально-психологического знания, и вместе с тем четко проведена основная идея понимания группы с точки зрения принципа деятельности. [1]

При таком понимании малая группа - это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры»[2]. Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов. Распространенный в психологии термин «контактная группа» приобретает здесь конкретное содержание: малая группа - это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью.

Четкие критерии малой группы по численности сегодня отсутствуют. Нижняя граница малой группы: два или три человека? Ответы на этот вопрос даются в зависимости от принадлежности к парадигме. Американские социальные психологи предпочитают относить нижнюю границу к цифре 2. Во многом это связано с тягой к математическому моделированию, а матрицу 2*2 считать легче, чем матрицу 3*3. Европейские авторы большей частью настаивают на цифре 3 в качестве нижней границы малой группы. Они считают, что два человека – это диада, которую еще нельзя считать малой группой. Отечественные социальные психологи также ориентируются на цифру три при определении нижней границы малой группы. Проведенное развернутое исследование показало, что для исключения диады из числа малых групп имеет веские основания. Во-первых, в диаде еще нет никакой совместной деятельности. Во-вторых, отношения в диаде строятся скорее на эмоциональной основе, чем на деятельностной. В-третьих, любой конфликт в диаде принципиально неразрешим, поскольку сразу превращается в межличностный. В-четвертых, в диаде отсутствует наблюдатель, он же – судья, человек, за внимание и поддержку которого надо бороться.[3]