Файл: Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 298

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие малых групп и их классификация

1.1. Понятие малой группы

1.2. Классификация малых групп и уровни развития

Глава 2. Параметры описания малых групп

2.1. Структура малой группы

2.2. Сплочённость группы. Положение индивида в малой группе

2.3. Принцип деятельности в исследованиях малой группы

2.4. Развитие группы. Стадии развития коллектива. Общие качества группы

Глава 3. Диагностика уровня развития малой группы на примере классного коллектива

3.1. Общие сведения

3.2. Содержание и характер коллективной деятельности

3.3.Жизнь коллектива вне учебных занятий.

3.5. Характеристика актива класса

3.6. Характеристика неформального лидерства

3.7. Особенности межличностных отношений внутри класса.

3.8. Коллективизм и дружба

3.9. Возрастные особенности школьников и взаимоотношения мальчиков и девочек.

Заключение

Список использованных источников

По результатам методики определения степени ценностно-ориентационного единства группы индекс групповой сплочённости получился равным 45,9 %. Используя формулу для расчёта коэффициента ранговой корреляции Спирмена, вычислили, что он равен 0,88. Уровень значимости находим, используя таблицу критических значений для коэффициентов ранговой корреляции по числу испытуемых. Для этого числа находим 0,48 для Р 0,05 и 0,62 для Р 0,01. Строим соответствующую «ось значимости».

Зона Зона

незначимости значимости

0,05

0,01

Ркр=0,48

Ркр=0,62

Рэмп=0,88

Высокий коэффициент ранговой корреляции между модальным рядом качеств и ранговым рядом говорит о близости позиций конкретного человека группы и общности в целом.

Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что члены классного коллектива не безразличны друг другу, но, в то же время им не хватает взаимной требовательности, критики и самокритики. Роль общественного мнения невысока.

В классе между обучающимися присутствует взаимопомощь, но чаще она выражена в том, что один даёт списать другому выполненное домашнее задание. Члены классного коллектива по отношению друг к другу настроены дружелюбно. Это подтверждают и результаты исследования обучающихся на конфликтность (Приложение 5). Чаще всего среди учащихся преобладает демократичный стиль общения (88%) или мягкий, уходящий (12%). Доминирующие стратегии конфликтного поведения (Приложение 6) это «Сова» - 46%, то есть это стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.

В начале учебного года уровень социально – психологического климата в классном коллективе был на стадии начальной неблагоприятности - сказалось вливание в классный коллектив новых членов. (Приложение 10)

В начале второй четверти по результатам опросника Шпалинского и Шелеста благоприятность психологического климата в классном коллективе оценена как средняя – 71%, высокая – 29%. Этот же результат подтверждает и диагностика психолого-педагогической характеристики малой учебной группы (Приложение 8). Уровень развития классного коллектива ассоциируют с «Мягкой глиной» (Приложение 9). [29]


3.9. Возрастные особенности школьников и взаимоотношения мальчиков и девочек.

Возраст 13 – 14 лет отмечается как «переходный» между разными этапами взросления. Подростковый период характеризуется быстрым темпом полового созревания. Происходит выброс гормонов, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, настроение часто меняется от приподнятого до угнетённого состояния. Формируется окончательно и значительно усиливается интерес к противоположному полу. Возникает и развивается половое влечение. Предъявляются повышенные требования к своей внешности. Внешние признаки подросткового возраста девочек проявляются ярче. Они начинают тянуться к более старшим мальчикам и к молодым людям. Мальчики для подтверждения своей состоятельности во взрослой жизни копируют поведение мужчин. В этом возрасте чаще всего происходит приобщение к алкоголю, к никотину и к наркотикам…

Коллектив седьмого класса всем этим особенностям подвержен. В среднем половое созревание ребят за исключением Байдина Н. соответствует возрастным особенностям. Хотя среди мальчиков есть и такие, которые «на голову выше» своих сверстников в плане развития (Колегов С., Золотаревский А., Белёв К.), поэтому к девочкам класса у них уже не двусмысленный подход (заигрывание может перейти в тактильный контакт). Девочки, естественно, тянутся к более старшим ребятам, и поэтому «ухаживания» сверстников воспринимают как оскорбление по отношению к себе. Как результат – возникают конфликты даже с привлечением родителей. Мальчики всеми способами пытаются привлечь к себе внимание одноклассниц, но чаще им это не удаётся сделать. Девочки кокетничают и часто провоцируют ссоры между одноклассниками и предпочитают ребят из 8-9 классов.

Чтобы привлечь к себе внимание, мальчики часто идут на крайние меры: употребление алкоголя с последующими хулиганскими выходками – Зубарев Н.; курение – Гладунец А., Рогожников К., Колегов С.; токсикомания – Гладунец А.; драки – Гладунец А., Белёв К., Колегов С.

К середине учебного года попытки получить взаимность от своих одноклассниц практически прекратились. Итогом таких отношений стало то, что мальчики обратили свой взор на девочек 6 класса. И следует отметить тот факт, что поведение на уроках и в перемены у ребят стало более спокойным. Мальчики и девочки по отношению друг к другу стали более терпимы и между ними наблюдаются спокойные приятельские отношения. Общие мечты и планы их не объединяют, но общие интересы и цели могут сблизить. Идут друг другу на уступки в интересах общего дела.


Причины специфичного поведения «трудных» учащихся различны, но преобладают семейные: Гладунец А. (Проживает с бабушкой и дедом, которые держат ребёнка в строгости – слишком много наказаний за проступки, поэтому ребёнок всеми доступными ему способами старается вывернуться из под него. Перегиб в воспитании приводит к тому, что ребёнок в школе «отрывается», не думая о последствиях.); Золотаревский А. (Мама слишком часто меняет мужей, к которым ребёнок не желает привыкать. Поведение – протест.); Зубарев Н. (Тёткой оформлена опёка. У неё своя семья – муж и двое детей, бабушка слишком поглощена налаживанием личной жизни. Итог – ребёнок чувствует, что никому не нужен и различными способами привлекает к себе внимание.); Колегов С. (Бабушкой оформлена опёка. Семья изначально неблагополучная: братья бабушки были в местах лишения свободы, дяди мальчика отбываю срок наказания за убийство и причинение тяжкого вреда здоровью, одна из тёток лишена родительских прав, причиной смерти мамы и отчима стал суицид - механическая асфиксия – повешение. Можно говорить о генетической предрасположенности.); Рогожников К. (Родители часто употребляют алкоголь, дома бывают «гулянки» с привлечением родственников, друзей и соседей. Поведение не всегда адекватное.).

Подведём итог. Исследуемый коллектив 7 класса в 2016 – 2017 учебном году можно считать малой группой по причине того, что произошло влияние из вне новых членов. В целом социально – психологический климат группы удовлетворительный, хотя нет единства коллектива. Микрогруппы, диады и триады, одиночные члены – всё это нуждается в объединении и выработке общих целей и действий. Отсутствие лидера и чётко выраженного актива класса препятствует совместной работе, но так как коллектив находится в стадии «Мягкой глины», можно направить работу в нужное русло.

План воспитательной работы на второе полугодие классным руководителем был откорректирован в соответствии с полученными результатами исследования обучающихся классного коллектива. Особое внимание необходимо уделить к привлечению родительской общественности по вопросам воспитания подростков. В данной ситуации напрашивается вывод: прежде чем построить воспитательный процесс с подростками класса, необходимо такой же процесс осуществить с родителями, законными представителями детей.

Заключение

Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения. Само же общество состоит из множества больших и малых групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих.


Значимость группы для личности прежде всего в том, что группа — это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда и потому сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений.

В работе из всех многочисленных определений малых групп было приведено наиболее «синтетическое» универсальное, которое наиболее полно раскрывает сущность этого понятия, "Малая группа – относительно немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном общении и взаимодействии". Были перечислены признаки малой группы, а именно:

1) малая численность;

2) непосредственность контактов (визуальных, информационных, эмоциональных);

3) общность побуждений (целей, интересов, потребностей, планов мотивов);

4) общая деятельность (образ жизни, поведение, действия).

Были представлены высказывания, мнения авторов по поводу количественного признака малой группы, а также ее классификации. В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. Но были приведены три самые распространенные классификации:

1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные»;

2) деление их на «формальные» и «неформальные»;

3) деление на «группы членства» и «референтные».

Личностные особенности членов группы — обязательные параметры описания группы. Взаимосвязь между чертами личности и групповым поведением была предметом многих исследований. В основном вывод этих исследований состоит в том, что черты личности, имеющие положительное значение в контексте данной культуры, положительно коррелируют с групповой эффективностью, моральным климатом и сплоченностью. К этим чертам относятся общительность, уверенность в себе и независимость.

Напротив, отрицательно оцениваемые характеристики типа авторитарности, доминантности и отсутствия гибкости негативно влияют на групповые процессы. Можно ли утверждать, что личностные характеристики одного из членов группы могут быть предиктором ее поведения? Не рассматривая в данный момент проблему лидерства, организационная психология дает на этот вопрос отрицательный ответ. Эффект характеристик отдельной личности невелик, однако сумма схожих характеристик является едва ли не решающим фактором групповой деятельности.


Все сказанное заставляет с особой четкостью сформулировать, что более конкретно рассматриваются в тех реальных общественных ячейках, где они и проявляются.

Список использованных источников

  1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений – 5 изд., испр. и доп. / Г.М. Андреева.– М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с.
  2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме/Э. Аронсон. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 560 с.
  3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология: хрестоматия /Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 297 с. 
  4. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева; Московский гос. ун-т. – М.: Издательство МГУ, 1968. – 312 с.
  5. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для ВУЗов/В.И. Добренков.-М.: Гардарики, 2001.-432 с.
  6. Донцов А.И.,  Дубовская Е.М.,  Жуков Ю.М. Группа - коллектив - команда. Модели группового развития / А.И. Донцов, Е.М. Дубовская, Ю.М. Жуков. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 376 с.
  7. Журавлёв А.Л., Шихирев П.Н., Шорохова Е.В.  Совместная деятельность: методология, теория, практика / А.Л.Журавлёв, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова. - М.: Академия, 1988. - 229 с.
  8. Журавлев А. Л. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений /А. Л. Журавлев. – М.: Изд. «ПЕР СЭ», 2002. – 351 с.
  9. Клюквина Г.В. Групповая сплочённость, её составляющие/Г.В. Клюквина// Социальная сеть работников образования. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/11/gruppovaya-splochennost-ee-sostavlyayushchie . (дата обращения 09.01.2017).
  10. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психо­логическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. П.Коломинский, Е. А.Панько, С. А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2004. —480 с.
  11. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения/ М.Ю. Кондратьев. - М.-Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 335 с.
  12. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций/В.Г. Крысько.- 3-е изд.-М.: Омега-Л, 2006.- 352 с.
  13. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии/ Е.С. Кузьмин. - Л.: ЛГУ, 1967. 436 с.
  14. Кузьмин Е.С., Семёнов В.Е. Социальная психология. Теория. Эмпирические данные/ Е.С. Кузьмин. – Л.: ЛГУ, 1979. – 288 с.
  15. Макаренко, А.С. О воспитании/ А.С. Макаренко; сост. и авт. вступит. статьи В.С. Хелемендик. – М.: Политиздат, 1988. – 256 с.
  16. Марковская И.М. Основы социально – психологических знаний: Учебное пособие/ И.М. Марковская. – Челябинск: ЮУГУ, 2004 г. – 61 с.
  17. Маршак А.Л. Социология: Учебное пособие/ А.Л. Маршак. – М.: Высшая школа, 2002. – 317 с.
  18. Новикова С.С.  Социология: история, основы, институционализация в России/С.С. Новикова. - М.: МПСИ; Воронеж:  НПО "МОДЭК", 2000.- 432 с.
  19. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений/Н.Н. Обозов. – К.: 2000. – 312 с.
  20. Парыгин Б.Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории теории/ Б.Д. Парыгин.- СПб.: ИГУП, 1999. - 592 с.
  21. Парыгин Б.Д. Социальная психология: учебное пособие/ Б.Д. Парыгин. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 615 с.
  22. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь: научное издание, /А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 2-е изд., расш., испр. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512 с.
  23. Петровский А.В. Общая психология/ А.В. Петровский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1976. - 479 с.
  24. Петровский А. В. , Абраменкова В. В., Зеленова М. Е. и др. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ А. В. Петровский. - М.: Просвещение, 1987. – 386 с.
  25. Понятие, виды и структура малой группы //Лектмания: базовая информация для студентов. URL: http://lectmania.ru/ (дата обращения: 09.01.2017).
  26. Радина Н.К. Социальная психология /Н.К. Радина. - Нижний Новгород.: Электронный учебник, 2008. - 267 с.
  27. Сидоренков А.В. Социальная психология малых групп/ А.В. Сидоренков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.- 427 с.
  28. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников /Л.И. Уманский. - М.: Просвещение, 1980. – 234 с.
  29. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/Н.П. Фетискин. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 362 с.
  30. Шибутани Т. Социальная психология/ Т. Шибутани.- Ростов – на – Дону.: Феникс, 2002. – 539 с.
  31. Щедрина Е.В. Значимый круг общения и способы его экспериментального выявления. Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива/ Е.В. Щедрина. - М.: Просвещение, 1975. -279 с.