Файл: Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 280

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие малых групп и их классификация

1.1. Понятие малой группы

1.2. Классификация малых групп и уровни развития

Глава 2. Параметры описания малых групп

2.1. Структура малой группы

2.2. Сплочённость группы. Положение индивида в малой группе

2.3. Принцип деятельности в исследованиях малой группы

2.4. Развитие группы. Стадии развития коллектива. Общие качества группы

Глава 3. Диагностика уровня развития малой группы на примере классного коллектива

3.1. Общие сведения

3.2. Содержание и характер коллективной деятельности

3.3.Жизнь коллектива вне учебных занятий.

3.5. Характеристика актива класса

3.6. Характеристика неформального лидерства

3.7. Особенности межличностных отношений внутри класса.

3.8. Коллективизм и дружба

3.9. Возрастные особенности школьников и взаимоотношения мальчиков и девочек.

Заключение

Список использованных источников

Что касается верхней границы малой группы, то в ее определении тоже присутствуют разногласия. Первоначальная цифра выводилась из «магического числа» 7 плюс – минус 2. Потом граница медленно, но верно пошла вверх: десять человек, затем – двенадцать и так далее. В последних психологических словарях и энциклопедиях используется оборот «до 40 человек» или более неопределенная фраза «в зависимости от характера совместной деятельности».

Некоторые исследователи полагают, что оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп

1.2. Классификация малых групп и уровни развития

В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Однако общая черта всех предложенных классификаций — формы жизнедеятельности группы.

Прежде всего, для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях — реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы. Малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся.[4] Рассмотрим различные варианты классификаций более подробно.

В настоящее время ученые выделяют около 50 различных оснований классификации малых групп. Так, например, по способу организации — внешнеорганизуемые и самоорганизующиеся; по основным сферам функционирования — производственные, учебные, семейные, дружеские и т.д.; по составу — элементарные, нечленимые (не более 7-10 человек) и составные (до 40-50 человек), которые состоят из нескольких элементарных групп; по внутригрупповой атмосфере — дружеские, демократические, авторитарные, стихийные; по уровню развития — начиная от диффузной группы, т.е. случайно собранной группы, которая не имеет общих целей, до сплоченного коллектива, для которой характерны высокий уровень развития коллективности и наличие единой цели, ценностных ориентаций; по времени их существования — долговременные и кратковременные и т.д.[5]


Деление малых групп на первичные и вторичные ввел американский социолог Ч. Кули. Он ввел в классификацию малых групп такой признак, как непосредственность контактов. Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются непосредственные взаимоотношения, в которых существенная роль принадлежит их индивидуальным особенностям. Вторичная образуется из людей, между которыми непосредственные эмоционально окрашенные связи относительно редки, а взаимодействие обусловлено стремлением к достижению общих целей. Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет.

Известный социальный психолог Ш. Бюлер подразделяет группы на естественные и искусственные в зависимости от действия двух факторов: естественных потребностей и рациональной точки зрения.

Деление малых групп на формальные и неформальные впервые предложено американским исследователем Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. По его мнению, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы позиции всех членов, они предписаны групповыми нормами, распределены роли всех членов группы, система подчинения руководству. Неформальная группа может возникать как сама по себе, так и внутри формальной группы (статусы и роли не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали).

Третья классификация малых групп по Г. Хаймену различает группы членства и референтные группы (в социальной психологии, социологии и психологии означает социальную (экономическую, политическую, культурную, профессиональную и др.) группу, к которой данный индивид относит себя сознательно).[6]

Кроме рассмотренных, существуют и другие классификации малых групп, например по уровню развития. Уровень развития группы – это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость. Группа развивается в пределах континуума – начиная с низшего уровня (аморфное образование), проходя несколько этапов и достигая высшего уровня (коллектив). [3] Так, А. В. Петровский различает группы по степени их развития, учитывая при этом характер межличностных отношений. Иерархию реальных контактных групп он представляет следующим образом:

диффузная группа – в ней взаимоотношения опосредуются только симпатиями-антипатиями, но не содержанием групповой деятельности;

ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями;


корпорация – взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности;

коллектив – взаимоотношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.[7]

Так, Е.С. Кузьмин выделяет три уровня: номинальная группа, кооперация и коллектив.[13] Н.Н. Обозов подразделяет развитие группы на четыре этапа: диффузная группа, ассоциация, корпорация и коллектив. [19] Л.И.Уманский еще более дифференированно подходит к данной класификации и вычленяет шесть уровней: конгломерат, номинальная группа, ассоциация, кооператив, автономия, коллектив. [28]

Высказываются предположения, что виртуализация жизни, развитие информационных сетей могут привести к возникновению виртуальных групп "по интересам", объединенных общением с помощью электронной "паутины" Интернета.

Таким образом, подведем итог классификации малых групп на рис. 1, наиболее часто используемых в социальной психологии:

Виды малых групп

Условные (номинальные)

Реальные (действительные)

Естественные

Лабораторные

Формальные

Неформальные

Слаборазвитые

Высокоразвитые

Корпорации

Коллективы

Нереферентные

Референтные

Рис.1 Классификация малых групп

Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей. В отличие от них все остальные виды групп реально существуют в обществе и достаточно широко в нем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальной принадлежности.

Реальные группы – это действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

Естественными называют группы, которые образуются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. Лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно – только в лаборатории.

Формальные (официальные) группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (например, школьный класс, студенческая группа). Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Неформальные (неофициальные) группы обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.


Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Слаборазвитыми являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования). 

Высокоразвитые малые группы представляют собой социально-психологические общности, в которых налажены деловые и личные взаимоотношения, четко распределены обязанности, есть признанные лидеры и т.п. Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы.

Корпорация – юридическое лицо, которое, будучи объединением физических лиц, при этом независимо от них (т.е. самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности.

Коллектив характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении.

Референтная группа – любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.[8]

Подведём итог. Малая группа, как и всякая другая общность людей, сплочена единством духовной жизни и психики, имеющим свои особенности, которые несводимы к простой сумме проявлений индивидуально-психологических черт людей, ее составляюших, и которые проявляются в функционировании сложной совокупности внутригрупповых социально-психологических явлений и процессов.

Классификация малых групп разнообразна и в первую очередь зависит от того, какой смысл исследователь вкладывал или вкладывает в направление своего исследования малой группы.


Глава 2. Параметры описания малых групп

Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется определенным состоянием, настроем, своеобразной атмосферой, которые, по сути дела, и определяют эффективность и направленность устремлений членов группы, а также ее влияние на личность и в целом на действия и поведение людей.

Поскольку каждая группа является ячейкой общественного организма, ее психологии присущи черты и более крупных по масштабу общностей (национальных, конфессиональных, классовых, профессиональных, возрастных и др.). Вместе с тем психология малой группы специфична, что обусловлено особенностями жизнедеятельности ее членов и своеобразием их взаимодействия и общения.

В отечественной психологии можно выделить четыре основных исследовательских подхода к рассмотрению групп.

1. Деятельностный подход, основанный на принципе деятельнос­ти. К нему относятся стратометрическая концепция групповой ак­тивности А.В. Петровского, программно-ролевая концепция группы М.Г. Ярошевского, концепция Г.М. Андреевой о модели социально-перцептивных процессов в совместной деятельности.

2. Социометрическое направление, основанное на использова­нии различных вариантов социометрического теста в качестве ос­новного методического средства (Я.Л. Коломинский). [10]

3. Параметрическая концепция, основная идея которой состоит в том, что поэтапное развитие малой группы осуществляется благо­даря развитию ее важнейших социально-психологических парамет­ров (Л.И. Уманский). [28]

4. Организационно-управленческий подход, основанный на раз­рабатываемых в социологии и социальной психологии представле­ниях о социальной организации и управленческой деятельности, когда группа рассматривается как субъект управления (Е.С. Кузь­мин). [14]

Системный подход в исследовании пси­хологии малых групп и коллективов пред­полагает анализ многообразия связей и от­ношений в малых группах, которые должны рассматриваться одновременно и как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения и межличностных отно­шений. [7]

2.1. Структура малой группы

Структура малой группы — это совокуп­ность связей, складывающихся в ней меж­ду индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной де­ятельностью (функциональных, организационных, экономических, управленческих), и структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (коммуникативную, ролевую, неформально-статусную структуру и структуру эмоциональных отношений). А.В. Петровский определяет структуру группы как иерархию престижа и статуса членов группы, вершину которой занимает лидер группы. [9]