Файл: Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие малых групп и их классификация

1.1. Понятие малой группы

1.2. Классификация малых групп и уровни развития

Глава 2. Параметры описания малых групп

2.1. Структура малой группы

2.2. Сплочённость группы. Положение индивида в малой группе

2.3. Принцип деятельности в исследованиях малой группы

2.4. Развитие группы. Стадии развития коллектива. Общие качества группы

Глава 3. Диагностика уровня развития малой группы на примере классного коллектива

3.1. Общие сведения

3.2. Содержание и характер коллективной деятельности

3.3.Жизнь коллектива вне учебных занятий.

3.5. Характеристика актива класса

3.6. Характеристика неформального лидерства

3.7. Особенности межличностных отношений внутри класса.

3.8. Коллективизм и дружба

3.9. Возрастные особенности школьников и взаимоотношения мальчиков и девочек.

Заключение

Список использованных источников

Исследования коллектива осуществлялись на основе принципа деятельности. Одной из наиболее известных и проработанных концепцией коллектива явилась стратометрическая концепция групповой активности, разработанная А.В. Петровским и его школой, впоследствии получившая название "теория деятельностного опосредования групповых процессов".

В рамках этой концепции была предложена схема, обозначенная как графическая модель группового развития, соотносящая разные типы групп с эталонным их состоянием, которым считался коллектив. Данную схему можно рассматривать как двухфакторную или двумерную, хотя ее авторы предпочитают говорить о ней как о трехвекторной (рис.3).

Фигура 1 – коллективы, где максимальны общественная значимость деятельности и степень опосредования ею межличностных отношений.

Фигура 2 – несформировавшиеся коллективы.

Фигура 3 – антиобщественная группа, высокая степень опосредования межличностных отношений антиобщественной деятельностью (к примеру, банда преступников, мафия).

Фигура 4 – антиобщественная группа, менее опасная нежели предыдущая.

Фигура 5 – слаба степень развитости.

Рис.3 Графическая модель группового развития

Один из векторов (вектор горизонтальный) обозначает степень опосредования межличностных отношений, а два других - отношение к общественному. При этом один вектор (направленный вверх) указывает на соответствие направленности группы общественному прогрессу, а другой (направленный вниз) задает направление, препятствующее общественному развитию.

Эта модель позволяет описывать различные траектории движения группы в широком диапазоне направлений. Кроме того, на ее основе можно предсказать, какими характеристиками будет обладать группа, если ее развитие будет происходить в тех или иных условиях. Так, если известно, что группа будет заниматься социально значимой совместной деятельностью, а ее члены будут разделять позитивные ценности, то группа превратится в коллектив. При других условиях возможными станут иные пути развития.

Еще одной идеей А.В. Петровского являлось представление об уровневом строении отношений в группе, состоящих из трёх слоев – страт (рис. 4).

Каждый слой характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы. В первом слое реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. [24]


Рис.4 Уровневое строение отношений в группе

Можно соглашаться или не соглашаться с доводами А.В. Петровского, но в целом теория деятельностного опосредования групповых процессов внесла важный вклад в разработку проблематики группы.

2.4. Развитие группы. Стадии развития коллектива. Общие качества группы

Развитие социальной группы часто характеризуется по уровню развития коллективности. В любой группе отношения развиваются в двух аспектах — коллективизма и индивидуализма.

Коллективизм предполагает приоритет общественного над индивидуальным, а индивидуализм абсолютизирует позиции отдельного индивида. Идея коллективизма была разработана в отечественной науке А. С. Макаренко. Он сформулировал основной закон, по которому должна жить общность воспитанников. Его основной принцип состоит в движении. Это форма жизни коллектива. Остановка всегда означает его смерть. Основными принципами коллектива, по мнению великого педагога, являются зависимость и гласность, а также перспектива. Немаловажную роль при этом играют и параллельные действия всех его членов.

Также Макаренко выявил стадии развития коллектива. Они состоят из четырех этапов, первым из которых является становление. Оно происходит в период формирования класса, кружка или группы в коллектив или социально-психологическую общность, где отношения между учениками определяются их целями, задачами и характером совместной деятельности. При этом основным организатором является педагог, выдвигающий к детям определенные требования.

На второй стадии развития коллектива усиливается влияние актива. Это учащиеся, которые не только выполняют требования педагога, но и предъявляют их к остальным одноклассникам. На этом этапе развития коллектив выступает как целостная система, в которой уже развиты и начинают работать механизмы саморегуляции и самоорганизации. При этом данная общность является инструментом целенаправленного воспитания положительных человеческих качеств.

На третьей стадии развития коллектива по Макаренко происходит расцвет. Общность доходит до такого этапа своего развития, когда требования ее членов к себе становятся более высокими, чем к своему окружению. Все это свидетельствует о достижении высокого уровня воспитанности, а также устойчивости суждений и взглядов учащихся. Находясь в подобном коллективе, у личности есть все предпосылки в формировании ее нравственности и целостности. Основной признак такой общности на данной ступеньке развития состоит в наличии общего опыта и одинаковой оценке тех или иных событий.


Четвертая стадия развития группы представляет собой движение. На данном этапе школьники, опираясь на уже усвоенный коллективный опыт, предъявляют к себе определенные требования. При этом основной потребностью детей становится соблюдение нравственных норм. На данном этапе процесс воспитания плавно переходит в самовоспитание.[14]

Все стадии развития коллектива по Макаренко не имеют четких границ. Каждый из последующих этапов добавляется к предыдущему, а не сменяет его. Согласно теории известного педагога, для полностью сформированного коллектива характерны следующие черты: постоянная бодрость; дружеское единение всех членов; чувство собственного достоинства; мотивация к упорядоченному действию; ощущение защищенности; эмоциональная сдержанность. Развитие коллектива зависит от динамики деятельности и отношений, согласованности действий, единства требований к членам коллектива. [15]

Непосредственно общими качествами группы являются: интегративность (мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом); микроклимат (самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней); референтность (степень принятия членами группы групповых эталонов); лидерство (степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач); интрагрупповая активность (мера активизации групповой составляющих ее личностей); интергрупповая активность (степень влияния данной группы на другие группы).[15]

Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие: направленность группы (социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм); организованность (реальная способность группы к самоуправлению); эмоциональность (межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы); интеллектуальная коммуникативность (характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка); волевая коммуникативность (способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях).[16]

Целостное представление о развитии группы по характеристике групповых процессов допускает и более дробный анализ, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей система межличностных отношений и т.д. К числу психологических механизмов развития малой группы относятся:


  • Разрешение внутригрупповых противоречий между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей.
  • «Психологический обмен» – предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность.
  • «Идиосинкразический кредит» – предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей. [5]

Подведём итог. Малая группа – это сложный организм, который живёт по своим правилам и законам. В ней чётко прослеживается структура, роль и статус членов группы, объединённых общими качествами. Каждому в ней отводится своё место в зависимости от его потребностей и способностей. Итогом развития малой группы является коллектив. Формирование и развитие коллектива принадлежит к числу организованных групповых процессов. В отечественной психологии коллектив рассматривается как высшая форма социальной организации, основанная на идейной общности и отношениях товарищеского сотрудничества и взаимопомощи его членов.

Глава 3. Диагностика уровня развития малой группы на примере классного коллектива

По представлениям социальной психологии, школьный класс не в полной мере соответствует представлению о малой социальной группе. Он представляет собой устойчивое объединение людей с постоянным составом, очерченными границами, в котором общение носит непосредственный характер. [31] Сложность составляет вопрос наличия общих целей. В силу того, что деятельность каждого ученика сугубо индивидуальна, школьный класс в своем основании не несет общих целей и не может быть отнесен к малым группам. Однако искусственное создание их, привнесение извне в индивидуальную деятельность в воспитательных целях или по доброй воле участников открывает для школьного класса возможность превращения в малую группу. Создание таких общих целей, дающих возможность объединить учащихся в «Мы» - дело непростое, предполагающее наличие мудрых и умелых взрослых, которые преобразуют возможность в реальность. [11]


Американские исследователи Г. Стенфорд и А.Е. Роарк установили, что развитие класса как группы происходит в несколько этапов:

1. Ориентационный этап: формируются представления учащихся о классе и друг о друге. Структура отношений складывается в основном из диад, реже – триад. Учитель воспринимается как основной авторитет в классе.

2. Формирование групповых норм, образа группы как целого в представлениях учащегося.

3. Этап межличностных конфликтов, которые возникают из-за стремления выйти из под опеки учителя в решении вопросов, касающихся жизни класса.

4. Первый опыт решения внутригрупповых конфликтов приводит на этом этапе к развитию сплоченности и солидарности.

5. Впервые возникают элементы сложившейся группы с выраженным чувством «Мы». Доминируют учебная активность и учебные цели. Это наиболее удобный для педагога этап с точки зрения управления ученическим коллективом.

6. Доминирование эмоциональной активности, переоценка групповых норм, класс «закрывается» для взрослого руководителя.

7. Высший этап зрелости: группа открыта для проявления и разрешения конфликтов, уровень групповой сплоченности достаточно высок. [16]

Превращение класса в высокоразвитую малую группу не происходит само собой, а становится возможным в процессе целенаправленной развивающей работы педагогов и психолога. Варианты такой работы - создание разнообразных форм конструктивной совместной деятельности учащихся (коллективные творческие дела, ситуации деловой взаимозависимости членов группы, реальная социально значимая деятельность класса) - формируют единство целей и ценностей. Тренинговые ситуации, ролевые и деловые игры как варианты психологической работы с классом развивают сплоченность, поднимают уровень взаимного доверия, формируют чувство «Мы».

Тестовая диагностика, а также наблюдение позволят иметь надежную информацию о структурно-динамических, ценностно-деятельностных и других характеристиках школьного сообщества на примере отдельно взятого класса.

3.1. Общие сведения

В классе 17 человек, из них мальчиков – 9, девочек – 8. Возраст детей 13 – 14 лет. Второгодников нет. Социальный состав класса:

Неполные семьи – 1 (Золотаревский А.);

Малообеспеченные семьи – 12 (Байдин Н., Батуева Н., Белёв К., Габова К., Зелёнкина К., Золотаревский А., Кожина Д., Иванова Н., Игнатьева Л., Рогожников К., Федоровцева Т.);

Опекаемые – 3 (Зубарев Н., Колегов С., Иванова Н. – родители погибли (суицид));