Файл: Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 299

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие малых групп и их классификация

1.1. Понятие малой группы

1.2. Классификация малых групп и уровни развития

Глава 2. Параметры описания малых групп

2.1. Структура малой группы

2.2. Сплочённость группы. Положение индивида в малой группе

2.3. Принцип деятельности в исследованиях малой группы

2.4. Развитие группы. Стадии развития коллектива. Общие качества группы

Глава 3. Диагностика уровня развития малой группы на примере классного коллектива

3.1. Общие сведения

3.2. Содержание и характер коллективной деятельности

3.3.Жизнь коллектива вне учебных занятий.

3.5. Характеристика актива класса

3.6. Характеристика неформального лидерства

3.7. Особенности межличностных отношений внутри класса.

3.8. Коллективизм и дружба

3.9. Возрастные особенности школьников и взаимоотношения мальчиков и девочек.

Заключение

Список использованных источников

Структура группы может быть описана по-разному:

1) с точки зрения состава (композиционная подструктура) - совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы, как целого. Необходимо принимать во внимание количественный и качественный состав группы. Очень важно иметь четкие представления о национальном и социальном происхождении ее членов, чьи психологические особенности влияют на характер их совместной деятельности, межличностных отношений между ними, своеобразие образования неформальных микрогрупп, статус и позиции многих людей в них (о тех группах, которые состоят из похожих друг на друга людей, говорят, что они обладают однородной, или гомогенной, композицией; об общностях, включающих индивидуально очень различных людей, говорят, что их композиция разнородна, или гетерогенна).

Композиция группы, т.е. индивидуальный состав группы, влияет на жизнь группы так же как ее величина и решаемые задачи, через систему отношений, характеризующих уровень ее социально-психологического развития.

2) с точки зрения характера отношений (подструктура межличностных предпочтений) – проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии, которая дает возможность выявить наличие устойчивых взаимных предпочтений членов группы, на основе которого можно строить устойчивые предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в группе сосуществуют люди с различным авторитетом и индивидуально-личностными особенностями, какие взаимоотношения складываются между ними и т.д.

3) со стороны информационного взаимодействия (коммуникативная подструктура) - совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и между ними и внешней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний.

В группах с централизованными коммуникативными структурами коммуникации реализуются через одного индивида, занимающего центральную позицию. Это спо­собствует повышению управляемости группы и более быстрому решению простых за­дач. В группах с децентрализованными коммуникативными структурами возможно­сти индивидов участвовать в коммуникациях распределены более равномерно. Такие группы успешнее решают сложные и творческие задачи, в них выше удовлетворенность индивидов членством в группе (рис. 2).


А. Централизованное

а) фронтальная б) радиальная в) иерархическая

Б. Децентрализованное

г) цепная д) круговая е) полная

Рис.2 Типы коммуникативных структур малых групп

4) со стороны выполняемых членами группы ролей и функциональных обязанностей (подструктура функциональных отношений) - совокупность проявления различных взаимозависимостей в малой группе, являющихся следствием способности ее членов играть определенную роль и выполнять определенные обязанности.

Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди занимают в силу специфики функционирования их индивидуально - и социально-психологических качеств разное положение, выполняют разные обязанности, испытывая в связи с конкретной ролью определенное отношение друг к другу (таблица 1). [8]

Таблица 1.

 Роли, связанные с решением задач и оказанием поддержки (Адаптировано из Benne and Sheets, 1948, из книги Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб : Питер, 1997).

Решение задач

Оказание поддержки

Инициатор 
Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач.


Разработчик
Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы.


Координатор
Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы.


Контролер
Направляет группу к. ее целям, подводит итог то го, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса.

Оценщик
Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи.

Погонщик
Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать уже больше сделанного. 
 

Вдохновитель 
Поддерживает начинания других, высказывает понимание чужих идей и мнений.

Гармонизатор 
Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия и, таким образом, сохраняет в группе гармонию.

Примиритель
Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и, таким образом, поддерживает в группе гармонию.

Диспетчер
Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, и регулирует процессы общения.

Нормировщик
Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов.


Ведомый 
Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятия решений. 
 


Структура социальной власти и влияния в малой группе — это совокупность связей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. В зависимости от способа осуществления влияния выделяют различные типы социальной власти: вознаграждения, принуждения, легитимной, экспертной и референтной. Основными характеристиками структуры социальной власти и влияния являются системы связей, лежащих в основе руководства группой как официально закрепленного социального влияния (если речь идет о формальной организованной группе) и неофициального (неформального) влияния, в основе которого лежит феномен лидерства.

2.2. Сплочённость группы. Положение индивида в малой группе

В малых группах люди знают друг друга. Они общаются продолжительное время, между ними устанавливаются не только деловые, но и эмоциональные отношения. Они делятся друг с другом своими переживаниями, надеждами, разочарованиями и огорчениями.

Каждый участник контактной группы оценивает других и оценивается ими. Со временем возникают предпочтения и устанавливаются устойчивые отношения симпатий и отвержения. Проявляются отношения доминирования и подчинения в группах. То есть можно говорить о сплочённости группы как об одном из основных параметров развития малой группы.

Сплочённость  группы –  характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом.[10]

Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов.

Сплоченность группы имеет особое значение. Она является одной из основных характеристик группы. Необходимо, чтобы каждый в группе научился понимать, оценивать ситуацию не только со своей позиции, но и с позиции коллег. В сплоченном коллективе, каждому его члену на первый план приходится ставить общественные цели, а не личные. Сплоченность группы формирует множество факторов.


Условия, которые ведут к образованию группы, способствуют сплочению. Наличие общих интересов у людей является основой для взаимной привлекательности, которая представляет собой ядро сплоченности. Чем более важной для каждого члена группы является поставленная цель, тем выше осознанная потребность во взаимодействии при достижении поставленной цели и тем выше сплоченность.

Для описания положение индивида в системе взаимоотношений малой группы используются понятия "роль" и "статус". Роль - это шаблон определенных прав и обязанностей. Обязанность – это то, что человек чувствует вынужденным делать, исходя из той роли, которую он играет; другие люди ожидают и требуют, чтобы он поступал определенным образом.

Диапазон и количество ролей определяются многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность, ее потребностями и интересами. Индивидуальное исполнение человеком роли имеет определенную "личностную окраску", зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной роли, от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих.

Различают следующие типы ролей: социальные (обусловленны местом индивида в системе объективных социальных отношений), межличностные (определены местом индивида в системе межличностных отношений), активные (исполняются в данный момент), латентные (не проявляются в данной ситуации), институционализированные (связаны с официальными требованиями организации, в которую входит субъект), стихийные (связаны со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности). [11]

Другое понятие, характеризующее положение индивиду в группе – статус - положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Существенные расхождения в статусах, которые приобретает индивид в группах, различаются по уровню группового развития, содержанию деятельности и общения, нередко становятся причинами фрустрации, конфликта и т.д. Статус экспериментально выявляется путем применения различных социально-психологических методов. Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида.

Т. Шибутани, автор "Социальной психологии", вводит различение социального и личностного статуса. Социальный статус, по его мнению, относится к позиции человека в обществе: уважением, которым он пользуется, и его престиж основывается на том, к какой категории он относится и как оценивается эта категория в преобладающей системе социальной стратификации. Человек сохраняет свой статус, если живет в соответствии с конвенциональными нормами, управляющими поведением людей этой категории.


Личный статус - это положение, которое человек занимает в первичной группе в зависимости от того, как он оценивается в группе в качестве ее члена. Личный статус, как и положение человека в обществе, есть социальный процесс, и он может быть определен только в связи с взаимоотношениями, которые устанавливаются между людьми в первичных группах. Сохранение личиночного статуса, следовательно, состоит в том, чтобы действовать так. Чтобы обеспечить продолжение этих взаимоотношений. [30]

Социальный статус влияет на то, как человек оценивает себя. Его представления о себе поддерживаются преимущественно реакциями людей, которых он знает лично (микросистема). Чувство гордости, скромности или неполноценности, - отчасти зависит от социального статуса, но еще больше от оценок, которые он получает от значимых других. На определенном возрастном этапе, а именно в отрочестве, влияние микросистемы резко возрастает и в своем влиянии опирается на такие социальные стимулы, как принятие, популярность, дружба и статус в группе. [3]

Главным условием сплочения группы является единство групповых целей, организация совместной деятельности всех ее членов, направленность группы на получение положительного результат этой деятельности. Важно, чтобы у членов группы был накоплен общий опыт деятельности, общие значимые для них воспоминания.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система групповых ожиданий. От каждой позиции, от каждой роли ожидается выполнение предписанных ей обществом функций, причем не только их формальное выполнение, но и его качество. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность, поведение своих членов.

Статус каждого в группе, с одной стороны, зависит от его личностных качеств, а с другой – помогает формировать эти качества, так как группа оказывает на развитие члена группы значительное влияние.

Когда группа достигает желаемого результата, сплоченность обычно усиливается. Члены группы ощущают чувство исполненного долга и гордость за проделанную работу.[12]

2.3. Принцип деятельности в исследованиях малой группы

В советской психологии долгое время исследования малой группы были связаны со специфическим объектом – коллективом. Коллектив стал знаковой категорией советской психологии, отражая и содержательные и политические тенденции той исторической эпохи и понимался как высокоразвитая социальная группа, отличительными признаками которой являются совместная деятельность и общая направленность на социально значимые цели. Коллектив в силу высокой сплоченности и особых гармоничных отношений между его членами рассматривался как условие для всестороннего развития личности. [13]