Файл: "Коллектив как фактор развития индивидуальности ребенка".pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА
1.2 Психолого-педагогическая характеристика коллектива и его роль в воспитании личности школьника
1.3 Особенности влияния классного коллектива на личность школьника
1.4 Особенности работы классного руководителя с классным коллективом
ГЛАВА 2. КЛАССНОГО КАК ФАКТОРА ЛИЧНОСТИ
2.1 Организация и исследования
коллектива без знания ребят, их особенностей.
Ещё правило организаторской : надо доискиваться до причин тех или поступков и ребят.
скольжение по жизни , их равнодушная дают , лишь правдоподобную .
Организаторское классного состоит и в его глубоко каждую ситуацию процесса, в ней отношения взрослыми и , внутри коллектива, ребят к видам деятельности, их психические .
Организуя , педагог должен себе, в том, как относятся к и его коллегам , и выбирать средства. так же важно и внутриколлективные : одно , если идет о или вообще в классе , другое, ученик поддержкой , сумел себя в с положительной . Очевидно, что групповых полезных дел поручать тем , которые авторитетом одноклассников, с они не будут по каждому .
Новеньким же и ребятам надо возможность проявить в выполнении тех или индивидуальных , непременно их работу на собрании, постепенно в классе общественное о них, а затем начинать им и организацию групповых и дел.
Организуя коллектив, постепенно организаторские самим . Но в какой , в каком надо этот , как конкретно реализации формулы — « всему, но не »? Ведь на то и дело , что классный либо ребят, обрушивает на них груз самостоятельности.
из важных мастерства многообразных общественно дел класса в том, чтобы представлять , из каких звеньев цепочка, в основе организационной вообще.
входит:
а) цели и ;
б)выбор работы;
в) условий, , необходимых для решения задач;
г) всего для начала ;
д)организация в конкретной : расстановка , обеспечение их , устранение неполадок и пр.;
е) за ходом , ее темпом и , учет и за ее результатами;
ж) результатов, итогов работы. , это лишь , реальная любого сложнее и , но эти звенья цепочки всегда, и их ясно себе и , и учащиеся.
организаторской классного во многом в том, осуществляет ли последовательно, год за , постепенную ребятам звеньев организационной , учит ли он их в деле формулировать и задачи, объект работы и т. п. там, где ребята все эти звенья в виде, серьезной организаторским и умениям по дела нет.
В педагогического коллективом необходимо следующие правила:
1. сочетать руководство с стремлением к самостоятельности, , желанием свою и самодеятельность. Не , а именно активность , не командовать, а с ними. дозировать воздействие, следя за реакцией . При отрицательном надо изменить , искать пути. добиваться, цели, , которые решить, сами , и к этому их готовить. посильные , видимые и каждому коллектива.
2. — динамическая , он постоянно , развивается, . Поэтому руководство им не может неизменным. как единоличный коллектива на стадии его , педагог по развития постепенно тактику , развивает , самоуправление, мнение и на стадиях коллектива в отношения с воспитанниками.
3. эффективности воспитания руководитель лишь , когда он на коллектив , работающих в классе, коллектив вообще деятельность и с другими , держит и постоянную с семьей. и координация влияний — обязанность руководителя.
4. — злейший воспитания. управления заключается не в пересмотре и содержания воспитания, обретают направленность, но и в смене педагогического . Им становится квалифицированной помощи личность. Не забывать, что ценностей учитель, образцы он своим , такие у тех формируются.
5. правильного — наличие в общего по важнейшим жизни . Коллектив и ускоряет необходимых : пережить все каждый не может, товарища, мнение убедить его и необходимую общественного .
6. Демократизация не означает контроля за членами своих . Оправдывает испытанная в заведениях структура и коррекции. ее в том, что система направляется на все высокий развития и каждого (по вертикали), а осуществляют и самоконтроль в коллективе (по ).
7. Межличностные в коллективе многоуровневую . Первый образует межличностных непосредственной (персональных ). Они проявляются в привлекательности или , совместности, или легкости , совпадении или вкусов, или меньшей . Второй образует межличностных , опосредованных коллективной и ценностями (партнерские ). На этом отношения членами проявляются как между совместной , товарищами по , спорту, , отдыху[29].
уровень систему , выражающих к предмету деятельности ( отношения): , цели деятельности, к объекту , социальный коллективной . К чему это воспитателя? К организации взаимодействия, при персональные, и мотивационные между коллектива в процессе единения, , сотрудничества. этого непросто: отношение коллектива к другу существовать . Мудрый будет терпеливо, к недостаткам , прощать действия, обиды.
из причин положения в системе отношений — выполняемых ими реальным . Если или временные не способствуют их или возможностям, то они формально совсем не . В этом ребята выпадают из коллективных . Вот почему в индивидуальных следует не только от коллектива, но и от и интересов школьников. положение в системе отношений наиболее .
Исследования , что благоприятное или положение в школьники уже в начальный своего в коллективе, и в оно оказывается для стабильным.
, эти выводы ставят педагогом о необходимости вмешательства в стихийно в коллективе . Для того руководство процессом эффективным, контролировать , влияющие на ученика в стихийно внутриколлективных . К таким относятся: самого (сдержанность, , общительность, , внешняя и т.д.); черты, его нравственный (внимательное к товарищам, и т. д.); физические (сила, , ловкость и т. п.).
ученика и зависит от норм и принятых в отношений, ценностных и тот же ученик в коллективе оказаться в , а в другом — в положении. надо временные , переводить учеников в тот , где они могут более статус.
На школьника ощутимо изменение деятельности в . Тогда новые , которые в силу компетентности положение, тем сразу и повышая престиж. классный постоянно об изменении и видов деятельности, вводить в новые .
Воспитывая , надо в нем каждого с его неповторимым миром. личности - это , тесно с воспитанием , но в определенном это особая воспитательной [30].
Из этого , что классный через коллектив и каждую , находящуюся в нем.
образом, анализ классного и его влияние на школьника сделать выводы:
- - группа , взаимно друг на и связанных собой социально целей, , потребностей, и правил , совместно деятельностью, средств , единством , выражаемой коллектива, в этого более уровня , чем простая .
- Становление проходит этапы;
- образует коллективистских ;
- Задача состоит в том, способствовать в детском условий для адаптации, и интеграции в нем личности;
- коллектив воспитывает личность, в нем.
ГЛАВА 2. КЛАССНОГО КАК ФАКТОРА ЛИЧНОСТИ
2.1 Организация и исследования
нашего являются:
1. классный как фактор формированию школьника;
2. особенности классного с классным .
Гипотеза : влияние коллектива на ведет к ею определенного положения в :
- «звезды»;
- ;
- пренебрегаемые;
- .
Для подтверждения были следующие :
1) анализ литературы;
2) ;
3) анализ деятельности руководителя с коллективом;
4) ;
5) тестирование;
6) .
Первый исследования - социометрии.
как метод был впервые американским и психиатром Дж. для определения особенностей и межличностных в группе, в себя не определение личности в отношений, но и .
В отечественной в шестидесятых прошлого началось той части метода Дж. , которая социометрический в группе. обрела и широкое льзование, работам Я.Л. (детские гру), Е.С. Кузьмин (п коллективы), И.П. (спортивные ) и других.
проведения метода:
- подготовительной (необходимо испытуемых на , доверительность, ).
- Испытуемым вопросы содержания:1. С кем бы ты сидеть за партой? 2. С кем бы ты играть в команде? 3. бы ты пригласил на день ? 4.С кем ты дружишь?
- предлагается Фамилию или .
- Составление матрицы.
- итогов исследования ( социометрического каждого группы, благополучия в группе, оптимальности , коэффициент «», коэффициент выборов).
этап – проведение учащихся.
начали в 1864 Дж. в Великобритании для знаний . Теоретические тестирования разработаны психологом Ф. (1883): серии испытаний к числу , статистической результатов, эталонов Термин впервые американский Дж. Кеттелл
Для исследования был использован «Восприятие группы».
индивидом представляет фон, на котором межличностное . Предлагаемая позволяет три возможных «» восприятия группы, где в показателя восприятия роль в деятельности .
Первый «» восприятия группы «индивидуалистическим» (И): индивид нейтрально к ,
уклоняясь от форм и ограничивая в общении. тип восприятия группы «прагматическим» (П): индивид группу с зрения и отдает контактам с наиболее источниками и способными помощь. тип восприятия группы «коллективистическим» (К): воспринимает как самостоятельную , при этом заинтересованность в каждого группы и внести вклад в группы.
этап – за учащимися
наблюдения: , имеющие статусное в классе.
наблюдения: особенности коллектива на с учетом его положения в нем.
исследования:
- школы (охотное , периодические , посещение без особого );
- Активность в учебной и деятельности;
- качества (конфликтность, , замкнутость, , стеснительность);
- качества (активность, , общительность, )
Параллельно с был использован беседы с руководителем ученического для подтверждения наблюдения.
этап - продуктов классного с классным .
- Цели и классного по работе с мотивация ;
- форма с классом;
- тематик часов;
методы помогут следующие :
- выявить ученика в коллективных ;
- определить восприятия группы;
- вывод о положения в системе отношений на коллектива, в чем и влияние на личности ;
- выявить личности на формирование влияет коллектив.
- основные работы руководителя с .
2.2 Результаты влияния на формирование школьника
1) проведения исследования детей 7- «А» класса ЦРО № 4 города в количестве 15 .
Таблица 1 кая матрица выборов
учеников |
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
В. |
1 |
1 |
2 |
3 |
||||||||||||
Паша А. |
2 |
3 |
2 |
1 |
||||||||||||
Е. |
3 |
3 |
2 |
1 |
||||||||||||
Алена Е. |
4 |
2 |
1 |
3 |
||||||||||||
Е. |
5 |
1 |
2 |
3 |
||||||||||||
Влад Кул. |
6 |
3 |
1 |
2 |
||||||||||||
Кис. |
7 |
3 |
2 |
1 |
||||||||||||
Вероника Н. |
8 |
2 |
1 |
3 |
||||||||||||
Р. |
9 |
1 |
2 |
3 |
||||||||||||
Алена С. |
10 |
2 |
1 |
3 |
||||||||||||
П. |
11 |
3 |
1 |
2 |
||||||||||||
Виталя П. |
12 |
3 |
1 |
2 |
||||||||||||
Я. |
13 |
3 |
2 |
1 |
||||||||||||
Саша Ю. |
14 |
1 |
||||||||||||||
Я. |
15 |
1 |
2 |
3 |
||||||||||||
Число . выборов |
6 |
1 |
0 |
5 |
5 |
4 |
6 |
4 |
1 |
0 |
4 |
1 |
1 |
0 |
5 |
|
взаимных |
3 |
1 |
0 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
По данным матрицы к статусной «звезд» (С1) : 1) Маргарита В.; 2) Е.; 3) Ангелина Е.; 4) Кисель; 5) Я..
К «предпочитаемым»: 1) Кульгун; 2) Н.; 3) Паша Б..
К «»: 1) Паша А.; 2) Р.; 3) Виталя П.; 4) Я..
К «изолированным»: 1) Е.; 2) Алена С.; 3) Ю..
Дифференциация по статусным позволяет диагностические и групповые межличностных учеников III - го :
- Коэффициент отношений.
КБО = (С1 + С2)/n,
где С1 – «звезд»,
С2 – «предпочитаемых», а n – учеников в .
КБО = 5 + 3 /15*100% = 50%
благополучия (КБО = 0,5) класса как высокий.
- оптимальности .
КОО = (С2+ С3)/n,
где С2 – количество в этих.
КОО = = 0,4
- Коэффициент «».
КЗ = С1/n = 5/15 = 0,3
- «изолированности».
КИ = С4/n,
где С4 – «изолированных» в .
КИ = 3/15 = 0,2
- взаимности вычисляется суммы выборов в к сумме произведенных выборов.
КВ = SВВ/SВ.
В исследовании КВ = = 50%
Коэффициент выборов III класса как высокий.
- осознанности.
КО = R0/Rx,
где R0 – число ожидаемых ,
а Rx – число выборов.
В исследовании КО = = 44,4%, , коэффициент невысок.
взаимоотношений представить карты .
Анализ структуры, по результатам , показывает, что между в классе неравномерно. В есть всех , то есть те, кто большее выборов, - I , и те, кто имеет количество – II группа, и 1 – 2 выбора – III , и ученики, не ни одного , - IV группа. По социометрии в классе в группу 2 человека, что 13,3% от количества ; вторая составляет 40% от количества ; третья 26,7%; группа 20%.
всего находятся в I и IV группах. многочисленны по II и III группы.
В положении около 53% класса. В положении 46% учеников.
образом, были важные показатели общегрупповых (социометрический каждого в группе, отношений, «звездности», «», коэффициент «»).
2) Результат тестирования .
По данным, в ходе с использованием , к индивидуалистическому восприятия всего 20% учащихся; к типу - 35%; к - 45%[31]. При сравнении личности в и его восприятием можно следующие :
- Все «изолированные» к индивидуалистическому восприятия ;
- Среди типа выделяются «» и «пренебрегаемые», в том и «звезды»;
- «» и «предпочитаемые» группу типа.
можно вывод о том что:
- чем статус в классном , тем больше у развиваются качества, помогают в дальнейшем позицию;
- чем статус , тем меньше он в коллективные .
Чтобы как именно коллектив на было небольшое за классным – третий исследования.
По данного выяснилось, что , чье положение в сверстников , с большим посещают , активны в и общественной , положительно к коллективу и его интересам – 53 %.