Файл: "Коллектив как фактор развития индивидуальности ребенка".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

«Вся история человечества с тех пор, как мы знаем ее, есть движение человечества все к большему и большему единению» Л.Н. Толстой [29, 50].

Человек постоянно входит в какую-нибудь группу, которая прямо или косвенно оказывает на него влияние. Одной из таких групп можно считать классный коллектив.

влияет на ее члена установления правил, , стиля и т.д.

К. Крупская большую духовной и жизни в развитии и личности. Она : «Для чтобы другого, самому многое. , который сам не сильных , сам не думал, не другого».

Но в человек развиваться до известного , очень , а там его опыт оплодотворяться других. других, развивающемуся , близкий ему, материал для , ведет вперед. Чем будет усваиваемый, чужой , тем больше из него , тем более ным человеком он расти »[1].

« коллективной это очень опыт коллективных , среди самое место принципы , обсуждения, большинству, товарища , ответственности, нности » А.С. [2].

Очевидно, что классный учитель влиять на его члена , поэтому нашего будет формирование в классном .

Так как коллектив в формировании , то предметом исследования являться влияния на формирование школьника.

исследования: влияния коллектива на личности .

Задачи исследования :

  1. Анализ источников по проблеме;
  2. понятие коллектива и его формирования;
  3. классный как фактор личностишкольника;
  4. особенности классного с классным ;

Гипотеза : влияние коллектива на ведет к ею определенного положения в :

- «звезды»;

- ;

- пренебрегаемые;

- .

Проблемой коллектива на занимались , педагоги и разных . Это такие как Н.К. , П.П. Блонский, А.С. , В.А. Сухомлинский, А.В. , Я.Л. Коломинский и другие.

все они рассматривали « как важнейшее формирования развитой »[3].

Проблема коллектива на человека и имеет историю изучения, но она имеет и в современном .

Как известно период ребенка значительную его школьных лет. школьник – звено в системе государства. очень учесть школы, коллектива на личности . Процесс , воспитания в основном в коллективах, работа руководителя с класса быть на создание климата для и воспитания.

Во школах занимаются как коллективом с точки учебного .

Но значительное на развитие школьника его взаимоотношения со , что отражается в положении в классном .

Для выявления классного на личность нами использованы методы:

1) психолого-педагогической ;

2) наблюдение;


3) продуктов классного с классным ;

4) анкетирование;

5) ;

6) социометрия.

исследования ГБОУ ЦРО № 4 Москвы: 7 «А» 15 человек.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА

1.1 классного . Этапы его

Коллектив – людей, влияющих на друга и между общностью обусловленных , интересов, , норм и поведения, выполняемой , общностью деятельности, воли, руководством , в силу достигающего высокого развития, чем группа[4].

« – сложный , в котором имеет инструмент и на нем. Это означает, что в человеке скрываться ему от природы » В.А. Сухомлинский.

"коллектив" вошло в обиход, и выражения, как " учащихся ", "педколлектив" " завода", " коллектив", " ансамбля и пляски" и т.п., привычными. " психология, проблемы , в определённом слова вписалась в контекст: группы интерпретировано как ею высшей , какова и названа ".

"Коллектив — , где межличностные опосредствуются значимым и ценным деятельности"[5].

представителем педагогики, теории , был А.С. Макаренко. Его принадлежат и художественные , в которых разработана коллективистского . Учение А.С. содержит технологию формирования . Он сформулировал жизни : движение - жизни , остановка - его смерти; принципы коллектива; этапы коллектива. « - это социальный организм, потому и , что он имеет , что там есть , ответственность, частей, , а если этого нет, то нет и , а есть толпа или »[6].

Коллектив А.С. считал главной и практической . Он был убеждён, что " человека по-новому ", и сутью новизны, методом и инструментом коллектив[7].

следующие воспитательного :

1) организационная – коллектив субъектом своей полезной ;

2) воспитательная – коллектив носителем и определенных – нравственных ;

3) стимулирующая – способствует нравственно-ценных для общественно дел, регулирует своих , их взаимоотношения.

также и личностно- функции .

В школьной коллективы исключительное . А.С. Макаренко подчеркивал воспитательной коллектива как развития ребёнка.

Им разработаны методические , при которых способен реализовывать предназначение: и энтузиазм, настрой, и реальное членами своих и отдалённой , творчество, , взаимопомощь, , общественный и т.п. Следует акцент и на его методике действия, которой параллельное на воспитанника как педагога, так и членов коллектива. подход в основе соуправления.


Но стать , группа пройти путь преобразований. На пути А. С, выделяет стадий () Первая - становление (стадия сплочения).

В это коллектив , прежде , как цель усилий , стремящегося оформленную превратить в , т.е. такую общность, где учеников содержанием их деятельности, ее , задачами, . Организатор - педагог, от исходят все . Первая считается , когда в выделился и актив, сплотились на общей , общей и общей .

На второй усиливается актива. уже актив не поддерживает педагога, но и сам их к членам , руководствуясь понятиями о том, что пользу, а что - коллективу. активисты понимают коллектива, то они надежными педагога. с активом на этом требует внимания .

Для второй характерна структуры . Коллектив в это выступает уже как система, в ней действовать самоорганизации и . Он уже способен от своих определенных поведения, при круг постепенно . Таким , на второй развития уже выступает как целенаправленного определенных личности.

цель на этой - максимально возможности для решения тех , ради этот создается. только коллектив определенного у своего как субъект , в результате становится ым целенаправленно его в целях развития отдельного .

В общей доброжелательности по к каждому коллектива, уровня руководства, положительные личности, становится развития важных личности.

и последующие характеризуют коллектива. Они рядом качеств, на предыдущих развития. подчеркнуть развития на этой , достаточно на уровень и требований, друг к членами : более требования к , чем к своим . Одно это уже о достигнутом воспитанности, взглядов, привычек. коллектив до этой развития, то он целостную, личность. На стадии превращается в индивидуального каждого из его . Общий , одинаковые событий - признак и характерная коллектива на стадии[8].

образом, на стадии коллектив преимущественно как и объект воздействий . Свои инструмента он реализует образом по отношению к детям.

На второй стадии он используется педагогами как фактор приобщения всех детей к общественной культуре, расширения их социального опыта, обуславливающего формирование направленности личности как ее интегративной черты.

На третьей стадии своего развития коллектив используется педагогами в корректировки социального опыта и развития творческой индивидуальности ребенка[9].

Давно установлено, что непосредственное воздействие педагога на ученика по ряду причин может быть малоэффективным. Лучшие результаты дает воздействие через окружающих его школьников. Это учитывал А.С Макаренко, выдвигая принцип параллельного действия. В его основе - требования воздействия на школьника не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив. Сущность этого принципа заключается в том, что каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием, по крайней мере, трех сил - воспитателя, актива и всего коллектива. Воздействие на личность осуществляется как непосредственно воспитателем, так и опосредованно через актив и коллектив. При повышении уровня сформированности коллектива непосредственное воздействие воспитателя на каждого отдельного воспитанника слабеет, а воздействие на него коллектива усиливается[10].


Принцип параллельного действия применим уже на второй стадии развития коллектива, где роль воспитателя и сила его воспитательного воздействия ещё значительные. Это не означает, что воспитатель полностью перестаёт влиять на воспитанников.

Теперь он все больше опирается на коллектив, который уже сам становится носителем воспитательного воздействия, В сочинениях А.С. Макаренко мы находим многочисленные примеры успешного осуществления принципа параллельного действия. Так, например, он никогда сам не искал конкретных виновников нарушений, предоставляя коллективу, право разбираться в их проступках, а сам лишь исподволь направлял действия актива.

Большое значение А.С. Макаренко придавал стилю внутриколлективных отношений. Отличительным признаком сформированного коллектива он считал:

  1. Мажор - постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию;
  2. Ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;
  3. Дружеское единение его членов;
  4. Ощущение защищенности каждого члена коллектива;
  5. Активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию; Привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах[11].

На этом этапе по утверждению В.М. Коротова, проявляются важнейшие функции коллектива.

Понятие коллектива указывает на объединение людей, на их определенную общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений[12].

«Если имеется настоящая организация коллектива, то можно сделать настоящие чудеса. Коллектив объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для всего общества…» А.С. Макаренко[13].

Таким образом, становление коллектива проходит определенные этапы и имеет свои особенности, которые определяются складыванием коллективных отношений.

1.2 Психолого-педагогическая характеристика коллектива и его роль в воспитании личности школьника

Коллектив как человеческая общность, образующая систему коллективистических отношений, является ведущим фактором формирования общественной сущности личности и всестороннего развития индивидуальности. В коллективных отношениях отражается характер всей совокупности общественных отношений. Он обладает способностью, поддерживая и развивая духовно-нравственные ценности в своих членах, противостоять негативным явлениям, изживать все асоциальное, вредное и наносное. Определение сущности детского воспитательного коллектива дано исследователем творчества А.С. Макаренко И.Ф. Козловым. Он утверждал, что воспитательный коллектив — это научно организованная система нравственно воспитывающей детской жизни. Детский воспитательный коллектив отличается богатством и разнообразием содержания жизни, многообразием видов, форм общественно полезной деятельности и общения. Через воспитательный коллектив ребенок входит в жизнь общества. Содержательно коллектив может быть охарактеризован в различных аспектах[14].


Экономический аспект. В трудовой жизнедеятельности коллектива дети знакомятся с тем, что трудящиеся являются хозяевами всех видов общественной собственности. Через трудовой коллектив каждый человек включается в экономические отношения, становится их активным участником. Школьники узнают об экономических проблемах хозрасчетных предприятий, арендных и подрядных коллективов. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в кооперативных коллективах обеспечивает воспитание у летен коллективизма и творческого отношения к труду.

Политический аспект. Через коллектив дети вовлекаются в школьное самоуправление, в борьбу за мир, в проведение политических кампаний, какими являются выборы в органы власти, перепись населения, всенародный референдум, подготовка праздников и фестивалей. Благодаря коллективу, школьники приобщаются к общественно-политической жизни народа, ценностям углубляющейся гласности, открытости, плюрализма и демократии.

Социальный аспект. Детский коллектив проявляет постоянную заботу о жизни, всестороннем развитии и бытовых условиях каждого ребенка. Этим закладываются в детях такие черты характера и качества, как стремление к социальной справедливости, согласию, гражданственность, гуманизм, инициативность и ответственность. Каждому школьному коллективу необходимо ощущать себя звеном в социальном развитии общества. Коллектив интересуется условиями жизни своих членов в семье, их нуждами, отношениями и делами. Детский коллектив создает школьникам условия для развития способностей и дарований. Дети привыкают видеть в коллективе источник получения социальных благ, работать для него, развивают в себе понимание важности сочетания интересов коллективных и личных.

Нравственный аспект. В воспитательном коллективе возникаютусловия для понимания ребенком морали как общественного явления. Впроцессе коллективного труда, организационных зависимостей,дружественных отношений школьники осознают общественную моральответственность перед друг другом, самим собой, коллективом и обществом. Практика реальных отношений в коллективе убеждает их в необходимости честного товарищества, добросовестного труда, охраны общего достояния и общественного порядка. Коллективная жизнь, сопровождается горячим нравственным убеждением, формирует прочные основы нравственности личности.

Общественно-ценностный аспект. Коллектив — идейное, ценностно-ориентированное единство людей, для которых организационная структура является средством достижения общих целей. Духовное единство выражается сегодня в общем стремлении к обновлению общественной жизни.