Файл: "Коллектив как фактор развития индивидуальности ребенка".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Культурно-эстетический аспект. Сфера духовной жизни коллектива — одна из важнейших. Организованное и свободное общение детей в коллективе стимулирует каждого ребенка к накоплению впечатлений, образов, знаний, к содержательному обмену духовными ценностями, к повышению эстетического уровня повседневных отношений, к эстетической организации всей жизни и деятельности. Особое внимание уделяется художественному творчеству школьников в коллективе как средству содержательного использования свободного времени детей и развития.

Юридический аспект. Взаимоотношения в детском коллективе затрагивают и правовую сторону жизни. В разнообразных ситуациях ребенок учится осознавать не только суть нравственного или безнравственного поступка, но и отличие моральных правил от правовых. В отдельных случаях, переступая через нравственные нормы, он нарушает закон и может быть наказан. Правовое просвещение, соединенное с практическим освоением детьми в коллективе прав и обязанностей, является важным фактором формирования и укрепления их правосознания.

Психологический аспект. Детский воспитательный коллектив является организованной социальной средой, формирующей коллективистскую направленность личности.

Целеустремленность коллектива рождает здоровый нравственный климат, мажорный тон отношений. Каждый ребенок, добровольно участвующий в общих стремлениях и делах, испытывает потребность в коллективном общении, психологическую совместимость с другими детьми в деловом и в дружеском общении. Детей стимулирует то, что в коллективе интересно жить и трудиться, радостно чувствовать свою защищенность и доброжелательность товарищей, получать помощь, поддержку инициативы и творческих начинаний.

Организационный аспект. Организация как средство подчинения, лишенная духовно-нравственного содержания, всегда вырождается в бюрократию и мертвящий формализм. Но духовно-нравственная жизнь людей, ее цели и стремления вне организации остаются не реализованными. Дети интуитивно стремятся к организации. В их педагогически неорганизованной среде стихийно возникают свои лидеры и иерархия отношений, ставящие большинство ребят в трудное подчиненное положение. Вот почему педагогическая организация, наполненная глубоким идейным смыслом, ставящая детей в деловые отношения руководства и подчинения, взаимной требовательности и взаимопомощи, обогащающая свободное общение, является ведущей воспитательной силой.

Индивидуально-личностный аспект. Психическое развитие, становление духовного мира ребенка требуют периодического уединения, обособления. Ему необходимо побыть одному для того, чтобы оглянуться вокруг, заглянуть в себя, осмыслить свои отношения с окружающим миром. Временное обоснование способствует самоосознанию, формированию внутреннего нравственного мира личности. Духовные богатства — всегда результат творчества, большой внутренней духовной работы по анализу и оценке впечатлений жизни и искусства. Уединение — одно из важнейших условий творчества. Поэтому в воспитательном коллективе дети должны иметь возможность временного обособления.


Педагогический аспект. Воспитательное воздействие и взаимодействие в коллективе организуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Коллектив как педагогическая организация является средством введения детей в жизнь общества.

Педагогически организованный коллектив создает возможности для формирования общественно ценной сущности личности и яркой индивидуальности[15].

А.С. Макаренко различал стадии развития коллектива в зависимости от степени социальной ценности его целей, содержания труда и отношений, уровня дисциплины, организованности деятельности и межличностных отношений. Эти стадии, уровни именуются в психологической теории стратами. В концепции предпринята попытка рассмотрения педагогической теории коллектива сквозь призму проблем межличностных отношений, психологической совместимости детей в группе, группового климата, общения, взаимоотношений лидера, типологии групп.

Воспитательный коллектив не просто группа детей, а педагогически организованная система отношений. Он, утверждал А.С. Макаренко, обладает органами самоуправления и координирования, уполномоченными представлять интересы всех детей и общества; объединяет школьников общей целью и организацией труда. Он неразрывно связан с другими, прежде всего трудовыми коллективами нашей страны, и стоит на принципиальной позиции мирового единства трудового человечества[16].

В процессе общественной жизни люди вступают в такие взаимоотношения, которые требуют от каждого проявления коллективистических качеств. Чтобы воспитывать коллективизм, надо систематически упражнять ребенка в коллективной жизни и деятельности. Педагогический процесс необходимо сделать процессом глубоко содержательной гуманистической организации всей детской жизни в коллективе.

Коллектив необходим и как среда взаимодействия, средство эффективного влияния на детей. Он является формой целостной организации детской жизни, дает возможность оказывать одновременно воспитательное влияние на всех детей вместе и на каждую личность в отдельности. Он обладает полезными традициями, развитым общественным мнением, возможностью активного воспитательного влияния детей друг на друга. Организация воспитательного коллектива в школе и классах как единой целостности является первоочередной задачей воспитателей.

В психологическом словаре "коллектив" определяется как "группа людей, объединённых общими целями и задачами, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития". В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, для которых характерны:


  • высокая сплоченность;
  • коллективное самоопределение;
  • коллективная идентификация;
  • социально ценный характер мотивации межличностных выборов;
  • высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу;

—объективность в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности.

Групповые процессы в коллективе иерархизированы и образуют многоуровневую (стратометрическую) структуру, ядром которой является совместная деятельность, обусловленная социально значимыми целями. Таким образом, к настоящему времени сформировалось устойчивое мнение, что коллектив — это не любая общность совместно действующих, обучающихся или работающих людей, а "высокоорганизованные группы, отличающиеся сплочённостью, высоким уровнем интегративной деятельности, коллективной направленностью"[17].

В педагогике коллективом принято называть объединение людей, характеризующееся следующими основными признаками:

  • общими социально значимыми целями;
  • общей социально значимой деятельностью;
  • системой требований для выполнения целей;
  • взаимозависимостью и ответственностью членов коллектива;
  • органами самоуправления;

— историей развития и традициями. В школьной жизни коллективы имеют исключительное значение. А.С. Макаренко особо подчеркивал весомость воспитательной функции коллектива как средства развития каждого ребенка. Им были разработаны соответствующие методические правила, при которых коллектив способен эффективно реализовывать своё предназначение: воодушевление и энтузиазм, бодрый настрой, осознание и реальное представление членами коллектива своих ближайшей и отдалённой перспектив, творчество, гласность, взаимопомощь, взаимоответственность, общественный контроль и т.п. Следует сделать акцент и на его известной методике параллельного действия, сутью которой является параллельное воздействие на воспитанника, как самого педагога, так и остальных членов детского коллектива. Такой подход лежит в основе системы соуправления.

Однако нельзя не обратить внимание на некоторые изречения А.С. Макаренко, которые явно противоречат продекларированным в настоящее время воспитательным приоритетам. "Мне нет дела до личности, я имею дело с коллективом", — восклицает великий педагог. Сказанное никак не согласуется с обозначенными в нашей концепции воспитания гуманистическими принципами, согласно которым главной ценностью является личность. Поэтому нередко можно слышать высказывания, что Макаренко — безупречный классик своей эпохи, но сегодня к его творчеству следует относиться избирательно, поскольку трактовка некоторых жизненных смыслов претерпела изменения.


Из трудов А.С. Макаренко можно процитировать и ситуацию, когда защита коллектива осуществляется с беспощадной агрессией по отношению к личности: "...Если одна личность оказывается у обрыва, у бездны, но мешает идти коллективу, я сброшу её, чтобы коллектив продолжал своё триумфальное шествие". Заметим, что речь не идёт о случае, когда "коллектив" бегством спасается от извергающейся "Этны", "чумы" или "птичьего гриппа", а какой-то тип решил воспрепятствовать этому. Безусловно, людская масса снесёт его со своего пути и может сбросить в пропасть. Речь идёт о том, что коллектив совершает триумфальное шествие, а стоящая на краю обрыва личность пытается обратить внимание одержимо марширующих на то, что может и нет веских оснований для триумфа, может ещё не все резервы использованы и есть то, проблемное, над чем следует поработать. Но с триумфом коллектива мнение отдельной личности несопоставимо, и она сметена[18].

Коллективизм, соборность, толока и т.п. являются традиционными для славян, и воспитание личности для коллектива действительно является педагогической задачей. Тем не менее, известное макаренковское воспитание через коллектив в гуманистических подходах должно иметь альтернативу, в рамках личностно ориентированной педагогики методически и организационно должна быть обозначена ниша для индивидуальности. Необходимо сделать акцент на том, что для нормального дееспособного человека пребывание в коллективе является жизненным естеством, тем более значимые является коллектив для детско-молодёжного возраста, но пребывание в нем, прежде всего, должно быть полигоном для проявления индивидуальности, получения опыта межличностных взаимоотношений, достижения своих личных целей, анализа жизненных смыслов, организации трудовой деятельности, формирования и развития гражданских качеств.

Как замечает Д.А. Белухин, детский коллектив есть некая "генеральная репетиция" ко взрослому, полноценному, ответственному существованию и жизни, профессиональной деятельности, семейным отношениям, "...важнейшая функция коллектива — организаторская, где отрабатываются и оттачиваются свои убеждения, приобретается опыт жизнедеятельности, привычки, отношение к окружающему, т.е. происходит становление и развитие облика индивидуально-общественного "Я"[19]. В формировании классного коллектива А.Д. Белухин выделяет четыре стадии, основанные на предъявлении требований:

— педагога ко всем детям;


— педагога к активу класса, актива к остальным членам коллектива;

  • членов коллектива друг к другу (собственно коллектив);
  • каждого члена коллектива к самому себе.

А.В. Мудрик определяет коллектив как формализованную социально-психологическую константную группу людей, функционирующую в рамках той или иной организации, как групповой субъект социального воспитания[20].

«Воспитанник есть член окружающей его жизненной среды … Основным педагогическим принципом является принцип общественного действия, трудового объединения» В. Лай.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую характеристику классного коллектива и ее роль в воспитании личности можно сделать следующие выводы:

  • коллектив образует систему коллективистских отношений;

- коллектив может быть охарактеризован в различных аспектах:

  • экономический аспект;
  • политический аспект;
  • социальный аспект;
  • нравственный аспект;
  • общественно-ценностный аспект;
  • юридический аспект;
  • психологический аспект:
  • организационный аспект;
  • индивидуально-личностный аспект;
  • педагогический аспект,

-важнейшая функция коллектива — организаторская;

-коллективизм является практически основной педагогической задачей в воспитании школьников.

1.3 Особенности влияния классного коллектива на личность школьника

Взаимоотношения ребенка с коллективом сверстников различны на разных возрастных этапах.

С приходом в школу в первое время отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с детским садом. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью.

Взаимоотношения на первом году обучения во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности детей. Младшие школьники сотрудничают друг с другом прежде всего как представители определенной социальной общности - учащихся. Характер их межличностных контактов обусловлен в первую очередь влиянием учителя, его оценкой, утверждением в классе гуманных ценностей и норм общения.

Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень конформности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу.