Файл: "Коллектив как фактор развития индивидуальности ребенка".pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА
1.2 Психолого-педагогическая характеристика коллектива и его роль в воспитании личности школьника
1.3 Особенности влияния классного коллектива на личность школьника
1.4 Особенности работы классного руководителя с классным коллективом
ГЛАВА 2. КЛАССНОГО КАК ФАКТОРА ЛИЧНОСТИ
2.1 Организация и исследования
, получившие количество и не пользующиеся , не удовлетворены положением, общаются со вне класса, в же недоброжелательны, , и это тормозит их развитие – 33 %.
дети, не смотря на положение в все равно к общению со – 13%.
Дети, наибольшее выборов от («звезды»), рядом черт: они ровным , общительны, инициативностью и фантазией; из них хорошо ; девочки привлекательной .
Группа , имеющих положение в личных в классе, некоторыми характеристиками: дети трудности в со сверстниками, , что может в драчливости, , капризности, так и в замкнутости; их отличает , зазнайство, ; многие из детей и неряшливы. нерешительны, и боятся себя в деятельности.
наблюдения:
- Чем статус , тем успешнее его развитие;
- Чем статус , тем труднее его к коллективу;
- влияет на учащегося только когда чувствует частью коллектива.
блок исследования и пятый его – это анализ классного с классным .
К основным классного по работе с относятся:
- здоровой, личности;
- нравственных и качеств , любви к ;
- Способствование к истории и нашей .
Циклограмма руководителя в себя список дел руководителя, в том сюда работа с коллективом.
классный отслеживает учащихся в и классных (Приложение), учет воспитанности (Приложение). каждый множество с классом на тематики и воспитательные (Приложение).
образом, руководитель тем регулятором, регулирует в коллективе, различные по сплочению , разрешает все ситуации в нем и уровень учащихся.
В результате исследования выполнены его задачи и следующие :
- становление проходит этапы и свои , которые складыванием отношений;
- образует коллективистских ;
- коллектив быть в различных (экономическом, и т.д.);
- важнейшая коллектива — ;
- коллективизм практически педагогической в воспитании .
- Одной из задач - создание в коллективе для благоприятной , индивидуализации и в нем каждой ;
- Коллектив - людей, влияющих на друга и между общностью обусловленных , интересов, , норм и поведения, выполняемой , общностью деятельности, воли, руководством , в силу достигающего высокого развития, чем группа.
- коллектив каждую , находящуюся в нем.
положение ребенка в и его социометрический , сопоставив его с наблюдения, можно следующие :
Чем выше ребенка, тем его психологическое ;
Чем ниже ребенка, тем его адаптация к ;
Коллектив на личность положительно тогда, ребенок себя этого .
Таким , задачи: 1. использованных по данной ; 2. Раскрыть классного и этапы его ; 3. Изучить коллектив как формирования школьника; 4. особенности классного с классным были .
Цель исследования ( влияния коллектива на личности ), достигнута.
: коллектив положительное на индивидуальное личности тогда, положение в системе отношений :
- высокий сформированности;
- быть ;
- имеет в классе.
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
1. Амельков, А.А. развития в , понятиях и / А.А. Амельков, М.А. . – Мозырь: , 2014 – 72 с.
2. Г.М. Социальная / Г.М. Андреева. – М.: пресс, – 375с.
3. , В.Г. Мотивация и формирования / В.Г. Асеев. – М.: , 2011 – 234 с.
4. С.П., Болотина, Л.Р. П / С.П. Баранов, Л.Р. . – М.: Просвещение, – 356 с.
5. Белухин Д.А. личностно – педагогики / Д.А. . – М.: Воронеж, – 304 с.
6. Божович Л.И. и ее формиров в детском / Л.И. Божович. – М.: , 2014 – 296 с.
7. Н.В., Реан А.А. : Учебное . – СПБ.: Питер, . – 304 с.
8. Волков, Б.С., Возрастная пси. В 2-х частях. Ч.2: От школьного до юношества: пособие для вузов, по пед. специальностям / Б.С. , Н.В. Волкова, под ред. Б.С. . – М.: Гуманитарный центр , 2013. – 343 с.
9. Крайг. развития / Крайг. – «Мастера », 2012. – 992 с.
10. , М.С. Формирование или р? / М.С. Занадворнов // педагогика, , №9 – 75 с.
11. Караковский Л.И. ? Воспитание… ! / Л.И. Караковский Л.И. , Н.Л. Селиванова. – М.: , 2012 – 215
12. , Г.М., Коджаспиров А.Ю. словарь / Г.М. , Г.М. Коджаспиров. – т.М.: , 2014 – 380 с.
13. , В.М. Развитие функций / В.М. Коротов. – М.: , 2013 – 234 с.
14. , В.М. Самоуправление / В.М. Коротов. – М.: , 2011 – 140.
15. Крупская, Н.К. сочинения – Т.3 / Н.К. . – Д 1, 2011 – 400 с.
16. В.А. Психология и воспитания / В.А. Крутетский. – М.: , 2012 – 415 с.
17. , А.С. Воспитание / А.С. Макаренко. –М.: , 2013 – 315 с.
18. , Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т.3 – 360 с.
19. , А.В. Введение в педагогику / А.В. . – М.: Просвещение , – 375с.
20. , А.В. Время и решений / А.В. . – М.: Просвещение, – 216 с.
21. Никончук, А.С. и коллектив / А.С. // Сацыяльна – ічная , 2014, – 77 с.
22. Петровский А.В. личностью / А.В. . – М.: Просвещение, – 355 с.
23. Петровский, А.В., психология / А.В. Петровский. – М.: , 2014 – 316 с.
24. / под ред. С.А. Смирнова. – М.: , 2012 – 612
25. теория / под ред. А.В. Петровского. – М.: , 2012 – 316 с.
26. развития: для студентов . пед. и психол. . Заведений / Г.М. , Т.Г. Стефаненко, К.Н. [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: центр «», 2014. – 352 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест «Восприятие индивидом группы»
Восприятие индивидом группы представляет собой фон, на котором протекает межличностное восприятие. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы, где в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в деятельности воспринимающего.
Первый «тип» восприятия индивидом группы называют «индивидуалистическим» (И): когда индивид относится нейтрально к группе, уклоняясь от совместных форм деятельности и ограничивая контакты в общении. Второй тип восприятия индивидом группы называют «прагматическим» (П): когда индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать.помощь. Третий тип восприятия индивидом группы называют «коллективистическим» (К): индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы.
По каждому пункту надо выбрать только одну альтернативу, наиболее точно выражающую ваше точку зрения.
1. Лучшими партерами в группе я считаю тех, кто:
а) знает больше, чем я;
б) все вопросы стремится решать сообща;
в) не отвлекает внимание преподавателя во время занятий.
2. Лучшими учителями являются те, которые:
а) имеют индивидуальный подход к обучающимся;
б) создают условия для помощи со стороны других;
в) создают атмосферу поиска и коллективного обсуждения проблем.
3. Я рад, когда мои друзья:
а) знают больше, чем я, и могут мне помочь;
б) умеют самостоятельно, не мешая друг другу, добиваться успехов;
в) помогают другим, когда в них нуждаются.
4. Больше всего мне нравится, когда в группе:
а) не надо никому помогать и есть у кого поучиться;
б) каждый сам по себе уникален и не вмешивается в дела других;
в) остальные слабее подготовлены, чем я.
5. Мне кажется, что я способен на многое, когда:
а) я уверен, что получу помощь и поддержку со стороны других;
б) уверен, что мои усилия будут как-то вознаграждены и отмечены;
в) предоставляется возможность проявить себя в полезном и важном деле.
6. Мне нравится группа, в которой:
а) каждый заинтересован в улучшении результатов всех;
б) каждый занят своим делом и не мешает другим;
в) каждый откликается на помощь и совет, если оказывается в этом необходимость.
7. Я не удовлетворен учителями, которые:
а) создают дух соперничества;
б) не занимаются увлеченно своей наукой;
в) создают условия напряжения и жесткого контроля.
8. Я больше удовлетворен жизнью, если:
а) узнаю что-то новое;
б) общаюсь и отдыхаю;
в) нужен кому-то и полезен.
9. Основная роль учебного заведения должна заключаться:
а) в воспитании гражданина и гармонично развитой личности;
б) в подготовке человека к самостоятельной жизни и деятельности;
в) в подготовке к общению и совместной деятельности человека.
10. Если в группе возникает проблема, то я:
а) предпочитаю не вмешиваться;
б) предпочитаю сам во всем разобраться, не полагаясь на других;
в) стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.
11. Я бы лучше учился, если бы преподаватели: а) подходили ко мне индивидуально;
б) создавали условия для оказания помощи;
в) создавали условия для успеха, условия свободы выбора.
12. Я испытываю плохое состояние, когда:
а) не добиваюсь успеха в намеченном деле;
б) чувствую, что не нужен человеку, для меня очень уважаемому или любимому;
в) тебе в трудную минуту не помогают те, на кого надеялся больше всего.
13. Больше всего я ценю:
а) успех, в котором есть доля участия моих друзей или родных;
б) общий успех общих близких и дорогих мне людей, в котором есть и моя заслуга;
в) свой собственный личный успех.
14 Я предпочитаю работать:
а) вместе с товарищами;
б) самостоятельно;
в) с ведущими в данной области учителями и специалистами.
Обработка результатов
Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные по всем пунктам опросника, суммируются для каждого типа восприятия отдельно с учетом предложенного ключа. Результат записывается в виде формулы пИ+лП+мК, где п, л, м — количество набранных баллов соответственно «индивидуалистическому» типу восприятия, «прагматическому» и «коллективистскому».
Ключ для обработки результатов методики «Тип восприятия индивидом группы»
«И» |
«П» |
«К» |
«И» |
«П» |
«К» |
1в |
16 |
1а |
8а |
8в |
86 |
2а |
2в |
26 |
96 |
9а |
9в |
36 |
Зв |
За |
106 |
10в |
1а |
46 |
4а |
4в |
11а |
11з |
116 |
56 |
5в |
5а |
12а |
126 |
12в |
6б |
6а |
6в |
13в |
136 |
13а |
76 |
7а |
7в |
146 |
14а |
14в |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Развитие личности младшего школьника
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Общая характеристика психического развития в подростковом возрасте
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Общая характеристика психического развития в раннем юношеском возрасте
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Влияние коллектива на развитие личности
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Определение уровня воспитанности класса
-
Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 2012 – 316с. ↑
-
Петровский А.В. Быть личностью / А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 2013 – 50с. ↑
-
Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 2012 – 198с. ↑
-
Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. – М.: Мысль , 2011 – 54 с. ↑
-
Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. Заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 65 с. ↑
-
Коротов, В.М. Развитие воспитательных функций коллектива / В.М. Коротов. – М.: Просвещение, 2013 – 173 с. ↑
-
Никончук, А.С. Группа и коллектив / А.С. Никончук// Сацыяльна – педагагічная работа, 2014, №6(88) – 36 с. ↑
-
Баранов С.П., Болотина, Л.Р. Педагогика / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина. – М.: Просвещение, 2011 – 178 с. ↑
-
Белухин Д.А. Основы личностно – ориентированной педагогики / Д.А. Белухин. – М.: Воронеж, 2013 – 102 с. ↑
-
Баранов С.П., Болотина, Л.Р. Педагогика / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина. – М.: Просвещение, 2011 – 110 с. ↑
-
Коротов, В.М. Развитие воспитательных функций коллектива / В.М. Коротов. – М.: Просвещение, 2013 – 38 с. ↑
-
Коротов, В.М. Самоуправление школьников / В.М. Коротов. – М.: Просвещение, 2011 – 154с. ↑
-
Баранов С.П., Болотина, Л.Р. Педагогика / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина. – М.: Просвещение, 2011 – 170 с. ↑
-
Психологическая теория коллектива / под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 2012 – 16 с. ↑
-
Психологическая теория коллектива / А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 2012 – 17 с. ↑
-
Психологическая теория коллектива / под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 2012 – 19 с. ↑
-
Петровский, А.В., Социальная психология коллектива / А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 2014 – 65 с. ↑
-
Петровский, А.В., Социальная психология коллектива / А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 2014 – 80 с. ↑
-
Белухин Д.А. Основы личностно – ориентированной педагогики / Д.А. Белухин. – М.: Воронеж, 2013 – 145 с. ↑
-
Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. – М.: Просвещение , 2012 – 246 с. ↑
-
Крутетский В.А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А. Крутетский. – М.: Просвещение, 2012 – 230 с. ↑
-
Амельков, А.А. Психология развития в схемах, понятиях и персоналиях / А.А. Амельков, М.А. Дыгун. – Мозырь: Содействие, 2014 – 46 с. ↑
-
Занадворов, М.С. Формирование или развитие? / М.С. Занадворнов // Советская педагогика, 2011, №9 – 49 с. ↑
-
Амельков, А.А. Психология развития в схемах, понятиях и персоналиях / А.А. Амельков, М.А. Дыгун. – Мозырь: Содействие, 2014 – 55 с. ↑
-
Маркс, Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т.3 – 36 с. ↑
-
Петровский А.В. Быть личностью / А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 2013 – 53 с. ↑
-
Караковский Л.И. Воспитание? Воспитание… Воспитание! / Л.И. Караковский Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М.: Педагогика, 2012 – 47 с. ↑
-
Баранов С.П., Болотина, Л.Р. Педагогика / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина. – М.: Просвещение, 2011 – 185 с. ↑
-
Педагогика / под ред. С.А. Смирнова. – М.: Педагогика, 2012 – 78 с. ↑
-
Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. –М.: Просвещение, 2013 – 21 с. ↑
-
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПБ.: Питер, 2015. – 295 с. ↑