Файл: "Коллектив как фактор развития индивидуальности ребенка".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитель стимулирует стремление младших школьников к объединению в совместной деятельности - привлекательной по содержанию и результату (игра, подготовка спектакля, концерта, праздника)[21].

Успех в учебной деятельности зависит от эмоционального благополучия, самооценки, подкрепление мотивов и немаловажную роль играет статус в системе межличностных отношений, это все включает в себя развитие личности младшего школьника (Приложение)[22].

Организация под руководством педагога внеучебных интересных коллективных дел помогает установить в классе микроклимат сотрудничества, взаимопомощи, понимания и дружбы, т.е. создать определенную социально-культурную среду для позитивного развития личности.

В средней школе номинальное образование «класс» становится реальным. У детей формируется чувство «мы - общность», «мы - коллектив», которое выражается в стремлении заявить о себе не только в классе, но и в общешкольной жизни. Формирующаяся в этом возрасте деятельность приобретает характер развитого сотрудничества на основе самостоятельной постановки цели, выработки плана, общего предвосхищения результатов. Взаимоотношения подростков становятся более избирательными, появляются устойчивые дружеские объединения. «Открытие Я» (И.С. Кон) школьником меняет мотивацию совместной деятельности. Целью взаимодействия становится желание быть и действовать вместе, вносить личный вклад в достижение общего результата.

«Класс как учебный коллектив одновозрастный коллектив школьников – это замкнутая социальная общность детей, которая отделена от других классов той же школы; контакты между ними весьма редки, если не считать общения во время общешкольных собраний»[23].

Учитывая особенности подростка - стремление к социальной общности, единению со сверстниками, сочетаемое с независимостью, педагог преимущественно занимает позицию косвенного влияния на характер коллективных связей и отношений, побуждая школьников проявлять инициативу и творчество. Чем больше задействованы лично значимые мотивы детей, тем интереснее становится их совместная деятельность. Организуя микроколлективы по интересам, учитель привлекает учащихся к занятиям в кружках, секциях, в общешкольных мероприятиях.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверсниками. Это можно проследить в общей характеристике психического развития в подростковом возрасте.


Особенностью взаимоотношений учащихся старших классов является стремление к «трансляции» значимых индивидуальных качеств сверстникам и готовность группы интегрировать индивидуальные проявления одноклассников для успешной реализации групповой деятельности. Для старших подростков характерна ярко выраженная с ориентированность на будущую жизнь, профессию; расширенная сфера социальных контактов; достаточно высокий уровень развития самосознания.

Педагог обязан создавать условия для широкого и многогранного проявления самостоятельности, самоорганизации и инициативности классного коллектива. В таком коллективе неповторимая личность подростка раскрывается в обстановке творческой самореализации.

В юношеском возрасте уже определились определенные устойчивые взаимоотношения с коллективом и ведущей деятельность здесь выступает учебно-профессиональная деятельность. Данную тенденцию можно проследить в общей характеристике психического развития в раннем юношеском возрасте[24].

Влияние коллектива на развитие личности включает в себя:

  1. личность как средство воспитания;
  2. личность и коллектив;
  3. уровни развития коллектива (Приложение).

Аймонтас выделяет возможные отношения между личностью и коллективом:

  1. Личность подчиняется коллективу;
  2. Личность и колле5ктив находятся в оптимальных отношениях;
  3. Личность подчиняет коллектив.

Но главным фактором формирующим эти отношения является все же общение личности с членами коллектива.

К. Маркс отметил: «Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которым люди как физически, так и духовно творят друг друга…»[25].

Общение в коллективе со сверстниками, совместная жизнедеятельность с ними позволяет юношам и девушкам сопоставлять свои мнения о себе и о чем угодно с мнениями других, проверять свои выводы о себе, о людях, о мире и т.д.

Таким образом, на протяжении дошкольного и школьного возраста детский коллектив под руководством педагога становится социокультурным образованием с развитой системой социальных связей и объединением детей, стремящихся к общим целям, сотрудничеству, достижению значимых результатов.

Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные с вхождением личности в социум. Этот процесс, по мнению известного отечественного психолога А.В. Петровского, включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга фаз[26].


  1. Адаптация личности в коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
  2. Индивидуализация. Порождается противоречием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации.
  3. Интеграция личности в коллективе. Коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность, в свою очередь, устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив.

Проявляется феномен, получивший определение «отраженная субъектность» (А.В. Петровский), т.е. идеальная представленность и продолжение одного человека в другом. Отражаясь в других людях, личность выступает как деятельное начало, способствующее укреплению или изменению их взглядов, установок, формированию новых побуждений, возникновению новых планов и действий.

Каждая из фаз социального развития личности в коллективе имеет серьезные последствия для ее становления и возможностей самореализации. К примеру, неумение личности преодолеть трудности адаптации в коллективе может привести к развитию неуверенности в себе, в своих возможностях, а также к обидчивости и конфликтности поведения. Неспособность проявить свою индивидуальность в коллективе может стать причиной личностных деформаций, негативизма, агрессивности, неадекватной самооценки.

Фазы адаптации, персонализации и интеграции многократно переживаются личностью в результате вхождения в новые коллективы. Свою позитивную роль в развитии личности коллектив проявит в полной мере при условии успешного прохождения субъектом всех фаз, что приводит к развитию общественной направленности и формированию субъектной позиции личности в общении и сотрудничестве с другими людьми.

Любой ребенок, как правило, не равнодушен к своему успеху. Признание или непризнание коллективом является важным фактором, влияющим на его самочувствие, настроение, жизненный тонус[27].

В классе во взаимоотношениях со сверстниками ребенок может занимать разные позиции:

- быть в центре внимания;

- общаться с большим количеством сверстников;

- стремиться быть лидером;

- общаться с избранным кругом сверстников;

- держаться в стороне;

- придерживаться линии сотрудничества;


- выражать доброжелательность ко всем;

- занять позицию соперничества;

- выискивать у других ошибки и недостатки;

- стремиться оказывать помощь другим.

Выбор вариантов поведения ребенка связан с различными установками семьи, школы, сверстников; с их ожиданиями, позицией, условиями, в которые попадает ребенок. Доказано, что осмысленный опыт общения благоприятствует развитию личности ребенка.

Положение ребенка в группе влияет на его самоощущение. Ученые Криг и Лэрд оценивали чувства одиночества, социальной тревоги и социальной изоляции, а также определили факторы, которые вызывают соответствующие социальные результаты по сообщениям учащихся III и V классов. Эти исследования обнаружили, что характер самоощущения детей и то, кого они обвиняют в своих низких результатах, зависит от опыта взаимодействия со сверстниками. Отвергаемые дети сообщали о более сильном чувстве одиночества и были более склонны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внешними причинами, чем дети, принятые в группу сверстников.

Таким образом:

- дети занимают различное положение в системе личных взаимоотношений, не у всех есть эмоциональное благополучие;

- то или иное положение ребенка в системе личных взаимоотношений не только зависит от определенных качеств его личности, но, в свою очередь, способствует выработке этих качеств.

Одной из основных задач задача заключается в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности.

Коллектив – это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей. Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди [6, 45].

«Коллективизм – это атмосфера, в которой формируются и проявляются положительные качества личности, способной к полноценному общению среди равных и разных » И.Д. Демакова.

1.4 Особенности работы классного руководителя с классным коллективом

Мастерство организации классного коллектива — лишь одна, но весьма существенная грань педагогического мастерства. Классный руководитель, не всегда, к сожалению, получает необходимую квалифицированную методическую помощь, порой его отвлекают поручения, не имеющие прямого отношения к его педагогическим обязанностям.


В жизни любого педагогического коллектива, можно выделить две категории классных руководителей. Одни все время рвутся попасть хоть на минутку к своим детям, а попав в свой класс, спешат обрушить на головы учащихся поток объявлений, распоряжений, запретов, предупреждений и т. п. Эти классные руководители работают как бы по принципу «передаточного механизма». Сначала они воспринимают от школьной администрации, различных районных инстанций всякого рода руководящие указания, а потом спешат передать их по инстанции детям. Кроме того, они много времени тратят на разбор жалоб учителей, работающих в классе, на их длительное выяснение.

Но есть и классные руководители с иным стилем. Они, конечно, тоже реагируют на руководящие указания, но не считают эту деятельность самой главной в своей работе. Они вроде и к ребятам-то своим не особенно рвутся, но всегда точно знают, что происходит в классе. А главное, они каждый день, хоть понемногу, хоть чуть-чуть продвигают свои, намеченные вместе с ребятами, планы, задачи, делают свое дело, обязательно доводя его до конца. Вот в этом, наверное, одно из очень существенных отличий педагога-мастера: он не плывет по течению, успевая лишь отбиваться от подстерегающих его на каждом шагу все новых и новых указаний и объявлений, а целенаправленно делает то, что предусмотрено собственным планом[28].

Конечно, план - не догма, жизнь класса и различные лишние обстоятельства вносят в него поправки. Но в главных своих позициях план классного руководителя так же обязателен для выполнения, как и план рабочего на производстве.

Организаторское мастерство классного руководителя проявляется и в том, чтобы работать, решая не только сиюминутные, сегодняшние, но и перспективные задачи, т. е. уметь работать с некоторым опережением текущих событий.

Можно сказать, что работа классного руководителя чем-то напоминает стрельбу по движущейся мишени: надо обязательно целить, немного опережая мишень, по ходу ее движения. Воспитание — очень подвижный процесс, коллектив и каждая личность в нем быстро меняются, и надо видеть тенденции этих изменений, работать все время с перспективой на них.

организации класса от классного умения , на помощь и учителей-предметников, .

Многое, , зависит от атмосферы и деловитости в коллективе .

Особенно роль педагогического в обучении организаторским . Настоящий всегда себя единого коллектива. Он обычно не личную над учащимися, а классного , демонстрируя и доверие к коллективу.