Файл: Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и школы»..pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность преемственности в образовании
1.2. Преемственность дошкольных образовательных учреждений и школы
Глава 2. Практические аспекты преемственности детского сада и школы
2.1. Проблема преемственности детского сада и школы
2.2. Модель установления преемственности между ДОУ и начальной школой
При стечении неблагоприятных обстоятельств у детей может развиться «адаптационная болезнь», которая проявляется в быстрой утомляемости, низкой работоспособности, ухудшении состояния здоровья, могут возникнуть сложности с учебой вплоть до стойкой неуспеваемости, нарушаются взаимоотношения со сверстниками и учителем [11].
В общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии психофизиологического, социопсихологического статуса ребенка требованиям школы, в связи с чем ему сложно адаптироваться к новым условиям, а, в крайнем случае, - и невозможно [22].
Для воспитания полноценного, здорового, спокойного ребенка необходимо очень многое: соблюдение распорядка дня, правил личной гигиены, рациональное питание, закаливание, оптимальная двигательная активность, создание и поддержание психологического комфорта. Взрослые должны понимать нужды и потребности ребенка, знать закономерности его роста и развития. Диагностика морфофункциональной готовности является важным фактором определения готовности шестилетних детей к школе.
Проблема адаптации первоклассников к новым условиям обучения отличается особенной актуальностью. Её изучению достаточно много внимания уделяют детские психологи, учителя, врачи и деятели науки. Изучив вопрос всесторонне, специалисты пришли к выводу, что одним из факторов, влияющих на успешность адаптации первоклассника в социуме, является преемственность в работе детского сада и школы [18].
Время дошкольного детства является благоприятным периодом для формирования и развития основополагающих навыков и умений. Ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника является игровая. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, мышления, воображения - также происходит активно в период дошкольного возраста. При переходе из детского сада в школьное учреждение в организме и психологии ребёнка происходит перестройка. Переход от игры к учебной деятельности связан с возникновением некоторых трудностей в восприятии ребёнком самого процесса обучения. Преемственность в работе детского сада и школы подразумевает создание особой, целостной образовательной среды между этими звеньями непрерывного образования в единой системе. Главная цель, преследуемая учебными учреждениями при организации такой единой образовательной среды, – это обоснованная выработка единого подхода к обучению и воспитанию [9].
Прежде чем приступить к решению проблемы, обеспечивающей преемственность детского сада и школы, администрациям обоих учебных учреждений стоит заключить договор о сотрудничестве, на основе которого и будет осуществляться сам процесс. Учитывая разницу в специфике функционирования учебных заведений, стоит разработать совместный проект по созданию благоприятных условий при переходе из одной системы обучения в другую. Первым масштабным совместным мероприятием, обеспечивающим преемственность детского сада со школой, должен стать мониторинг адаптированности детей к разным условиям образовательной среды. Мониторинговое исследование начинается в период пребывания ребёнка в дошкольном учреждении и продолжается в школьном социуме. Комплекс совместных мероприятий специалистами обоих учреждений планируется с учётом первичных данных мониторинговых исследований.
При создании единого образовательного пространства необходимо учитывать ряд факторов, в первую очередь тот, что в системе должны быть задействованы все участники учебно-воспитательного процесса. Первым направлением создания системы единого социума между учебными учреждениями будет работа с педагогическими коллективами. Следующими будет работа непосредственно с дошкольниками и их семьями [12].
Первой и главной задачей, стоящей перед педагогическими коллективами, является создание благоприятных условий для прохождения процесса перевода ребёнка из детского сада в школьное учебное учреждение. В последнее время возникает достаточно много разногласий по поводу структурных составляющих интеллектуальной готовности ребёнка к учебному процессу, поэтому довольно актуальной задачей также является совместная работа по улучшению подготовки к обучению в школе шестилетних детей. При этом особый акцент делается на формирование у малышей интереса к школьной жизни. Помощь родителям в понимании их роли в сопровождении ребёнка на этапе перехода из одного учреждения в другое стоит ведущей задачей как перед работниками школы, так и перед педагогами детского сада [17].
Так как методическая работа планируется и проводится непосредственно с педагогическими работниками, то осуществляется она через проведение аналитических и практических мероприятий, совместных педагогических чтений, тематических педагогических гостиных. Тематика проведения планируется заранее, ориентировочными направлениями будут: «Преемственность детского сада и школы: трудности и перспективы», «Основные проблемы первоклассников в первые недели обучения». Целесообразно планирование и проведение взаимопосещения педагогами занятий и утренников. Это даст возможность учителям обратить внимание на имеющиеся трудности у малышей и спланировать будущую учебную деятельность с учётом уже выявленных проблем [21].
Важную роль в организации сотрудничества семьи и учебного учреждения играет формирование представлений педагогов и родителей друг о друге. Восприятие воспитателей детьми несколько отличается от восприятия ими учителя, в силу специфики деятельности педагога. Преемственность детского сада и семьи в организации воспитательного воздействия на ребёнка начинается в момент поступления ребёнка в дошкольное учреждение. Воспитатель воспринимается малышом как вторая мама, при условии, что педагог владеет всеми необходимыми навыками эмпатии и профессиональными навыками. Следовательно, сами родители готовы прислушиваться к советам и рекомендациям воспитателя, выполнять их, обращаться за помощью при необходимости [7].
Учитель начальных классов с первоклассником оказывается на некоторой дистанции, непонятной ребёнку, привыкшему к тому, что педагог – близкий человек и первый помощник. Правильно и вовремя перестроить восприятие ребёнком учителя – совместная задача членов семьи и сотрудников учебных учреждений. Реализуется это направление за счёт проведения общих родительских собраний, встреч родителей с будущими учителями, работы клубов для родителей. При условии профессионального проведения всех запланированных мероприятий преемственность детского сада и семьи максимально способствует формированию адекватной системы восприятия детьми школы и школьных педагогов [14].
Главным направлением работы учебных учреждений, обеспечивающим полноценную преемственность в работе детского сада и школы, является работа с детьми. Реализуя это направление, педагоги ставят перед собой задачу расширить представление малышей о школе, школьной жизни, учебных занятиях, специфика которых несколько отличается от специфики проведения занятий в детском саду. Ребёнок при переходе на следующую ступень обучения под названием "школа" не должен ощущать, что он попадает в абсолютно новую для него среду, но продолжает находиться в единой системе "детский сад - начальная школа". Преемственность осуществляется за счёт проведения походов в школу с ознакомительной целью. Происходит знакомство воспитанников с будущими учителями. Преемственность детского сада и начальной школы успешнее реализуется в тех учебных учреждениях, где воспитанники контактируют с учениками на игровых и развлекательных мероприятиях [17].
Для ознакомления детей со спецификой школьной жизни и проведения вводных учебных занятий педагогами школ проводятся ознакомительные уроки для будущих первоклассников в течение некоторого времени перед поступлением в школу. Посещение малышами таких занятий, как показывает опыт, оказывает благоприятный эффект на формирование адаптивных процессов психики ребёнка. Дети, которые посещали адаптационные занятия в системе, легче воспринимают смену игровой деятельности на учебную, быстрее адаптируются в новом коллективе. При этом они неплохо также справляются с новой социальной ролью ученика, позитивно воспринимают нового педагога. Преемственность детского сада и школы в этом случае реализуется за счёт совместного посещения школьных занятий воспитанниками совместно с воспитателем [11].
Дошкольные учреждения, со своей стороны, обеспечивают сопровождение выпускников на этапе перехода на новую ступень обучения, организуя работу "Школы будущего первоклассника". Такая школа функционирует в детском саду ориентировочно с октября по май месяц учебного года. На первое заседание, проходящее под тематикой «Детский сад – начальная школа: преемственность в работе» в обязательном порядке приглашаются учителя будущих первоклассников, где и происходит первое знакомство воспитателя, выпускающего детей, и учителя, принимающего малышей. Последующие заседания школы проводятся с учётом проведённой диагностики детей, анкетирования родителей. С результатами желательно ознакомить и будущих педагогов, тем самым обеспечивая преемственность детского сада и школы. План работы "Школы будущего первоклассника" составляется заранее и согласовывается с администрацией и педагогическими коллективами учебных учреждений.
О благоприятном течении адаптации ребёнка к школьной жизни в первую очередь говорит состояние его физического здоровья. Специалисты-медики констатируют рост нарушений здоровья и возникновения заболеваний именно в первый период после поступления ребёнка в первый класс. Это даёт основания предполагать психосоматическую основу таких расстройств, особенно в тех случаях, когда у ребёнка ранее симптомы заболевания не проявлялись. В тех учебных учреждениях, где педагогические коллективы всесторонне организовали преемственность детского сада и школы, психологи констатируют минимальное количество психосоматических нарушений здоровья у первоклассников. Следовательно, организация сотрудничества детского сада и школы с целью обеспечения преемственности в работе учебных учреждений помогает не только улучшить качество учебного процесса, но и сохранить физическое здоровье учеников.
Глава 2. Практические аспекты преемственности детского сада и школы
2.1. Проблема преемственности детского сада и школы
Сравнительный анализ диагностических комплектов оценки готовности к школе детей предшкольного возраста Л.А. Ясюковой, Н.И. Гуткиной[5] позволил выделить следующее:
Диагностическое обследование должен проводить педагог – психолог.
В настоящее время не каждое образовательное учреждение имеет возможность включения в штатное расписание должности педагога – психолога.
Диагностические методики являются довольно сложными для проведения тестирования и интерпретации результатов обследования. Для этого необходим педагог – психолог, имеющий специальные навыки проведения и обработки полученной информации и прошедший специальный курс обучения.
Диагностичекие методики, включенные в комплекс, в должном объеме не всегда имеются в наличии в образовательных учреждениях, а также являются дорогостоящими
Диагностический комплекс является достаточно энергозатрачиваемым для педагога, т.к. требуется качественная и количественная обработка полученных данных.
Диагностический инструментарий не имеет четкой преемственности с диагностическим инструментарием начальной школы при диагностике первоклассников.
В результате чего возникла необходимость разработки диагностического комплекта для таких субъектов образования, как ГБДОУ и ОУ, где главными критериями являются преемственность (раскрываются основные компоненты готовности к школе), доступность, простота, учет ведущей деятельности.
Представленный диагностический инструментарий был разработан на кафедре педагогики и психологии РГПУ им. А.И. Герцена под руководством доктора педагогических наук, профессора А.Е. Бахмутского.
Комплект диагностического инструментария соответствует следующим критериям:
1. Возможность проведения любым педагогом дошкольного образовательного учреждения.
2. Последовательность проведения диагностических методик и систематичность проведения оценки результатов.
3. Раскрытие основных общепринятых аспектов готовности к школе детей предшкольного возраста.
4. Качественный и количественный анализ и интерпретация результатов оценки готовности к школе.
Разработанный диагностический комплект включает:
Первый блок.
Цель первого блока – изучение особенностей познавательных процессов ребенка предшкольного возраста.
Последовательность проведения диагностических методик первого блока:
Тест Бурдона (Корректурная проба)
Методика А.Р. Лурия (Методика «Заучивания 10 слов»)
Методика «Исключение слов»
Методика для определения уровня умственного развития детей (Э. Ф.Замбицявичене).
Второй блок.
Цель второго блока – изучение личностных и индивидуальных особенностей поведения.
Последовательность проведения диагностических методик второго блока:
Методика «Лесенка».
Методика «Несуществующее животное».
Тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности.
Третий блок.
Цель третьего блока – изучение познавательных потребностей и мотивационных предпочтений.
Последовательность проведения диагностических методик третьего блока:
Экспериментальная беседа «Внутренняя позиция школьника» (Гуткина Н.И.).
Проективная методика «Рисунок школы».
Методика «Персонификация мотивов» (М.Р.Гинзбург).
Беседа о школе (Т. Нежнова).
Диагностический инструментарий прошел свою апробацию в ряде дошкольных организаций Петроградского и Центрального районов. В ходе применения данного диагностического инструментария, направленного на изучение готовности детей предшкольного возраста к обучению в школе, были раскрыты основные аспекты готовности к школе: интеллектуальный, эмоционально-волевой, мотивационный. Диагностический инструментарий соответствует индивидуальным и психофизическим особенностям детей 6-7 летнего возраста, а также приближен к продуктивным видам детской деятельности. Поэтому интерпретация результатов исследования носит объективный характер. Оценка готовности к обучению в школе детей предшкольного возраста в ходе организации исследования позволила выделить ряд трудностей у детей 6-7 летнего возраста.