Файл: Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и школы»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результаты готовности детей предшкольного возраста свидетельствуют о том, что у большинства детей отмечается недостаточный уровень развития основных аспектов готовности к школьному обучению. Об этом свидетельствует несформированность мотивов обучения, неготовность к принятию нового социального статуса «Я-школьник». Данные компоненты входят в состав одного из основных аспектов готовности к школе – мотивационного, который является ведущим при подготовке детей к школе. Недостаточный уровень развития мотивационного компонента связан с неумением педагога дошкольного учреждения познакомить детей 6-7летнего возраста с разными сторонами школьной жизни. Анализ интеллектуального аспекта готовности к школе показывает, что большинство детей предшкольного возраста имеют высокий уровень развития внимания, памяти, мышления и мыслительных операций, но в то же время отмечается ряд трудностей:

1. Замедленность мыслительных операций.

2. Невнимательность из-за частых отвлечений и т.д.

Диагностика эмоционально-волевого аспекта готовности к школе свидетельствует о наличии у большинства детей предшкольного возраста завышенной самооценки, что является возрастной нормой, и недостаточном уровне развития произвольной регуляции поведения, что в дальнейшем может повлиять на успешность усвоения основной образовательной программы начальной школы.

В связи с тем, что неорганизованные, неусидчивые, несдержанные дети действуют импульсивно, в дальнейшем могут возникнуть трудности с их успеваемостью. В дошкольных организациях необходимо оптимизировать воспитательно-образовательный процесс через организацию:

Практической деятельности дошкольного учреждения с начальной школой в форме экскурсий, совместных праздников, досугов и т.д.

Сюжетно-ролевых игр в школу: «Школа», «На уроке», «День знаний» и т.д

Совместной игровой деятельности, направленной на развитие интереса к сверстнику, желание узнать личностные особенности каждого путем применения разных способов и приемов справедливого распределения ролей, игровых материалов (считалки, жеребьевка, очередность, предварительная договоренность).

НОД, направленной на развитие представлений о школе, школьниках, учителе; стремление к школьному обучению, к познанию, освоению чтения, письма. Расширение представлений детей о роли школы в жизни людей, о том, что школа открывает человеку окно в удивительный мир знаний, что люди разных профессий (врачи, писатели, создатели космических кораблей и пр.) учились в школе. При этом дети предшкольного возраста получат обобщенные и систематизированные знания. Они научатся ориентироваться в новых «ролях», выполняя соответствующие действия, овладевая навыками поведения, познакомятся с особенностями школы как новой ступени обучения.


Формирование основных аспектов готовности к школе начинается с 5-6 летнего возраста, соответственно организация диагностического исследования оценки готовности детей к обучению в школе должна носить ранний, системный и планомерный характер. Чем раньше будут выявлены проблемы, связанные с недоразвитием аспектов школьной зрелости, тем у специалистов дошкольного и начального общего образования будет больше возможностей организовать образовательный и учебный процессы так, чтобы устранить возникшие трудности, которые могут привести к дезадаптации и неуспеваемости в усвоении основной образовательной программы начального общего образования.

2.2. Модель установления преемственности между ДОУ и начальной школой

Была разработана модель установления преемственности между педагогическими коллективами ДОУ и начальной школы, в которой нашли отражение следующие направления деятельности:

– методическая работа (взаимодействие педагогов ДОУ и школы);

– работа с детьми;

– работа с родителями.

Взаимодействие педагогов дошкольных учреждений и начальной школы проявилось в следующих формах сотрудничества:

Встречи учителей начальных классов и педагогов детского сада для обмена опытом, определения единых методических подходов. Методические встречи проходили в каникулярное время. На этих мероприятиях участники знакомились с учебными программам первого класса и образовательными программами детского сада, с методикой проведения уроков в школе и занятий в детском саду; обсуждался уровень психологической готовности выпускников детского сада к школе и результаты адаптации первоклассников.

Совместные педагогические советы. На педагогических советах рассматривались различные темы, например, «Развитие речи детей – основа интеллектуального развития дошкольника». Большой интерес школьных педагогов вызвала презентация пособий, используемых воспитателями в работе по развитию речи. Учителя же, в свою очередь, познакомили воспитателей с требованиями современной школы в речевом развитии детей.

На педагогическом совете, посвящённом здоровью детей, учителя и педагоги ДОУ рассказали о методике физического воспитания детей, представили оборудование и пособия для подвижных игр.


Семинары-практикумы. На семинарах-практикумах педагоги упражнялись в применении теоретических знаний на практике, например, семинар-практикум «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей».

Взаимное посещение уроков и занятий учителями и воспитателями. Важной составляющей методической работы явилось взаимное посещение педагогами уроков и занятий. Это позволило им обмениваться опытом, находить оптимальные методы и приёмы в воспитании и обучении детей. Кроме того, при посещении занятий учитель знакомился со своими будущими учениками, а воспитатель получал возможность сделать вывод, в каком направлении ему надо усилить работу. Посещение воспитателями и учителями начальных классов уроков и занятий друг у друга на основе открытых доверительных отношений позволило диагностировать готовность детей семи лет к школе без жёсткого тестирования выпускников во время записи детей в школу.

Работа с детьми заключалась в следующем:

В течение учебного года учитель знакомился с будущими учениками, посещая различные режимные моменты образовательного процесса дошкольного учреждения. Он общался с ними в свободной самостоятельной и досуговой деятельности, наблюдал за детьми во время организованных занятий. Воспитатель подготовительной к школе группы помогала детям устанавливать контакт с их будущим школьным учителем.

Были организованы экскурсии дошкольников в школу, которые оставили особенно радостные впечатления у шестилеток, например прогулка к зданию школы в День знаний, экскурсии в класс, в школьную библиотеку. Дети постепенно узнавали условия, знакомились с традициями школьной жизни. У них воспитывался интерес и положительное отношение к школе, к труду педагогических работников (учителей, библиотекарей и др.)

Одна из форм преемственных связей касалась организации совместных интегрированных уроков дошкольников с первоклассниками – выпускниками дошкольного учреждения. Это давало возможность детям подготовительной к школе группы посидеть на уроке за партой, поучаствовать на равных в диалоге с учителем и учениками. Дети постепенно привыкали удерживать рабочую позу до конца занятия в саду, лучше ориентировались на партнёра по совместной деятельности, начинали действовать в темпе общей работы. Такие мероприятия благоприятно влияли на становление у дошкольника позиции ученика.

Немаловажную роль в решении проблемы преемственности играли совместные мероприятия воспитанников ДОУ и первоклассников. Интересно проходили физкультурные досуги, «Праздник букваря», инсценировки сказок, выпускные утренники в детском саду и школе, в котором принимали участие не только дети, но и взрослые – учителя, воспитатели, родители. Будущие первоклассники перенимали от старших товарищей способы поведения, манеру разговора друг с другом. Дошкольники получали радость от общения со школьниками, у них формировалось желание идти в школу, становиться учениками.


Стало традицией проведение в дошкольном образовательном учреждении «Дней выпускников». Мероприятие заключалось в том, что в дни школьных каникул первоклассники могли вновь вспомнить дошкольное детство, увидеть воспитателей, поиграть в своей группе, позаниматься в студии изобразительного творчества, в физкультурном зале. Дети чувствовали, что их помнят в детском саду, им рады, их любят здесь, интересуются их успехами и затруднениями. С другой стороны, дошкольники с радостью встречались со своими повзрослевшими друзьями, обменивались впечатлениями, свободно общались, включались в совместную игровую деятельность. У них эффективно развивались те качества личности, которые способствовали в дальнейшем лёгкой адаптации их к школьной жизни.

Работа с родителями.

В развитии преемственных связей большое место занимала работа с родителями будущих первоклассников. Проводилось совместное с родителями участие первоклассников и детей подготовительной группы в праздниках, развлечениях, играх-соревнованиях, эстафетах. Партнёрами по общению с детьми становились их родители. В подобном игровом общении они получали полезный опыт, с новых сторон узнавали своих детей. Для родителей была открыта возможность попробовать новые варианты своего поведения в отношениях с ребёнком, к которому они обращались в повседневной жизни.

Взаимосвязь родителей с психологическими службами детского сада и школы позволила выработать согласованные взгляды на критерии готовности детей к школьному обучению, на проведение диагностических процедур.

Результатом доверительных отношений педагогов ДОУ и начальной школы стала диагностика готовности шестилеток к школе. Она проводилась дважды в течение года: в сентябре – для выявления начального уровня развития и выстраивания педагогами, психологами совместно с родителями процесса обучения и воспитания с учётом индивидуальных особенностей детей, и в апреле – для определения достаточного уровня, разработки рекомендаций для родителей и подготовки ребёнка к школе. Такая работа позволила избежать диагностических процедур в школе. Школьным психологам передавались из дошкольного учреждения только подробные карты индивидуального развития каждого ребёнка, будущего первоклассника.

Постоянно использовались и традиционные формы сотрудничества между ДОУ и школой: совместные совещания, педагогические советы, круглые столы с участием педагогов детского сада, родителей начальных классов. Это эффективные средства активизации всех участников педагогического процесса.


Таким образом, анализ исследований и проделанная работа показали важную роль в преемственности дошкольного и начального образования различных форм сотрудничества между педагогическим коллективом ДОУ и начальной школы.

Заключение

Преемственность является сложным многоаспектным понятием, в котором можно выделить философский, психологический и педагогический аспекты.

Программа преемственности в образовании рассматривается преимущественно в вопросах содержания педагогического процесса. При этом явно недоработанными представляются подходы на методическом, психологическом и дидактическом уровнях. При формировании единого

педагогического пространства необходимо учитывать приемы и методы, позволяющие оптимизировать весь процесс обучения, устранить перегрузку, предотвратить стрессы у школьников. Преемственность в образовании в условиях ФГОС между дошкольным и начальным звеном рассматривается сегодня как один из факторов постоянного обучения ребенка.

Важную роль в организации сотрудничества семьи и учебного учреждения играет формирование представлений педагогов и родителей друг о друге. Восприятие воспитателей детьми несколько отличается от восприятия ими учителя, в силу специфики деятельности педагога. Преемственность детского сада и семьи в организации воспитательного воздействия на ребёнка начинается в момент поступления ребёнка в дошкольное учреждение. Воспитатель воспринимается малышом как вторая мама, при условии, что педагог владеет всеми необходимыми навыками эмпатии и профессиональными навыками. Следовательно, сами родители готовы прислушиваться к советам и рекомендациям воспитателя, выполнять их, обращаться за помощью при необходимости.

В настоящее время не каждое образовательное учреждение имеет возможность включения в штатное расписание должности педагога – психолога.

Диагностические методики являются довольно сложными для проведения тестирования и интерпретации результатов обследования. Для этого необходим педагог – психолог, имеющий специальные навыки проведения и обработки полученной информации и прошедший специальный курс обучения.

Диагностическое обследование должен проводить педагог – психолог.

Встречи учителей начальных классов и педагогов детского сада для обмена опытом, определения единых методических подходов. Методические встречи проходили в каникулярное время. На этих мероприятиях участники знакомились с учебными программам первого класса и образовательными программами детского сада, с методикой проведения уроков в школе и занятий в детском саду; обсуждался уровень психологической готовности выпускников детского сада к школе и результаты адаптации первоклассников.