Файл: Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и школы»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проблема преемственности - одна из самых актуальных проблем современного учебно-воспитательного процесса.

И хотя вопрос об осуществлении преемственности при поступлении детей в школу и переходе учащихся из начальной школы в основную не является новым, каждый год этот вопрос рассматривается на качественно ином уровне, так как внедряются современные методики обучения, воспитания и развития, выявляются новые подходы и все чаще используются наряду с традиционными нетрадиционные технологии подготовки учащихся. С переходом российских школ на новые образовательные стандарты вопросы преемственности становятся еще более значимыми. Главная цель работы по преемственности - объединение усилий педагогических коллективов образовательных учреждений для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся и, как следствие, - повышение уровня качества образования.

Особенностью работы по преемственности является обмен опытом педагогов и психологов детских садов, начальной и основной школы, их взаимодействие и взаимосодействие, что позволяет избежать трудностей у первоклассников в связи с поступлением в школу, а у пятиклассников - с привыканием к новым условиям обучения, к другому педагогическому стилю, к требованиям многих учителей в основной школе, к возросшим учебным нагрузкам.

Обучение в начальной школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка. Всё подчиняется школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Концептуальные основы преемственности в психологическом аспекте представлены в работах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др., где раскрываются возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, специфика их взаимодействия с окружающим миром. Авторами подчеркнуто, что каждый возрастной этап характеризуется своеобразием отдельных свойств и качеств ребенка, его целостной личности, типичным сочетанием внешних и внутренних обстоятельств развития. Они обусловливают динамику развития ребенка, его отношения к природе, людям, собственному внутреннему миру.


Идея преемственности в обучении нашла отражение в трудах педагогов Б. Г. Ананьева, Ш. И. Ганелина, П. Н. Груздева, М. А, Данилова, И. А. Капрова, А. М. Леушиной, А. А. Люблинской, В. А. Сластенина, И. Ф. Харламова и др.

В связи с этим целью нашего исследования является изучение особенности преемственности между детским садом и начальной школой.

Объект исследования: готовность к школе у детей дошкольного возраста

Предмет исследования: условия преемственности между детским садом и начальной школой.

Задачи исследования:

- определить сущность преемственности в образовании;

- рассмотреть основы преемственности дошкольных образовательных учреждений и школы;

- изучить проблемы преемственности детского сада и школы;

- предложить модель установления преемственности между ДОУ и начальной школой.

Структура работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и школы

1.1. Сущность преемственности в образовании

Система образования должна постоянно изменяться для того, чтобы соответствовать условиям, в которых она реализуется. Потребности общества могут быть удовлетворены только развивающейся школой. Образовательную систему необходимо проектировать в соответствии с конкретными условиями, а затем планировать и реализовывать переход к желаемой схеме обучения. Это требует определенных сил и уровня педагогической культуры [22].

Определяя пути становления новой школы, необходимо руководствоваться методическими документами [5]. В частности, речь идет о постановлениях комиссии Минобразования и Концепции, в которой проработано содержание непрерывного образования. Эти документы формулируют основные положения, в соответствии с которыми надлежит осуществлять перестройку педагогической структуры сегодня. Преемственность в образовании представляет собой установление связи и баланса между частями учебного курса на разных стадиях изучения. Она охватывает не только конкретные предметы, но и взаимодействие между ними. Реализация преемственности в образовании осуществляется с учетом логики и содержания определенной науки и установленных закономерностей ее усвоения [13]. Одной из ключевых задач при этом выступает сокращение и преодоление разрыва между ступенями обучения. Что касается непрерывности образования, то анализ исследований, посвященный ему, указывает на то, что речь в первую очередь идет о взрослых людях. Сегодня, более чем когда-либо, ясно, что одноразовой подготовки, полученной человеком в юности, крайне недостаточно. Таким образом, преемственность в образовании, непрерывное образование выступают в качестве ключевых факторов в процессе становления и развития современной педагогической структуры.


Преемственность является сложным многоаспектным понятием, в котором можно выделить философский, психологический и педагогический аспекты [6].

Философская трактовка преемственности является методологической основой организации системы непрерывного образования [11]. Методологическими ориентирами являются принцип всеобщей связи явлений природы, общественной жизни и психических процессов личности, законы отрицания отрицания, перехода количественных изменений в качественные, а также диалектическое соотношение эволюционных и революционных процессов. Философы А. В. Батаршев, А. И. Зеленков, Г. Н. Исаенко подчеркивают, что преемственность обеспечивает непрерывность развития, выявляющуюся в целостности систем, состоящих из отдельных элементов, в бесконечности их связей, постепенности изменения состояний, плавном переходе из одного в другое.

Вопросы преемственности в образовании изучались в работах многих авторов. В частности, размышления по теме можно встретить в трудах Ганелина, Дорофеева, Лебедевой и других. По мнению ряда авторов, успех процесса заключается в последовательности изучения и усвоения знаний, формирования способностей и навыков обучающихся, учитывая принцип преемственности в образовании. Особое внимание уделяется содержанию процесса, отдельному предмету. Достаточно интересный подход к исследованию преемственности между школами и ВУЗами предложил Годник. В своих рассуждениях он указывает на двойственность ее характера. Это доказывается на примере взаимодействия средней и высшей школ. Между тем его выводы актуальны и для осуществления преемственности между ДОУ и начальным учебным заведением, средними и старшими ступенями [18].

Современные ученые-педагоги называют принцип преемственности, наряду с принципами систематичности и последовательности, одним из основных принципов организации педагогического процесса [1].

Т. А. Ерахтина исследует теоретические основы управления процессом преемственности дошкольного и начального школьного образования. Она определяет преемственность как процесс, направленный на развитие и совершенствование какой-либо сферы человеческой деятельности (в частности образования), который представляет собой единство качественных и количественных изменений в системе. Эти изменения носят необратимый характер и способствуют появлению новообразований, связанных с ранее имеющимися признаками. Наиболее значимыми моментами осуществления преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой являются: преемственность в содержании образования, в воспитании, здоровьесбережении, психическом и личностном развитии.


Т. С. Онискевич отмечает, что на современном этапе реформирования образования в нашей стране, когда в дошкольную и школьную практику активно внедряются новые технологии обучения, вариативные и альтернативные программы и учебники, особенно актуальным становится соблюдение преемственности в деятельности дошкольных учреждений и начальной школы. Перед педагогами встает проблема не только целей и содержания, но и методов и средств обучения, не только проблема усвоения знаний, интеллектуального развития детей, но и создания положительной мотивации к учению [19].

Изучая преемственность в образовании, постоянно присутствует необходимость исследовать особенности взаимоотношений, которые строятся между субъектами процесса. Взаимодействие имеет место и внутри учебного заведения, и между школами и прочими институтами детства. Большое значение имеют взаимоотношения школы и семьи, ученых и практиков, управленцев всех уровней и пр [15].

При определении основных тенденций развития педагогических систем в международной практике образование рассматривается как формирование способности эффективно и адекватно реагировать на общественные запросы, сохраняя вместе с этим положительный опыт, накопленный ранее. Главным в этом процессе считается личностно-ориентированное направление. Это, в свою очередь, требует формирования целостной системы непрерывного обучения. Она рассматривается как процесс и итог развития личности в действующих структурах общественных и государственных учреждений, обеспечивающих различные уровни подготовки [3].

Программа преемственности в образовании рассматривается преимущественно в вопросах содержания педагогического процесса. При этом явно недоработанными представляются подходы на методическом, психологическом и дидактическом уровнях. При формировании единого педагогического пространства необходимо учитывать приемы и методы, позволяющие оптимизировать весь процесс обучения, устранить перегрузку, предотвратить стрессы у школьников. Преемственность в образовании в условиях ФГОС между дошкольным и начальным звеном рассматривается сегодня как один из факторов постоянного обучения ребенка. Между тем это не значит, что основной целью ДОУ является подготовка к первому классу [12].

В настоящее время некоторые авторы рассматривают вопрос целесообразного формирования содержания дошкольного образовательного процесса в качестве более раннего изучения программы начальных классов. В результате цели педагогического процесса сводятся к передаче узкопредметных навыков, умений и знаний [18]. В такой ситуации преемственность в системе образования будет определяться не уровнем развития у будущего школьника качеств, необходимых для осуществления им новой деятельности, сформированностью предпосылок к получению знаний, а исключительно его готовностью к усвоению конкретных школьных предметов [17].


Рассматривая преемственность в образовании, ключевой задачей выступает формирование цепочки взаимосвязанных звеньев. На данном этапе основными задачами являются:

  1. Определение специфических и общих целей педагогического процесса на каждой конкретной ступени. На их основе формируется поступательная взаимосвязь преемственных целей, которые сохраняются и развиваются от этапа к этапу.
  2. Построение согласованной и единой структуры с обоснованием связей используемых элементов на тех или иных возрастных этапах.
  3. Формирование общей содержательной линии в предметных сферах. Она должна согласовываться с обоснованием методической структуры и исключать необоснованные перегрузки на дошкольной ступени, направленность на формированное получение знаний и умений, дублирующих школьные предметы [11].

Реализация преемственности может осуществляться разными способами. В качестве одного из вариантов выступает создание комплексных педагогических планов дошкольного и школьного обучения одним коллективом или несколькими взаимодействующими группами. Другим способом является общетеоретическое решение задач на основании элемента "готовность к обучению". Этот компонент характеризуется как сформированность на определенном необходимом уровне таких личностных качеств ребенка, которые помогают ему учиться, то ест, делают его школьником [18].

В Концепции Минобразования отмечается качественное различие между непрерывностью и преемственностью образования. Первая категория относится в первую очередь к области организации педагогической деятельности, его методического обеспечения и дидактического наполнения. То есть, в данном случае речь о развитии самого учебного заведения. Преемственность в образовании относится больше к личности ребенка. Такое отличие, по мнению экспертов, вполне перспективно и имеет 3 важных следствия [21]. В частности, выводы можно сделать следующие:

  1. Непрерывное образование выступает как согласованность, связь и нацеленность на будущее всех элементом процесса (средств, методов, задач, форм организации, содержания и пр.). Она проявляется на каждом этапе обучения.
  2. Преемственность трактуется как формирование качеств, необходимых для осуществления учебной деятельности. В частности, речь идет о любознательности, самостоятельности, инициативности, творческом выражении, произвольности. Ключевым элементом в младшем школьном возрасте выступает способность ребенка к самоизменению.
  3. Решение вопроса преемственности и эффективности непрерывности образования связано с социально-индивидуальным развитием, успешностью адаптации детей в обществе. В содержательном плане для этого необходимо формирование коммуникативной и социальной компетенции ребенка, освоение навыков психологической и организационной культуры [17].