Файл: ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 789

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особое значение имеют конституционные нормы. Они устанавливают основные принципы правового регулирования отношений собственности и формирования правовой базы для развития отраслевого законодательства. В нынешних обстоятельствах вопрос о праве собственности требует четкого правового регулирования и юридического оформления. Устанавливает принцип собственности конкретных лиц (собственников) и ее неприкосновенность. Регулируется правовой статус имущества, используемого для хозяйственных целей путем установления допустимого поведения владельца.

Право собственности владельцев широким спектром полномочий, не ограниченное сроком владение, пользование и распоряжение, принадлежащим им имуществом. Все другие лица могут осуществлять такие полномочия только по указке и в интересах собственника. Использовать имущество собственник может, по своему усмотрению, в том числе для предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законом. В ГК РФ не дается общего юридического понятия права собственности. Тем не менее, контуры данного права и его место в общей системе гражданских прав, предусмотренных гражданским законодательством, должны быть определены достаточно точно. Право собственности является основополагающим правом, что влияние непосредственно или опосредованно по существу на все другие гражданские права[6].

Наиболее характерные особенности права собственности, отличающие его от других гражданских прав являются следующие:

  • право собственности является первоначальным субъективного права,

вытекающие непосредственно из закона. Между тем закон определения прав собственности и собственника нет других лиц. Последняя противостоит только владельцу как лица, обязанные не нарушать его право собственности. Право собственности является вещным правом;

  • право собственности по своему содержанию представляет собой

наиболее полный имущественного права в соответствии с гражданским законодательством. Она основана на принципе разрешения на любые действия не запрещенные законом;

  • право собственности действует в течение всего времени, пока

продолжает существовать, то имущество, которое является его объектом;

  • право собственности основано на принципе: одна вещь, один хозяин (в

сочетании между несколькими собственниками). Все другие вещные права на вещи, которые имеют зависимые от права собственности характер. Они могут существовать лишь постольку, поскольку в их основание права собственности;


  • право собственности является исключительным. Оно исключает все

другие лица от осуществления правомочий, принадлежащих собственнику.

1.2 Принудительное прекращение права собственности на имущество в российском гражданском праве

В условиях российской реальности возникает необходимость переосмысления некоторых привычных представлений о государственном принуждении. В специальной литературе проблеме принуждения посвящен ряд публикаций, авторы которых рассматривают ее в различных ипостасях:

  • как метод воздействия, который обеспечивает совершение действий

людьми вопреки их воле, в интересах принуждающего;[7]

  • как метод государственного управления, средство организации волевых

устремлений субъектов с целью подчинения государственной воле;[8]

  • как средство обеспечения законности и правопорядка.[9]

В русском языке понятие «принуждение» носит негативный характер и означает приневоливание, склонение к нежелательному для человека поступку, поведению.[10] Словарь синонимов русского языка указывает, что принуждение, понуждение, сила, давление, нажим — термины одного синонимического ряда.[11]

Представляется, что ключевым в понятии принуждения является именно целенаправленное воздействие на волю индивида. При этом следует подчеркнуть его внешний, насильственный характер в отличие от разрешенного законодателем воздействия на человека (принудительные меры медицинского, исправительного, воспитательного характера и др.) (см. приложение 1).

В литературе понятие «государственное принуждение» определяется главным образом как «комплекс средств, в качестве которых в конкретных ситуациях выступают меры принуждения, позволяющие воздействовать на общественные отношения, причем это воздействие осуществляется в соответствии с закономерностями, свойственными общественной форме движения материи».[12] Принуждение в гражданском праве выполняет функцию обеспечения исполнения участниками правоотношений определенных правил поведения. Одновременно государство с помощью принуждения активно вмешивается в частные дела, что допускается п. 2 ст. 1 ГК РФ в интересах общества.[13] Вместе с тем само принуждение как поведение властного органа в той или иной ситуации представляет собой сложное социальное явление.


Одним из признаков (свойств) государственного принуждения является его обеспечение специально создаваемыми структурами (МВД, Минюст, Служба судебных приставов и др.).

Основное назначение любого государства, в том числе и Российской Федерации, состоит в реализации его функций. Осуществление большинства внутренних и части внешних функций современного Российского государства требует использования последним гражданско-правовых средств — отсюда вытекает необходимость использования им гражданско-правовых форм и институтов, из чего и следует выступление государства в качестве самостоятельного гражданско-правового субъекта.

Основной внутренней функцией государства является функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, осуществляемая специально создаваемыми структурами. Основой государственного управления при любом государственном устройстве является принуждение одной группой лиц — властной элитой — остальной части гражданского общества, сложившегося в определенном государстве.

В рамках гражданских правоотношений, возникающих, как правило, по поводу материальных благ между юридически равными субъектами, государственное принуждение выполняет обеспечительную и профилактическую функции, предоставляя управомоченной стороне возможность обратиться за содействием к органам власти (государству) в целях восстановления или защиты субъективного права. Но наряду с этим принуждение как метод используется государством для оптимизации имущественных отношений — в целях пресечения злоупотребления правом и для защиты общественных интересов.

Например, судебные решения о взыскании убытков или возмещении вреда могут исполняться принудительно (ст. 206 ГПК РФ и гл. 8 Закона об исполнительном производстве), тем самым обеспечивая восстановление нарушенного субъективного имущественного права.

Одним из последствий недействительной сделки (ст. 169 ГК РФ) может быть принудительное безвозмездное изъятие полученного стороной имущества в доход государства (конфискация). В этом случае государство с помощью принуждения реализует защиту общественных интересов. Изъятие имущества, полученного по противоправной сделке, является санкцией (наказанием) и призвано предупредить противоправное поведение в дальнейшем.

Так, современное российское законодательство в ст. 279, 280 ГК РФ, ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) предусматривает условия и порядок изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд у собственника. В этом случае принуждение является механизмом защиты общественного интереса, вступившего в конфликт с интересом частного собственника.


Государственное принуждение является средствам и одновременно методам изменения, упорядочивания, преобразования общественных отношений. Методы непосредственного воздействия властных субъектов на поведение субъектов подчиненных описываются в теории права и науке административного права через категорию «метод государственного управления». Государственное принуждение является методом государственного упрощения. Соотношение понятий «средство» и «метод» нами намеренно не рассматривается.

Государственное принуждение в гражданском праве представляет собой необходимое и предусмотренное законом средство противостояния противоправному поведению физических и юридических лиц в сфере имущественных отношений, а также защиты общественных интересов в случае их конфликта с частным интересом собственника.

Важными элементами государственного принуждения в гражданском праве являются его объект и предмет. Объектом государственного принуждения в гражданском праве выступает имущественное право (интерес) гражданина или юридического лица. Предметом принуждения является вещь (имущество), отчуждаемое принудительно у владельца или собственника.

Формы государственного принуждения в гражданском праве разделяются на:

  • лишение владения имуществом путем его изъятия;
  • воспрепятствование использованию и распоряжению имуществом.

Необходимость государственного принуждения как средства оптимизации имущественных отношений вытекает из норм Конституции РФ о защите собственности и иных субъективных прав. В литературе научное обоснование применения принуждения в целях реализации субъективных гражданских прав содержится в трудах С.С. Алексеева, О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородского и других ученых.

Важнейшей частью вещного права является институт принудительного прекращения права частной собственности, представленный в российском праве в основном нормами об изъятии недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд и принудительном выкупе движимых вещей.

Принудительное изъятие недвижимого имущества представляет собой форму публично-правового вмешательства в частные дела собственника, что допускается гражданским законодательством (п. 2 ст. 1 ГК РФ) в общественных интересах в исключительных случаях. Основанием принудительного прекращения права частной собственности является конфликт частного и публичного интересов, возникающий при удовлетворении государственных и (или) муниципальных нужд посредством выкупа или безвозмездного изъятия объектов права частной собственности.


Правом на принудительное приобретение недвижимого имущества, помимо воли его собственника, обладают местные органы власти, министры и другие руководители центральных органов государственного управления, публичные и смешанные корпорации, а также некоторые иные лица в тех случаях, когда это необходимо для осуществления возложенных на них задач и функций. После того как решение о принудительном приобретении недвижимости вступит в силу, владельцу предлагается обсудить условия уступки его имущества. Фактически переговоры ведутся лишь относительно размеров компенсации.[14]

Одним из специальных случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд является невозможность использования земельного участка в результате установления публичного сервитута в соответствии с п. 7 ст. 23 ЗК РФ. Нормы ст. 55 ЗК РФ в основном носят отсылочный характер, поскольку правила прекращения прав на земельные участки в случае их изъятия для государственных и муниципальных нужд установлены ГК РФ. В то же время в ЗК РФ не отражена отсылочная норма п. 2 ст. 279 ГК РФ, в соответствии с которой перечень государственных органов, уполномоченных принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством. «Включив в себя, может быть, излишне много гражданско-правовых по своей природе норм, ЗК РФ «позабыл» о тех нормах, которые в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ являются чужеродными актам гражданского законодательства, но вполне комфортно расположились бы в этом акте земельного законодательства» (см. приложение 2).

Статья 239 ГК РФ и ст. 32 ЖК РФ о принудительном отчуждении недвижимости в связи с изъятием земельного участка предусматривают определенные гарантии для собственника такого недвижимого имущества. В соответствии с правилами ГК РФ обязательным условием изъятия является доказанность в суде невозможности использования недвижимости, находящейся на изымаемом участке, без прекращения прав собственника. Обязанность обоснования данного условия законом возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления, который обращается в суд с требованием об изъятии.

Необходимо отметить, что в отличие от ст. 239 ГК РФ правила ст. 32 ЖК РФ не предусматривают аналогичной обязанности соответствующих государственных или муниципальных органов доказать невозможность использования недвижимости, находящейся на изымаемом участке, без прекращения прав собственника. Представляется, что отсутствие такого условия изъятия в ЖК РФ существенно снижает гарантии защиты прав собственника жилого помещения в сравнении с правами собственника иной недвижимости.