Файл: Сущность и значение Pr – коммуникаций в Интернете.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Трансформация общественных коммуникаций в XXI веке

Формирование принципиально новых явлений в сфере современной социальной коммуникации, обусловленных развитием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), требует комплексного исследования, детерминирования, дефиницирования.

Ключевым фактором для понимания происходящих сегодня коммуникационных процессов, по мнению экспертов, является обусловленная научно-техническим прогрессом виртуализация. Виртуальность как характеристика функционирования социума, которая начинает развиваться еще в конце XIX в., становится основой большинства процессов, в том числе, материальных. Это приводит в итоге к усилению роли коммуникации во всех сферах жизнедеятельности. С возникновением радио и телевидения появляется медийная платформа массовой виртуальной коммуникации. Возникает понятие «электронные медиа». Информационно-коммуникационные технологии принципиально расширяют возможности виртуального взаимодействия.

Развитие ИКТ формирует две взаимосвязанные тенденции инструментальной реализации виртуальности: дигитализацию и конвергенцию.

Дигитализация (англ. Digitalization – букв. Цифровизация) означает перевод процессов и их содержательной, контентной части в цифровой формат и является технической предпосылкой формирования ряда иных, не менее значимых процессов, в частности конвергенции в современном ее понимании и развитии. Явление стало развиваться с появлением цифровых форматов в 60–70-х гг. прошлого века. Цифровизация во многом послужила базисом для разработки Интернете.

Понятие «конвергенция» (лат. Con – вместе, vergо – склоняю, сближаю) изначально определяет сходные процессы в различных сферах, используется в ряде естественных и гуманитарных наук. Так, в биологии это – схождение в процессе эволюции признаков неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора; в лингвистике – сближение или совпадение двух и более лингвистических сущностей (например, возникновение у нескольких языков, как родственных, так и неродственных, общих структурных свойств вследствие достаточно длительных и интенсивных языковых контактов).

Конвергенция развивается во многих сферах жизнедеятельности, что обуславливается возрастающим количеством векторов взаимодействия и взаимовлияния даже разнонаправленных процессов.


С середины прошлого века социологи и философы относят конвергенцию к социуму (У. Ростоу, Я. Тинберген, Д. Белл и др.), представляя ее как сущностную характеристику современного общества, для которого значимы информационно-коммуникационные технологии, характерны увеличение сходства между различными типами общества, нивелирование социальных конфликтов. Данные основания характерны для конвергенции в общественно-политической сфере.

Второе направление конвергенции имеет своим основанием технологические возможности, в первую очередь дигитализацию. «На технологическом уровне конвергенция рассматривается как процесс, объединяющий все типы цифровой информации и медиаконтента в интегрирующихся телекоммуникационных, компьютерных сетях и медиа» [10, С. 14].

Традиционная классификация коммуникации включает в стебя межличностную, групповую, массовую (основанием деления является количественный фактор субъектов). Объединяющий фактор заключается в коммуникативной сущности социального взаимодействия с помощью информации. Отличия же массовой коммуникации от двух первых – межличностный и групповой, как известно, проявляются: во-первых, в массовом статусе коммуниканта – массовой аудитории; во-вторых, в использовании массовых средств коммуникации – масс-медиа; в-третьих, в отсроченной, «отложенной» обратной связи коммуникации и др. Именно третий отличительный признак и исчезает в коммуникации с помощью новых интерактивных технологий. Сегодня человек, прочитав какую-либо статью в электронной онлайновой версии той или иной газеты, может сразу напрямую написать отклик (стать коммуникатором) и вступитьв обсуждение темы как с автором, так и с большим количеством других людей, прочитавших эту статью. Межличностную и групповую коммуникацию всегда отличал от массовой прямой обмен информацией, прямое общение, которое в данном примере тоже становится элементом коммуникации, происходящим на массовом уровне [11, С. 188].

Таким образом, одним из существенных факторов транформации коммуникативной активности в информационном пространстве на сегодняшний день является технологическая возможность осуществления интерактивной связи. Происходит диверсификация источников информирования, появление у массового субъекта возможности создавать собственный информационные продукты. Активизирующиеся в таких условиях культурные механизмы информационных обменов сглаживают различия между частной и публичной сферами жизни человека, порождая богатство информационных запросов и конкуренцию производителей интеллектуальной продукции [15, C. 158].


Возможности формирования новых продуктов и шире – коммуникации как таковой – ведут к созданию на данной основе оригинальных форм организации коммуникационного бизнеса, в первую очередь в сфере ИКТ и медиа.

Дигитализация является технологической основой создания коммуникации в Интернете и в дальнейшем – в развитии и распространении веб как наиболее простого для использования массовой аудиторией программного обеспечения.

Интернет (англ. Internet) – глобальная информационная компьютерная сеть, представляющая собой всемирное объединение локальных сетей, шлюзов, серверов и компьютеров, использующее единый набор правил и процедур (протоколов), регулирующих порядок осуществления связей между ними. World Wide Web , WWW , Web , (англ.) – веб, Всемирная паутина, глобальное информационное пространство, основанное на физической инфраструктуре Сети. То есть интернет обеспечивает аппаратный и программный уровни коммуникации, веб – социальный [23].

1.4 Интернет-технологии как инструмент паблик рилейшнз

В аспекте трансформационных процессов, происходящих в современном обществе, институт связей с общественностью и его место в управлении коммуникациями приобретает все более важное значение.

Это связано с тем, что PR, с одной стороны, обеспечивают формирование культуры нового информационного общества [22, С. 250], а с другой – выступают как средство достижения согласия в обществе [14, С. 67]. Такое влияние паблик рилейшнз возможно проследить в Интернете.

Использование социальных медиа позволяет получить охват аудитории, труднодостижимой с помощью классических каналов распространения PR-сообщений. Основное преимущество интернет-технологий заключается в том, что они действительно создают условия для непосредственной интерактивности, а также способствуют активации гражданского общества. Обратная связь, получаемая при помощи социальных медиа, радикально отличается от традиционных каналов электронной коммуникации, поскольку они обеспечивают высокий уровень персонификации и личной ответственности [3].

Электронный PR включает:

1. Web-PR, инструментами которого являются интерактивные сайты, предоставляющие пользователю услуги FAQ («быстрых вопросов и ответов»).

2. Веб-конференции, проходящие в форме текста, аудио- и видеоформатах.


3. Веб-презентации, представляющие собой интерактивные каталоги, доступные в сети.

4. Сетевой PR – это электронные рассылки пресс-релизов. Такой пресс-релиз может быть не только текстовым документом, но и аудио- и видеофайлом, рисунком, посланным по электронной почте как вложение.

5. PR-чаты, форумы и особенно эффективны виртуальные организации в Интернете.

6. Оn-line-PR, которое включает возможность он-лайнового доступа к офф-лайновой информации (например, статьи из газет на сайте), особенно он-лайновое информирование с помощью сетевых информационных ресурсов и электронная интерактивная база данных, доступная через сеть.

Классификация способов коммуникации в Интернете представлена в таблице 1.

Таблица 1

Классификация и сравнительная характеристика способов коммуникации Интернете

Оn-line-PR позволяет специалистам гарантированно доставлять свою информацию целевой аудитории. Это может быть сайт по продукту с исчерпывающей информацией о его характеристиках, ассортименте и способе покупки (например, http://www.blendamed.ru); промо-сайт со специальным предложением; сайт под специальный проект или событие (например, сайт http://www.toyota-motors.ru).

Также во время кризисной ситуации может быть создан сайт, на котором посетители могут не только получить подробную информацию с детальным освещением проблемы и мер по ее решению, но и высказаться по этому поводу, узнать мнения экспертов.

Поэтому возрастающее число российских компаний стремится использовать Интернет как эффективное средство связи с общественностью и рекламы, которое работает 24 часа в сутки и позволяет дешево и быстро выходить на международный рынок без открытия представительства в каждой стране.

Уже сегодня Россия может осуществлять PR-кампании посредством сети Интернет в 150 странах мира [1, С. 15]. Новые технологии меняют характер PR-деятельности, делая его более открытым для общественности. Интернет позволяет, например, той или иной компании оперативно и на глобальном уровне обратиться к потенциальному потребителю с самой разнообразной информацией.

Особенно важно, что сокращается расстояние между специалистами по связям с общественностью и аудиторией, так как средства сети позволяют проводить PR-акции в режиме реального времени, где есть возможность поделиться не только полезной информацией, но и понаблюдать за непосредственной реакцией заинтересованных людей.

Особое место занимают в PR-технологиях различные факторы воздействия: анимация, звуковое сопровождение, которые концентрируют внимание пользователя на необходимых аспектах. Звуковое сопровождение воздействует на подсознание, ненавязчиво формируя настроение и удерживая пользователей на страничках. Поэтому главными требованиями для PR-кампаний в сети выступают:


- формирование положительного мнения;

- запоминаемость;

- информативность;

- удобство в восприятии информации.

Специалисты по связям с общественностью могут использовать те же инструменты, те же носители массовой информации и даже те же самые технологии, что и рекламисты, особенно это относится к такому средству массовой коммуникации, как Интернет.

В современном обществе нельзя игнорировать тот факт, что Интернет – мощный инструмент для PR, который позволяет выстроить доверительные отношения и положительный образ и, главное, установить двухсторонний контакт с большой аудиторией в режиме реального времени. Сегодня очень популярны пресс-конференции в этом же режиме, которые предоставляют возможность прямого контакта с аудиторией (например, компания ООО «Инфоком», бесплатные он-лайн семинары (http://www.icm.ru/Default.aspx?tabid=54), а также PR-блоги, которые интерактивно позволяют получать обратную связь и успешно формировать коммуникативное пространство. Сетевые дневники или блоги представляют собой особый способ организации информации в сети и новые возможности для коммуникации в PR.

«Life journal» можно определить как сетевой дневник, содержащий записи по поводу событий реальной действительности, организованные в обратном хронологическом порядке, и субъективные комментарии Интернет-пользователей на эти записи. С технической точки зрения в основе блога лежит программное обеспечение, позволяющее оперативно публиковать сообщения и комментарии к ним [4, С. 21]. Появление данной сферы относят к 1994 г., когда студент Джастин Холл начал вести свой дневник в Интернете.

Впервые слово «weblog» было использовано в декабре 1997 года. Оно образовалось из фразы «logging the web» [4, С. 28]. В августе 1999 г. компьютерная компания «Labs» из Сан-Франциско создала портал «Blogger» – первый бесплатный, общедоступный и крайне простой в использовании инструмент, который дал стимул созданию и бурному развитию блогосферы.

К 2005 г., по данным журнала «Advertising Age», количество читателей блогов в США составляло около 35 млн, примерно 25 % работающего населения. Если в 1999 г. в Интернете было около 50 персональных блогов, то в 2004 г. – от 2,4 до 4,1 млн, в 2005 г. их количество составляло более 15 млн, а к началу 2006 г. – более 27 млн. С 2007 г. количество персональных блогов удваивается каждые 5,5 месяцев, ежедневно появляется 75 000 новых он-лайн-дневников.

В октябре 2007 г. «живых журналов» в мире превысило 57 млн. Блогализация начинает оказывать серьезное влияние на Интернет, средства массовой информации, политику, экономику, PR.