Файл: Осуществление предпринимательской деятельности с учетом иностранных инвестиций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проводимое иногда различие между инвестицией и капиталовложением, по мнению Г. М. Вельяминова, несостоятельно, а данные слова ― синонимы. В общем смысле «инвестиция» есть просто вложение денег (капитала), т. е. приобретение любой собственности. Однако в узкоэкономическом, предпринимательском значении ― это капиталовложение именно в предпринимательских целях.

Обратим внимание, что имущественные отношения, связанные с использованием военных, радиолокационных и подобных баз и сооружений, эксплуатируемых одним государством на территории другого государства, регулируются в межправительственных соглашениях о статусе соответствующих баз и условиях их использования, часто на основе экстерриториальности. Обычно неизбежная связь баз с инфраструктурой государства, где они находятся, вызывает необходимость урегулирования проблем транзита, водо- и энергоснабжения на возмездной основе. Капиталовложения, осуществляемые при этом, в понятие международных экономических инвестиций не укладываются [18, с. 84].

Первое легальное определение инвестиций в отечественной доктрине было дано в Основах законодательства об инвестиционной деятельности в СССР, принятых Верховным Советом СССР 10 декабря 1990 г. № 1820-15 (утратили силу). Под инвестициями понимались все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. Из приведенного определения видно, что родовым понятием для инвестиций выступало понятие «имущественные и интеллектуальные ценности». Дополнительным признаком, благодаря которому инвестиции выделяются из числа других имущественных и интеллектуальных ценностей, выступает направление их вложений — объекты предпринимательской и других видов деятельности. При этом деятельность, в объекты которой осуществлялись вложения, была выделена из иных видов деятельности по результату — образованию прибыли (дохода) или достижению социального эффекта.

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [3] дает следующее определение иностранной инвестиции: «Иностранная инвестиция ― вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации». Анализируя это определение, можно сделать вывод, что законодатель изменил позицию относительно того, что считать родовым понятием инвестиций. Теперь таковым является понятие «вложение».


Итак, существующее несоответствие смысла, вкладываемого в понятие инвестиций экономической наукой, позиции российского законодателя затрудняет осознание их сути.

Следует констатировать, что общепризнанного международно-правового определения понятия инвестиций также не существует. Так, Д. Карро и П. Жюйар отмечают, что «определение понятия международной инвестиции зависит от тех задач, которые ставятся в соответствующем международном документе, содержащем определение. Понятие инвестиций будет меняться в зависимости от содержания и цели нормативного акта». При этом авторы высказывают мнение, что «любая инвестиция предполагает внесение инвестором вклада» [18, с. 264].

Анализ положений международных двусторонних договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений свидетельствует, что в целом инвестиции обычно понимаются очень широко ― как любые имущественные блага: вещи, права и интересы любого рода. Имущественными благами могут быть, во-первых, материальные ценности, т. е. любое движимое и недвижимое имущество, включая ценные бумаги, во-вторых, нематериальные блага, прежде всего интеллектуальная собственность.

Рассмотрев различные определения понятия «иностранные инвестиции», применяемые в международной и отечественной практике, предлагаем следующее определение: иностранные инвестиции — это ценности, в том числе имущественные права, принадлежащие физическим и юридическим лицам одной страны, но находящиеся в другой стране, вкладываемые в предпринимательских целях, т. е. для извлечения прибыли (получения дохода). Такое определение представляется наиболее емким и универсальным, а следовательно, эффективным для целей регулирования иностранных инвестиций.

Недостаточное урегулирование договорных форм осуществления инвестиционной деятельности также объясняется отсутствием в юридической литературе комплексного исследования понятия инвестиционного договора, его общих положений.

Впервые инвестиционные соглашения как гражданско-правовые договоры классифицировал Л. А. Лунц. Он писал: «Доктрина, по которой соглашение между частным лицом, иностранной компанией и государством выводится из сферы гражданского права, имеет своей предпосылкой тезис о возможности для частноправовой организации и для отдельного физического лица быть субъектом международно-правовых отношений ― тезис, стоящий в прямом противоречии с принципом государственного суверенитета» [28].

В то же время аргументы в пользу того, что инвестиционное соглашение имеет административную, а не гражданско-правовую природу, приводит В. П. Мозолин. Он выделяет три вида инвестиционных соглашений: акты об одобрении, концессионные договоры и соглашения о гарантиях [30]. Соглашения последних двух видов, как правило, выдаются инвесторам, когда принимающее зарубежные капиталовложения государство вообще не имеет инвестиционного законодательства или правовое положение иностранного инвестора не может быть определено на основании существующего закона об иностранных инвестициях. Такого рода индивидуализация, по мнению В. П. Мозолина, и создает иллюзию договорных отношений, которая обусловливает ложный вывод о частноправовой природе инвестиционных отношений.


В. Н. Лисица полагает, что международное инвестиционное соглашение — это разновидность международных контрактов, заключаемых при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Его нельзя причислить к разряду классических международных договоров, заключаемых между субъектами международной системы (государствами, международными организациями и приравненными к ним образованиями) и регулируемых нормами международного публичного права. Также автор отмечает, что международное инвестиционное соглашение ― это сложный договор, регулирующий частноправовые и публично-правовые отношения, т. е. представляющий собой некое «пограничное явление». Это не какой-либо их тип, а самостоятельный договор [27, с. 10].

По мнению А. Г. Богатырева [14, с. 19], государство может вступать в гражданско-правовые отношения и, следовательно, быть стороной гражданско-правового контракта, но инвестиционные соглашения регулируют не чисто гражданско-правовые отношения, а особые инвестиционные отношения, которые по сути отличаются от гражданско-правовых, т. е. частноправовых, отношений.

В инвестиционном контракте содержатся нормы в большей степени публично-правового характера в виде обязательств государства, принимающего прямые инвестиции, разрешить допуск инвестиций в определенную отрасль и на определенных условиях. Обязательства государства по инвестиционному соглашению сводятся в конечном счете к обеспечению иностранному инвестору условий и правовых гарантий защиты от политических рисков, которые могут наступить в результате действий или бездействия государства либо его органов по осуществлению властных полномочий.

Инвестиционные соглашения вряд ли можно называть институтами той или иной правовой системы, они занимают промежуточное, межсистемное положение в регулировании инвестиционных отношений с иностранным элементом.

Следует отметить, что цивилистическая и международно-правовая концепции должны исходить из того, что гражданско-правовой и международный договоры основываются на непременном юридическом равенстве сторон.

Современное соотношение международного публичного права и международного частного права характеризуется их сближением, взаимопроникновением, поскольку, с одной стороны, международные отношения с участием физических и юридических лиц вышли за гражданско-правовые рамки, охватив административно-правовую, уголовно-правовую и иные сферы, а с другой стороны, международные договоры стали играть более существенную роль в регулировании такого рода отношений, непосредственно устанавливая правила поведения физических и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией различных государств.


Следовательно, сочетание частноправовой и публично-правовой природы инвестиционного соглашения соответствует основной тенденции развития международного права ― сближению частного и публичного в правовом регулировании.

Таким образом, инвестиционное соглашение представляет собой сложную правовую конструкцию, обладающую признаками международного договора, значит, правовое регулирование содержания инвестиционного соглашения относится к сфере действия международного права. В то же время инвестиционное соглашение заключается в целях осуществления деятельности и получения прибыли на территории конкретного государства, т. е. при регулировании путей и способов реализации рассматриваемой правовой конструкции нельзя игнорировать предписания национального права государства, поэтому правила реализации инвестиционного соглашения могут быть предусмотрены как международным, так и национальным правом.

3 Иностранные инвестиции: сущность, тенденции

3.1 Объем иностранных инвестиций в Россию

В 2017 году отношение иностранных инвесторов к нашей стране стало более позитивным. Этот факт констатировал глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, который еще в июне 2017 года заявил, что «все видят, что экономика России выдержала кризис. Все понимают, что цены на нефть стабильны и позитивны для нас» [34].

По ряду прогнозов, объем инвестиций в России в 2017 году возрастет благодаря развитию металлургической, химической, автомобильной промышленности.

Из официальной статистики доступны только данные оценки платежного баланса РФ, опубликованные на сайте Банка России на конец первого полугодия текущего года. Однако даже из этих цифр видна неплохая позитивная тенденция. Так, прямые инвестиции нерезидентов в небанковский сектор экономики России в первом полугодии 2017 года составили 13,7 миллиардов долларов. Эта цифра в 1,9 раза больше, чем за тот же период прошлого года, когда они остановились на отметке в 7,2 миллиардов долларов.

А вот объем портфельных инвестиций нерезидентов в активы небанковского сектора РФ в первом полугодии 2017 года снизился. Негативная динамика составила 5,6 миллиардов долларов по сравнению с ростом на 2,1 миллиарда за первое полугодие 2016 года. Однако во втором квартале текущего года снижение инвестиций нерезидентов шло в 10 раз меньшими темпами, нежели в первом квартале (0,5 миллиарда против 5,1 миллиардов долларов).


Что до обязательств федеральных органов управления РФ перед нерезидентами по портфельным инвестициям в первом полугодии 2017 года, они увеличились на 7,6 миллиардов долларов против роста на 3,1 миллиарда в первом полугодии 2016 года (рост в 2,5 раза).

Стоит напомнить: два предыдущих года, 2015-й и 2014-й, были, мягко говоря, весьма негативными с точки зрения притока в отечественную экономику иностранного капитала. Так, в 2014 году Россия – впервые за последнее десятилетие – не вошла в рейтинг 25 стран, являющихся самыми привлекательными для прямых инвесторов стран мира.

В том году зафиксировано падение объема инвестиций в нашу страну более чем в 3 раза: они составили 22 миллиарда долларов, по сравнению с 2013 годом – 69 миллиардов долларов.

В 2015 году объем иностранных инвестиций в экономике России снизился еще почти в 3 раза и составил 6,7 миллиардов долларов. Где-то две трети от общей суммы пришло с Кипра, Виргинских, Багамских и Бермудских островов; скорее всего, большая часть новых вложений является возвратом ранее выведенных из страны средств.

За последние несколько лет прямые инвестиции в российскую экономику из-за границы стали меньше в 7 раз, виной тому санкции против России. Об этом заявил Алексей Кудрин, глава Центра стратегических разработок и бывший министр финансов России.

Выступая на форуме Moscow Exchange Forum 2017 в Нью-Йорке, Алексей Кудрин рассказал, что 8 лет назад прямые капиталовложения от иностранных инвесторов достигали $70 млрд. В текущем году ожидается лишь около $10 млрд. Он считает, что это одно из последствий введения антироссийских санкций. Режим экономических ограничений сказался и на недополучении ВВП: с 2013 по 2015 гг. страна потеряла из-за санкций 1% ВВП, с 2016 по 2017 гг. меньше – 0,5%. Из-за этого российская экономика не может перейти в стадию роста, хотя экс-министр уверен, что такое было бы возможно даже с учетом падения цен на нефть. При этом проведение необходимых реформ на 90% зависит от причин внутреннего характера.

Только за последнюю неделю января страны ЕС вложили в российские облигации 140 млн долларов инвестиционного капитала. Это стало своеобразным рекордом за три года — практически за весь период начала санкций и контрсанкций. Примечательно, что с конца 2016 года экономика РФ получила порядка 700 млн долларов иностранных вливаний.

В последнее время заметны явные признаки «оттепели» в плане инвестиционного климата в России. Среди причин этого эксперты называют повышение цен на нефть и обозначившиеся после избрания Дональда Трампа президентом США некоторые перспективы улучшения российско-американских взаимоотношений. Кроме этого, в Европейском Союзе активнее звучат голоса недовольства санкционными мерами против РФ. По многочисленным прогнозам, позитивные тенденции сохранятся. Этому также могут способствовать снижение инфляции и постепенное уменьшение Центробанком ставки.