Файл: "Основные средства, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков в работе учителя начальных классов".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы профилактики девиантного поведения младших школьников

Понятие, причины и проблема девиантного поведения

Выводы по первой главе:

Глава II. Содержание направлений социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников

2.1. Направления, формы, методы и средства профилактической работы по предупреждению девиантного поведения у младших школьников

2.2. Содержание профилактической работы с младшими школьниками и их родителями

Выводы по второй главе:

Глава III. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности разработанных методов и средств профилактики девинатного поведения младших школьников

3.1. Характеристика диагностических методов

3.2. Особенности проявления девиантности в контрольной и экспериментальной группе на констатирующем этапе

3.3. Анализ результатов на этапе контрольного эксперимента

Выводы по третьей главе:

Заключение

Список литературы

- Проблемность воспитательной модели в семьях: невозможность установления оптимальной межличностной дистанции между детьми и родителями, прибегание к жестким авторитарным методам воспитания, излишняя инфантилизация ребенка.

- Негативное восприятие ребенком внутрисемейной ситуации: повышенные конфликтность, враждебность в семейной ситуации и, как следствие, повышенная тревожность и чувство неполноценности ребенка.

3.3. Анализ результатов на этапе контрольного эксперимента

После проведения констатирующего этапа был проведен формирующий эксперимент, который заключался в опробовании программы профилактики девиантного поведения младших школьников, описанной во второй главе исследования.

Программа включила в себя три основных блока работы:

- работа с детьми, потенциально склонными к девиантному поведению;

- работа с родителями детей;

- работа со специалистами по координации социально-педагогической, психологической, правоохранительной и медицинской помощи семье младшего школьника потенциально склонного к девиантным моделям поведения. Программа была реализована за пять месяцев (21 неделя).

В таблицах 3 и 4 представлены данные обследования обеих групп детей на контрольном этапе.

Как видно из сводной таблицы 3, мы можем отметить не только количественные, но и качественные изменения по многим шкалам:

- СС (свойства самосознания): после проведения социально-педагогической работы сведен на нет высокий уровень поведенческих отклонений у детей по показателю «свойства самосознания». При этом возрос процент детей у которых не выражена проблематика по данному показателю (38 % по сравнению с 8 % до проведения работы);

- СО (сформированность общения): более чем в два раза возросло количество детей с отсутствием проблем в сфере сформированности общения (46 % по сравнению с 20 % до проведения работы), также несколько снизился процент детей с высоким уровнем поведенческих отклонений по этому показателю (с 15 % до 8 %);

Таблица 3. Сравнительные результаты диагностики МЭДОС (экспериментальная группа)

  Шкалы

Формы

соц.-пед.

запущенности

СС

СО

СУД

ОТС

ОТУ

ВМС

НД

невыраженные поведенческие отклонения

1

 2

 3

6

 1

8 %

15 %

23 %

46 %

31 %

8 %

выраженные поведенческие отклонения

 8

 9

 7

 7

 3

 9

61 %

70 %

54 %

54 %

23 %

71 %

Высокая степень поведенческих отклонений

 4

 2

 3

 0

 6

 3

31 %

15%

23%

0 %

46 %

23 %

ИД

невыраженные поведенческие отклонения

5

6

6

9

9

5

38 %

46 %

46 %

70 %

70 %

39 %

выраженные поведенческие отклонения

8

6

6

4

4

8

62 %

46 %

46%

30 %

30 %

61 %

Высокая степень поведенческих отклонений

 0

 1

1

 0

0

 0

0 %

8 %

8 %

0%

0 %

0%


Примечания: НД – начальная диагностика; ИД – итоговая диагностика

- СУД (свойства учебной деятельности): значительно повысилось количество детей с отсутствием проблемности по этому показателю (с 23 % до 46 %), также снизился процент детей с высокой степенью поведенческих отклонений по шкале СУД (с 23 до 8%);

- ОТС (общая тревожность в семье): в ходе социально-педагогической работы увеличилось количество детей с отсутствием выраженной тревожности в семье (с 46 до 70 %);

- ОТУ (общая тревожность в школе): по этому показателю отмечены значительные изменения: сведена на нет высокая степень социальных отклонений, отмечавшаяся прежде в 46% случаев; в два раза возросло количество детей с невыраженной тревожностью (с 31 до 70%);

- ВМС (воспитательный микросоциум семьи): значительно улучшились показатели и по этой шкале: сведена на нет выраженная и высокая степень поведенческих отклонений по этой шкале, а также значительно увеличился процент детей с отсутствием проблемности по этому показателю (с 8 % до 39%).

В таблице 4 представлены результаты диагностики контрольной группы по методике МЭДОС.

Таблица 4. Сравнительные результаты диагностики МЭДОС (контрольная группа)

  Шкалы

Формы

соц.-пед.

запущенности

СС

СО

СУД

ОТС

ОТУ

ВМС

НД

невыраженные поведенческие отклонения

 11

 13

 13

 11

 10

 10

85 %

100 %

100 %

85 %

77 %

77 %

выраженные поведенческие отклонения

 2

2

3

15 %

0 %

0 %

15 %

15 %

23 %

Высокая степень поведенческих отклонений

 0

 0

 0

 0

1

 0

0 %

0 %

0 %

0%

8 %

0 %

ИД

невыраженные поведенческие отклонения

 12

 13

 13

 10

 10

 10

92 %

100 %

100 %

77 %

77 %

77 %

выраженные поведенческие отклонения

 1

3

3

8 %

0 %

0 %

23 %

15 %

23 %

Высокая степень поведенческих отклонений

 0

 0

 0

 0

1

 0

0 %

0 %

0 %

0%

8 %

0 %


Примечания: НД – начальная диагностика; ИД – итоговая диагностика

В поведении детей контрольной группы практически не произошло изменений. Можно отметить незначительные изменения по шкале СС (свойства самосознания): здесь на 8% сократилось количество детей с поведенческими отклонениями в области самосознания. Однако этот аспект может быть связан с возрастными изменениями в структуре личности отдельного ребенка. Также отмечена отрицательная динамика по шкале ОТС (общая тревожность в семье): здесь количество детей с выраженными поведенческими отклонениями выросло на 8% (1 ребенок), однако это может быть связано с частными проблемами одной конкретной семьи.

По ряду показателей тесты КРС (отражающего ощущение ребенком внутрисемейной ситуации) произошли значительные изменения во внутрисемейной ситуации у детей экспериментальной группы вследствие социально-педагогической работы по социализации младших школьников:

Таблица 5. Сравнительные результаты диагностики КРС

(экспериментальная группа)

Шкалы Оценка

ребенка

Благопр. семейная ситуация

Тревожн. ребенка

Конфликтн. в семье

Чувство неполноц. ребенка

Враждебн. в семейной ситуации

НД

Высокая

 1

 5

 3

8%

38,5%

8%

23%

39%

Средняя

 3

 5

 8

 5

 6

23%

38,5%

61%

38,5%

46%

Низкая

3

 4

 5

 2

54%

23%

31%

38,5%

15%

Очень низкая

 2

 0

 0

 0

 0

15%

0%

0%

0%

0%

ИД

Высокая

 1

 1

 0

 1

 3

8%

8%

0%

8%

23%

Средняя

 6

6

 4

 3

 5

46%

46%

31%

23%

38,5%

Низкая

6

6

 9

 9

5

46%

46%

69%

69%

38,5%

Очень низкая

 0

 0

 0

 0

 0

0%

0%

0%

0%

0%


Примечания: НД – начальная диагностика; ИД – итоговая диагностика

- Благоприятность семейной ситуации: по завершению социально-педагогической работы благоприятность семейной ситуации мы можем отметить в 54 % семей (высокая и очень высокая благоприятность), в то время как до социально-педагогической работы благоприятность внутрисемейной ситуации отмечалась лишь в 31 % семей (Таблица 5).

- Тревожность: значительно снизилась тревожность детей (77 % детей экспериментальной группы обладали повышенным уровнем тревожности до социально-педагогической работы, а после нее этот процент снизился до 54%);

- Конфликтность в семье: до проведения работы, высокая конфликтность в семье отмечалась в 69% семей, по окончании – лишь в 31%;

- Чувство неполноценности ребенка в семейной ситуации: в результате социально-педагогической работы снизился процент детей, чувствующих себя неполноценными в семейной ситуации (с 61,5% до 31 %);

- Враждебность в семейной ситуации: несколько снизилась враждебность в семейной ситуации (с 85% до 61,5 %).

Рассмотрим динамику восприятия внутрисемейной ситуации детьми контрольной группы.

Как видно из таблицы 6, в поведении детей контрольной группы практически не произошло изменений. Можно отметить незначительные изменения по шкале «тревожность ребенка» (количество детей со средней тревожность выросло, а количество детей с низкой тревожностью – сократилось на 8%). Также можно отметить, что динамика затронула шкалу «конфликтность в семье»: здесь на 8% увеличилось количество детей с высокой конфликтностью. По остальным шкалам изменений не обнаружено. Однако, как и относительно диагностики поведенческих отклонений, такая динамика, скорее всего, наблюдается за счет отдельных индивидуальных проблем в семье (поскольку везде фигурирует динамика в 8%, что адекватно 1 ребенку по данной выборке) ребенка из контрольной группы.

Таблица 6. Сравнительные результаты диагностики КРС (контрольная группа)

Шкалы Оценка

ребенка

Благопр. семейная ситуация

Тревожн. ребенка

Конфликтн. в семье

Чувство неполноц. ребенка

Враждебн. в семейной ситуации

НД

Высокая

 3

 1

 1

 0

 1

23%

8%

8%

0%

8%

Средняя

 8

6

 3

 2

 4

62%

46%

23%

15%

30%

Низкая

 2

 6

 8

 10

 7

15%

46%

61%

77%

54%

Очень низкая

 0

 0

 1

 1

 1

0%

0%

8%

8%

8%

ИД

Высокая

 3

 1

 2

 0

 1

23%

8%

15%

0%

8%

Средняя

 8

7

 3

 2

 4

62%

54%

23%

15%

30%

Низкая

 2

 5

 7

 10

 7

15%

38%

54%

77%

54%

Очень низкая

 0

 0

 1

 1

 1

0%

0%

8%

8%

8%


Примечания: НД – начальная диагностика; ИД – итоговая диагностика

Таким образом, в результате педагогической работы по профилактике девиантного поведения младших школьников произошли изменения в ряде показателей:

Изменились в лучшую сторону показатели, влияющие на социализацию в школе: улучшились свойства самосознания, учебной деятельности, особенности общения и поведения; уменьшилась общая и школьная тревожность школьников.

Положительная динамика отмечена нами в показателях, связанных с семейной и общественной социализацией: снизилась конфликтность и враждебность в семье, вследствие чего понизилось чувство неполноценности и тревожности ребенка в семье.

Выводы по третьей главе:

Проведя практическое исследование с младшими школьниками мы можем выделить следующие проблемы социального и психологического характера у детей со склонностью к девиантному поведению: неразвитость свойств самосознания, общения, учебной деятельности младших школьников, что влечет за собой повышенную тревожность в школе; проблемность воспитательной модели в семьях: невозможность установления оптимальной межличностной дистанции между детьми и родителями, прибегание к жестким авторитарным методам воспитания, излишняя инфантилизация ребенка; негативное восприятие ребенком внутрисемейной ситуации: повышенные конфликтность, враждебность в семейной ситуации и, как следствие, повышенная тревожность и чувство неполноценности ребенка.

В результате организованной педагогической работы по профилактике девиантного поведения у младших школьников, произошли изменения в ряде показателей: изменились в лучшую сторону показатели, влияющие на социализацию в школе (улучшились свойства самосознания, учебной деятельности, особенности общения и поведения; уменьшилась общая и школьная тревожность школьников); положительная динамика отмечена нами в показателях, связанных с семейной и общественной социализацией (снизилась конфликтность и враждебность в семье, вследствие чего понизилось чувство неполноценности и тревожности ребенка в семье).

Заключение

В настоящем исследовании нами изучены формы, методы и средств профилактики девиантного поведения младших школьников. Завершая исследование, мы можем сделать следующие выводы.