Файл: "Основные средства, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков в работе учителя начальных классов".pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические основы проблемы профилактики девиантного поведения младших школьников
Понятие, причины и проблема девиантного поведения
2.2. Содержание профилактической работы с младшими школьниками и их родителями
3.1. Характеристика диагностических методов
Задачи:
1) фиксировать случаи нарушений социализации младшего школьника в семьях;
2) диагностировать причины неадекватного поведения этих детей;
3) помочь преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности;
4) занять активную позицию в реабилитации семьи и ребенка;
5) найти адекватные способы и средства социализации и достижении оптимального уровня адаптации ребенка в обществе.
Были выявлены следующие направления социально-педагогической работы с младшими школьниками по профилактике девиантного поведения:
- развитие самосознания,
- формирование навыков общения,
- формирование свойств учебной деятельности,
- установление адекватного социального статуса.
Для достижения цели (осуществления успешной социальной адаптации детей к школе), нами использовались следующие формы работы: беседа, игра, психологические тренинги.
1. Развитие самосознания. В рамках развития самосознания необходимо развитие адекватной самооценки, позитивной самоидентификации ребенка, самоприятие. Для решения этих задач нами использовались следующие формы и методы:
Беседы с социальным педагогом направленные на формирование самоидентификации, позитивного самовосприятия:
- «Мой автопортрет». Цель – формировать позитивное отношение к своей индивидуальности.
Беседа с социальным педагогом, направленная на формирование социально-гражданской позиции:
- «Мое «Я», мои права и мои обязанности». Цель – ознакомить ребенка с неотъемлемыми правами каждой личности и теми, обязанностями, которые на личность налагает общество».
Тренинги:
- «Я интересный». Цель – формировать позитивную самооценку.
- «Это мое». Цель – формирование позитивного самоприятия.
2. Формирование навыков общения. В рамках формирования и развития навыков общения необходимо развитие сопереживания (эмпатии), умения улавливать, понимать чужие состояния, эмоции, умение отвечать адекватными чувствами.
Беседы:
- «Азы общения». Цель – рассказать о позитивных приемах общения и показать их в действии.
Тренинги и игры:
- «Голос и профессии». Цель - обучить разговаривать спокойно, сформировать навык умения регулировать собственные эмоции.
- «Ласковое имя». Цель – обучить вежливому, позитивному общению друг с другом.
- «Зеркало». Цель – развивать умение понимать чужие состояния, эмоции.
3. Формирование свойств учебной деятельности. В рамках формирования свойств учебной деятельности развиваются: уверенность в своих силах, мотивация учения, развитие памяти, внимания.
Беседа:
- «Что такое цель и зачем она нужна?» Цель – формировать целеустремленность у детей.
Тренинги:
- «Я не могу - я могу – я сумею». Цель – развитие уверенности в своих силах.
- «Строим путь к мечте». Цель – дать детям представление о том, что обучение в школе – есть базис для достижения любой цели.
4. Установление адекватного социального статуса. В рамках работы по этому направлению у детей необходимо формировать позитивное отношение к своему социальному статусу и адекватные своему статусу формы поведения.
Беседа с социальным педагогом:
- «Права и обязанности школьника». Цель – осознание детьми их прав и обязанностей.
Беседа:
- «Я в школе». Цель – раскрыть положительные стороны пребывания в статусе школьника.
Игра:
- «Нарисуй школу» Цель – формировать позитивное отношение к статусу ученика.
Тренинги:
- «Тренинг поведения». Цель – научить детей принимать адекватные их статусу и событию формы поведения.
Блок 2. Работа с родителями
Цель – обеспечить информационную и психолого-педагогическую поддержку выхода из кризисной ситуации в семье.
Задачи:
1. На основе анализа структурных и функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов, определить ее структурно-функциональный тип и вместе с тем сделать вывод об уровне социальной адаптации семьи в обществе.
2. Привлечь специализированные учреждения (социальная защита, реабилитационные центры и пр.), чье внимание необходимо для разрешения проблем и ее нужд семьи.
3. Повышение психолого-педагогических знаний родителей, рефлексия опыта взаимоотношений с детьми.
Средствами реализации задач социально-педагогических деятельности с родителями являются тренинги, беседы, рефлексия взаимоотношений с детьми, повышение педагогической культуры родителей. Важное место в деятельности педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей.
Нами выявлены следующие направления работы с родителями детей потенциально склонных к девиантному поведению:
- повышение педагогической компетентности родителей (беседы, тренинги, индивидуальные консультирования);
- оптимизация внутрисемейной ситуации (беседы, тренинги, индивидуальное консультирование);
1. Повышение педагогической компетентности родителей. В рамках этого направления социально-педагогической работы осуществляется оптимизация воспитательной позиции, информирование о методах действенного взаимодействия с детьми.
Беседы:
- «Трудная наука воспитания». Цель – сформировать у родителей серьезное отношение к воспитанию, настроить на работу в этом направлении.
Беседа со специалистами (юрист, социальный педагог):
- «Ребенок: будущий человек или равный?» Цель – сформировать представление о ребенке как о равном члене семьи, гражданине со своими правами и обязанностями.
Тренинги:
- «Модели воспитания». Цель – дать представление об основных моделях воспитания и их действенности.
- Совместный тренинг «Дети и родители». В тренинге принимают участие и дети и родители. Педагог предлагает им «поменяться местами»: родителям принять роль детей, а детям – роль родителей. После этого в парах родители и дети разыгрывают самую «ужасную» ситуацию на тему заданного конфликта, противоречия с позиций ребенка (ставшего на время родителем) и с позиции взрослого, (ставшего на время ребенком).
Индивидуальные консультации социального педагога: социальный педагог, ознакомившись с ситуацией в каждой семье, проводит ряд консультаций, направленных на формирование оптимальной воспитательной позиции, оптимизацию отношений в семье, с учетом индивидуальных особенностей семьи.
2. Оптимизация внутрисемейной ситуации. В рамках этого направления работы осуществляется улучшение внутрисемейных отношений: взаимоотношений, проблемных ситуаций и пр.
Беседа со специалистом (психологом):
- «Психология семьи». Цель – раскрыть особенности влияния (в т.ч. и опосредованного) семейных взаимоотношений на формирование личности ребенка и развитие личностей взрослых членов семьи.
Тренинги:
- «Взаимоотношения». Цель – сформировать позитивную модель взаимоотношений.
- «Ласковое слово». Цель – формировать привычность положительных эмоций во внутрисемейном общении.
Индивидуальные консультации психолога: психолог, ознакомившись с ситуацией в семьях, проводит консультации, направленные на формирование позитивной модели взаимоотношений в семье.
Сроки исполнения программы 5 месяцев.
Таким образом, в рамках профилактической работы необходим комплексный подход к проблеме профилактики. Необходимо проводить социально-педагогическую работу с детьми по организации досуга, просвещению, а также работу с семьей ребенка, направленную на создание благоприятного социально-психологического климата в семье, повышение психолого-педагогических знаний родителей и пр.
Выводы по второй главе:
Выделяют ряд методов, форм и средств профилактики девиантного поведения у младших школьников. В качестве методов выделяют: диагностический, метод коррекционно-развивающей работы; психосоциальные технологии профилактики; психотерапевтические техники и пр. Как формы выделены: групповые формы; индивидуальные формы; меры ситуативного характера. Как средства профилактики девиантного поведения младших школьников используются: беседа с педагогами, родителями; собрания; социально-психологические тренинги; ролевые игры (с детьми и родителями); консультации (с родителями).
В рамках педагогической работы необходим комплексный подход к проблеме профилактики девиантного поведения младших школьников. Необходимо проводить социально-педагогическую работу с детьми по организации досуга, просвещению, а также работу с семьей ребенка, направленную на создание благоприятного социально-психологического климата в семье, повышение психолого-педагогических знаний родителей и пр.
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности разработанных методов и средств профилактики девинатного поведения младших школьников
3.1. Характеристика диагностических методов
Существует ряд социально-психологических методик, направленных на выявление склонности к девиантным проявлениям поведения, акцентуированных черт характера (часто связанных с проявлением девиантности) и пр. Можно выделить следующие методики: «Патахарактерологический опросник» А.Е.Личко, опросник К.Леонгарда и пр. однако эти опросники предназначены для взрослых или адаптированы для подростков, однако они неприменимы к младшим школьникам. Нам не удалось найти комплексную методику определения склонности к девиантности младших школьников, поэтому мы прибегли к диагностике основных аспектов, влияющих на появление девиантности у младших школьников:
- проблемность учебно-познавательной деятельности;
- проблемы в общении со сверстниками;
- неблагополучность семейной ситуации.
Таким образом, нами была проведена опытно-экспериментальная работа по диагностике социально-психологических особенностей школьников.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ СШ № ___ г. _________. Выборку составили младшие школьники в возрасте от 8 до 10 лет (параллели 2-го и 3-го класса). Всего в исследовании приняло участие 94 школьника и 94 взрослых человека - их родители. В целом выборка составила 188 человек.
В качестве методов диагностики склонности младших школьников к девиации выступили следующие методики:
- опрос учителей (предназначен для получения общей информации о ребенке и его семье);
- метод экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности ребенка (МЭДОС) – предназначен для выявления проблем в учебно-познавательной, социальной сферах жизни ребенка;
- КРС (Кинетический рисунок семьи) – предназначена для выявления внутрисемейной ситуации.
Рассмотрим подробнее методики.
1. Опрос учителей. В опросе учителям предлагалось по пятибалльной шкале определить степень «трудности» ребенка и степень «неблагополучности» его семьи, учитывая, что 1 балл выражает максимально благополучную ситуацию в семье и наиболее «непроблемного» ребенка.
2. МЭДОС. Метод экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности ребенка определяет наличие или отсутствие состояния, выявляет картину основных отклонений и недостатков, вызванных этим состоянием, и примерный уровень этих отклонений.
Диагностически значимыми признаками социально-педагогической запущенности являются:
– нарушение образа «Я», выраженное в неадекватной самооценке и уровне притязаний;
– низкий социальный статус, проявляющийся в неприятиии сверстниками, отвержении родителями и обструкции педагогов;
– трудности и неуспешность в учебной деятельности, связанные с дисгармониями развития социально-педагогического генеза;
– неадекватное поведение в социальных ситуациях;
– гиперсоциализированность и авторитарность педагогов и родителей.
Социально-педагогическая запущенность в рамках метода МЭДОС исследовалась по следующим критериям: СС (свойства самосознания ребенка), СО (свойства общения), СУД (свойство учебной деятельности), ОТ (общая тревожность), ВМ (воспитательный микросоциум), ДР (достоинства ребенка). Исходя из того, на какое количество вопросов относительно каждого ребенка родители и учителя дали утвердительные ответы, определяется степень педагогической запущенности (10-25 % от общего числа вопросов - легкая, 25-50 % - выраженная, 50 и более % - высокая). По шкале ДР социально-педагогическая запущенность диагностировалась следующим образом: нет ответа на 1 вопрос – 10 %, нет ответа на 2 вопроса – 25 %, нет ответа на 3 вопроса – 50 %, нет ответа на 4 вопроса – 100 %.