Файл: "Основные средства, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков в работе учителя начальных классов".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы профилактики девиантного поведения младших школьников

Понятие, причины и проблема девиантного поведения

Выводы по первой главе:

Глава II. Содержание направлений социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников

2.1. Направления, формы, методы и средства профилактической работы по предупреждению девиантного поведения у младших школьников

2.2. Содержание профилактической работы с младшими школьниками и их родителями

Выводы по второй главе:

Глава III. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности разработанных методов и средств профилактики девинатного поведения младших школьников

3.1. Характеристика диагностических методов

3.2. Особенности проявления девиантности в контрольной и экспериментальной группе на констатирующем этапе

3.3. Анализ результатов на этапе контрольного эксперимента

Выводы по третьей главе:

Заключение

Список литературы

Задачи:

1) фиксировать случаи нарушений социализации младшего школьника в семьях;

2) диагностировать причины неадекватного поведения этих детей;

3) помочь преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности;

4) занять активную позицию в реабилитации семьи и ребенка;

5) найти адекватные способы и средства социализации и достижении оптимального уровня адаптации ребенка в обществе.

Были выявлены следующие направления социально-педагогической работы с младшими школьниками по профилактике девиантного поведения:

- развитие самосознания,

- формирование навыков общения,

- формирование свойств учебной деятельности,

- установление адекватного социального статуса.

Для достижения цели (осуществления успешной социальной адаптации детей к школе), нами использовались следующие формы работы: беседа, игра, психологические тренинги.

1. Развитие самосознания. В рамках развития самосознания необходимо развитие адекватной самооценки, позитивной самоидентификации ребенка, самоприятие. Для решения этих задач нами использовались следующие формы и методы:

Беседы с социальным педагогом направленные на формирование самоидентификации, позитивного самовосприятия:

- «Мой автопортрет». Цель – формировать позитивное отношение к своей индивидуальности.

Беседа с социальным педагогом, направленная на формирование социально-гражданской позиции:

- «Мое «Я», мои права и мои обязанности». Цель – ознакомить ребенка с неотъемлемыми правами каждой личности и теми, обязанностями, которые на личность налагает общество».

Тренинги:

- «Я интересный». Цель – формировать позитивную самооценку.

- «Это мое». Цель – формирование позитивного самоприятия.

2. Формирование навыков общения. В рамках формирования и развития навыков общения необходимо развитие сопереживания (эмпатии), умения улавливать, понимать чужие состояния, эмоции, умение отвечать адекватными чувствами.

Беседы:

- «Азы общения». Цель – рассказать о позитивных приемах общения и показать их в действии.

Тренинги и игры:

- «Голос и профессии». Цель - обучить разговаривать спокойно, сформировать навык умения регулировать собственные эмоции.

- «Ласковое имя». Цель – обучить вежливому, позитивному общению друг с другом.

- «Зеркало». Цель – развивать умение понимать чужие состояния, эмоции.

3. Формирование свойств учебной деятельности. В рамках формирования свойств учебной деятельности развиваются: уверенность в своих силах, мотивация учения, развитие памяти, внимания.


Беседа:

- «Что такое цель и зачем она нужна?» Цель – формировать целеустремленность у детей.

Тренинги:

- «Я не могу - я могу – я сумею». Цель – развитие уверенности в своих силах.

- «Строим путь к мечте». Цель – дать детям представление о том, что обучение в школе – есть базис для достижения любой цели.

4. Установление адекватного социального статуса. В рамках работы по этому направлению у детей необходимо формировать позитивное отношение к своему социальному статусу и адекватные своему статусу формы поведения.

Беседа с социальным педагогом:

- «Права и обязанности школьника». Цель – осознание детьми их прав и обязанностей.

Беседа:

- «Я в школе». Цель – раскрыть положительные стороны пребывания в статусе школьника.

Игра:

- «Нарисуй школу» Цель – формировать позитивное отношение к статусу ученика.

Тренинги:

- «Тренинг поведения». Цель – научить детей принимать адекватные их статусу и событию формы поведения.

Блок 2. Работа с родителями

Цель – обеспечить информационную и психолого-педагогическую поддержку выхода из кризисной ситуации в семье.

Задачи:

1. На основе анализа структурных и функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов, определить ее структурно-функциональный тип и вместе с тем сделать вывод об уровне социальной адаптации семьи в обществе.

2. Привлечь специализированные учреждения (социальная защита, реабилитационные центры и пр.), чье внимание необходимо для разрешения проблем и ее нужд семьи.

3. Повышение психолого-педагогических знаний родителей, рефлексия опыта взаимоотношений с детьми.

Средствами реализации задач социально-педагогических деятельности с родителями являются тренинги, беседы, рефлексия взаимоотношений с детьми, повышение педагогической культуры родителей. Важное место в деятельности педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей.

Нами выявлены следующие направления работы с родителями детей потенциально склонных к девиантному поведению:

- повышение педагогической компетентности родителей (беседы, тренинги, индивидуальные консультирования);

- оптимизация внутрисемейной ситуации (беседы, тренинги, индивидуальное консультирование);

1. Повышение педагогической компетентности родителей. В рамках этого направления социально-педагогической работы осуществляется оптимизация воспитательной позиции, информирование о методах действенного взаимодействия с детьми.


Беседы:

- «Трудная наука воспитания». Цель – сформировать у родителей серьезное отношение к воспитанию, настроить на работу в этом направлении.

Беседа со специалистами (юрист, социальный педагог):

- «Ребенок: будущий человек или равный?» Цель – сформировать представление о ребенке как о равном члене семьи, гражданине со своими правами и обязанностями.

Тренинги:

- «Модели воспитания». Цель – дать представление об основных моделях воспитания и их действенности.

- Совместный тренинг «Дети и родители». В тренинге принимают участие и дети и родители. Педагог предлагает им «поменяться местами»: родителям принять роль детей, а детям – роль родителей. После этого в парах родители и дети разыгрывают самую «ужасную» ситуацию на тему заданного конфликта, противоречия с позиций ребенка (ставшего на время родителем) и с позиции взрослого, (ставшего на время ребенком).

Индивидуальные консультации социального педагога: социальный педагог, ознакомившись с ситуацией в каждой семье, проводит ряд консультаций, направленных на формирование оптимальной воспитательной позиции, оптимизацию отношений в семье, с учетом индивидуальных особенностей семьи.

2. Оптимизация внутрисемейной ситуации. В рамках этого направления работы осуществляется улучшение внутрисемейных отношений: взаимоотношений, проблемных ситуаций и пр.

Беседа со специалистом (психологом):

- «Психология семьи». Цель – раскрыть особенности влияния (в т.ч. и опосредованного) семейных взаимоотношений на формирование личности ребенка и развитие личностей взрослых членов семьи.

Тренинги:

- «Взаимоотношения». Цель – сформировать позитивную модель взаимоотношений.

- «Ласковое слово». Цель – формировать привычность положительных эмоций во внутрисемейном общении.

Индивидуальные консультации психолога: психолог, ознакомившись с ситуацией в семьях, проводит консультации, направленные на формирование позитивной модели взаимоотношений в семье.

Сроки исполнения программы 5 месяцев.

Таким образом, в рамках профилактической работы необходим комплексный подход к проблеме профилактики. Необходимо проводить социально-педагогическую работу с детьми по организации досуга, просвещению, а также работу с семьей ребенка, направленную на создание благоприятного социально-психологического климата в семье, повышение психолого-педагогических знаний родителей и пр.


Выводы по второй главе:

Выделяют ряд методов, форм и средств профилактики девиантного поведения у младших школьников. В качестве методов выделяют: диагностический, метод коррекционно-развивающей работы; психосоциальные технологии профилактики; психотерапевтические техники и пр. Как формы выделены: групповые формы; индивидуальные формы; меры ситуативного характера. Как средства профилактики девиантного поведения младших школьников используются: беседа с педагогами, родителями; собрания; социально-психологические тренинги; ролевые игры (с детьми и родителями); консультации (с родителями).

В рамках педагогической работы необходим комплексный подход к проблеме профилактики девиантного поведения младших школьников. Необходимо проводить социально-педагогическую работу с детьми по организации досуга, просвещению, а также работу с семьей ребенка, направленную на создание благоприятного социально-психологического климата в семье, повышение психолого-педагогических знаний родителей и пр.

Глава III. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности разработанных методов и средств профилактики девинатного поведения младших школьников

3.1. Характеристика диагностических методов

Существует ряд социально-психологических методик, направленных на выявление склонности к девиантным проявлениям поведения, акцентуированных черт характера (часто связанных с проявлением девиантности) и пр. Можно выделить следующие методики: «Патахарактерологический опросник» А.Е.Личко, опросник К.Леонгарда и пр. однако эти опросники предназначены для взрослых или адаптированы для подростков, однако они неприменимы к младшим школьникам. Нам не удалось найти комплексную методику определения склонности к девиантности младших школьников, поэтому мы прибегли к диагностике основных аспектов, влияющих на появление девиантности у младших школьников:


- проблемность учебно-познавательной деятельности;

- проблемы в общении со сверстниками;

- неблагополучность семейной ситуации.

Таким образом, нами была проведена опытно-экспериментальная работа по диагностике социально-психологических особенностей школьников.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ СШ № ___ г. _________. Выборку составили младшие школьники в возрасте от 8 до 10 лет (параллели 2-го и 3-го класса). Всего в исследовании приняло участие 94 школьника и 94 взрослых человека - их родители. В целом выборка составила 188 человек.

В качестве методов диагностики склонности младших школьников к девиации выступили следующие методики:

- опрос учителей (предназначен для получения общей информации о ребенке и его семье);

- метод экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности ребенка (МЭДОС) – предназначен для выявления проблем в учебно-познавательной, социальной сферах жизни ребенка;

- КРС (Кинетический рисунок семьи) – предназначена для выявления внутрисемейной ситуации.

Рассмотрим подробнее методики.

1. Опрос учителей. В опросе учителям предлагалось по пятибалльной шкале определить степень «трудности» ребенка и степень «неблагополучности» его семьи, учитывая, что 1 балл выражает максимально благополучную ситуацию в семье и наиболее «непроблемного» ребенка.

2. МЭДОС. Метод экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности ребенка определяет наличие или отсутствие состояния, выявляет картину основных отклонений и недостатков, вызванных этим состоянием, и примерный уровень этих отклонений.

Диагностически значимыми признаками социально-педагогической запущенности являются:

– нарушение образа «Я», выраженное в неадекватной самооценке и уровне притязаний;

– низкий социальный статус, проявляющийся в неприятиии сверстниками, отвержении родителями и обструкции педагогов;

– трудности и неуспешность в учебной деятельности, связанные с дисгармониями развития социально-педагогического генеза;

– неадекватное поведение в социальных ситуациях;

– гиперсоциализированность и авторитарность педагогов и родителей.

Социально-педагогическая запущенность в рамках метода МЭДОС исследовалась по следующим критериям: СС (свойства самосознания ребенка), СО (свойства общения), СУД (свойство учебной деятельности), ОТ (общая тревожность), ВМ (воспитательный микросоциум), ДР (достоинства ребенка). Исходя из того, на какое количество вопросов относительно каждого ребенка родители и учителя дали утвердительные ответы, определяется степень педагогической запущенности (10-25 % от общего числа вопросов - легкая, 25-50 % - выраженная, 50 и более % - высокая). По шкале ДР социально-педагогическая запущенность диагностировалась следующим образом: нет ответа на 1 вопрос – 10 %, нет ответа на 2 вопроса – 25 %, нет ответа на 3 вопроса – 50 %, нет ответа на 4 вопроса – 100 %.