Файл: "Основные средства, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков в работе учителя начальных классов".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы профилактики девиантного поведения младших школьников

Понятие, причины и проблема девиантного поведения

Выводы по первой главе:

Глава II. Содержание направлений социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников

2.1. Направления, формы, методы и средства профилактической работы по предупреждению девиантного поведения у младших школьников

2.2. Содержание профилактической работы с младшими школьниками и их родителями

Выводы по второй главе:

Глава III. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности разработанных методов и средств профилактики девинатного поведения младших школьников

3.1. Характеристика диагностических методов

3.2. Особенности проявления девиантности в контрольной и экспериментальной группе на констатирующем этапе

3.3. Анализ результатов на этапе контрольного эксперимента

Выводы по третьей главе:

Заключение

Список литературы

Введение

Каждому обществу свойственны такие формы социальных отклонений и в тех масштабах, какие вытекают из конкретно-исторических условий его существования - социальных, экономических, политических, нравственных и пр. Объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка. В этом отношении склонность к девиантному поведению детей определяет не только настоящее состояние общества, но и его будущее. Исследования же девиантного поведения и форм его профилактики в связи с этим представляет наиболее актуальную задачу современной педагогики, психологии и социологии.

Однако современные педагогические науки (социальная педагогика, педагогическая психология и пр.) в основном рассматривают проблему девиантности применительно к подростковому возрасту. Это вполне понятно, поскольку именно в подростковом возрасте девиантные проявления выражены наиболее ярко. Однако очевидно, что девиантные модели поведения не возникают в подростковом возрасте стихийно, без предпосылок. Предпосылки возникновению девиаций в подростковом и юношеском возрасте формируются в предыдущем возрастном периоде: младшем школьном детстве. В младшем школьном возрасте ребенок претерпевает значительные нагрузки, связанные с рядом психофизиологических и социальных изменений в его жизни, нередко именно в этот период развиваются неврозы и психопатии, ложащиеся в основу девиации, особенно если трудностям этого периода сопутствуют внутрисемейные проблемы. Таким образом, предпосылки девиантности личности можно видеть уже в младшем школьном возрасте. Поэтому именно с этой возрастной группой необходимо начинать профилактическую работу по предотвращению формирования девиантных моделей поведения.

Проблема девиантного поведения достаточно изучена в современной науке. Мы можем выделить следующих исследователей в области психологии, обращавшихся к этой проблеме: М.А. Астахов, Л.А. Колмаков, А.Е. Личко, В.А.Петровский, А.В. Порезов и пр.

Психология девиантного поведения затронута также и в социологических исследованиях Н.И.Анчуковой, Н.Геннеберг, Я.И.Гилинскиого, В.В.Гульдана, С.И.Дмитриевой, Т.И.Заславской, Е.В.Змановской, С.М.Иншакова, В.Т.Кондрашенко П.Д.Павленка, И.П.Подласым и др.

В целом проблема профилактики различных форм девиантного поведения является довольно хорошо изученной и рассмотренной проблемой. В этом направлении работали Н.И.Анчукова, М.А.Галагузова Н.Геннеберг, Е.В.Змановская, И.П.Подласый и др.


Объект исследования – девиантное поведение младших школьников.

Предмет исследования – формы, методы и средства профилактики девиантного поведения младших школьников.

Цель исследования: Изучение форм, методов и средств, а также особенностей организации профилактической работы по предотвращению девиантного поведения у младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Изучение феномена девиантного поведения.
  2. Выявление особенностей проявления девиантности у младших школьников.
  3. Изучение форм, методов и средств профилактической работы с младшими школьниками.
  4. Анализ содержания и основных направлений профилактической работы по предотвращению девиантного поведения у младших школьников.
  5. Практическое изучение эффективности профилактической работы, направленной на предотвращение девиантного поведения у младших школьников.

Глава I. Теоретические основы проблемы профилактики девиантного поведения младших школьников

Понятие, причины и проблема девиантного поведения

Девиантное поведение, в широком смысле понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, педагогов, социальных психологов. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. «Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций» [9, 23]. Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль естественного регулятора общественных и межличностных отношений.


Н.И.Анчукова дает такое определение девиантному поведению: «девиантное поведение – это поведение, носящее характер отклонения от принятых в обществе норм. Чаще всего это отклонение от правовых и нравственных норм» [4, 57].

Я.И.Гилинский раскрывает содержание понятия девиантное поведение следующим образом: «под девиантным (лат. deviatio – уклонение) поведением понимаются:

1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);

2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально
установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)» [9, 26-27].

В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.

П.Д. Павленком выделены следующие формы девиантного поведения: наркомания; алкоголизм; проституция (половая распущенность); суицидальное поведение; бродяжничество; правонарушения [22, 262].

Девиантное поведение подразделяется на две группы

1.Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером.

2.Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии - пьянство, наркомания, бродяжничество и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.

Для профессиональной организации профилактической работы необходимо выделить основные причины возникновения склонности к девиантному поведению у детей.

Б.Ф. Окунев выделяет два вида факторов, определяющих рассматриваемую нами склонность.

Факторы внешние и социальные. Это - обширные и быстрые социальные изменения в обществе, потеря культурных ценностей, неуверенность в будущем дне, безработица, незащищенность, снижение авторитета власти. В результате у детей складывается мнение, что будущее неопределенно и очень плохо.

Факторы личностные и семейные. Это изменение распределения семейных ролей, безнадзорность, семейные неурядицы, материальный крах, озабоченность будущим, возрастающий темп разводов. Отсюда - психически нездоровые дети. У них наблюдаются неврозы, психопатии, депрессии, замкнутость. Они испытывают потребность общественного признания, желание войти в любую группу, так как отсутствуют семейные, родственные, национальные, религиозные убеждения, отвержение семейных ценностей и идеалов, духовности, честности, справедливости, отсутствие представлений о смерти, как продолжении жизни, недостаток жизненного опыта [21, 9-10].


Ряд исследователей отмечают существенную роль психофизиологических факторов в развитии девиантной модели поведения.

Так Н.И.Анчукова [4] отмечает, что отклонения в психическом и физиологическом развитии значительно влияют на возможность возникновения девиантного поведения у ребенка. К таким отклонениям автор относит:

а) низкий уровень интеллекта от рождения или как результат черепно-мозговой травмы;

б) эмоционально обусловленные отклонения эмоционально-волевой сферы, в результате которых проявляется повышенная возбудимость, аффекты, импульсивность, жажда наслаждений, злорадство, деспотизм, бродяжничество и пр.;

в) незавершенность процесса формирования личности, в результате которого возникаю сложности во взаимоотношениях со сверстниками.

Г.М. Энтин отмечает, что «некоторое значение для возникновения девиантного поведения (в частности таких его форм, как алкоголизм, наркомания, а также суицидальное поведение) оказывает биологический фактор [29, 14].

Значение психофизиологического фактора подчеркивает и Е.С.Скворцова, по ее мнению к психофизиологическим причинам возникновения девиантности относятся: «злоупотребле­ние спиртным родителями до рождения ребенка, ослож­ненное течение беременности, родовые травмы (асфик­сия), сотрясение мозга и наличие психических расстройств у ребенка, наследственная отягощенность в отношении психических болезней» [27, 29-30].

Существенное влияние на формирование девиантной модели поведения ребенка оказывает семья. Семья, по мнению Я.И.Гилинского, играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Именно в семье личностью усваиваются основные правила и нормы поведения, вырабатывается стереотип отношения к окружающему миру. Небла­гополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подавляющее большинство детей в возрасте до 14 лет (90 %) [9, 21], склонных к девиантному поведению и психическим крайностям: вплоть до суицида, живут в со­циально и психологически неустойчивых, неблагополучных семьях. Связано это, прежде всего, с девиантным поведением одного или обоих родителей и напряженными конфликтными взаимоотношениями между членами семьи.

«В каждой второй семье детей, - пишет В.В.Гульдан, - склонным к девиантному поведению, имеется «ненормальная» психологическая обстановка дома: между родителями происходят постоян­ные ссоры, скандалы и даже случаются драки. В дру­гих 30 % семей взаимоотношения между родителями но­сят переменный характер: то спокойные, ровные, то кон­фликтные, напряженные. В обоих случаях нездоровый психологический климат отрицательно сказывается на де­тях, порождая в душе ребенка (подростка) отчуждение от семьи, родного дома. Атмосфера постоянного психологического дискомфорта выталкивает детей на улицу, отдавая под покровительство сомнительных друзей, тем более, что в такой обстановке родителям часто бывает не до них» [3, 91].


Исследования Р.Блэкборна, направленные на сравнение семейной среды детей с девиантным и нормальным поведением показывает, что девианты часто растут в неблагоприятных условиях [7, 23]. На формирование асоциального поведения, влияет ряд аспектов семьи. В первую очередь – семейное воспитание.

Складывающиеся в каждой семье методы воспитания детей представляют собой определенную совокупность вариантов родительского поведения, способствующего развитию ребенка. А.Бандура установил, что родители детей с девиантным поведением часто использовали насмешки и физическое наказание, тогда как родители детей с нормальным поведением больше полагались на индукцию и лишение любви [6, 163].

По мнению Р.Паттерсона, важное значение для развития девиантных форм поведения имеет непоследовательность воспитательных действий родителей. В подтверждение этой мысли Паттерсон приводит следующий пример. «Мать чаще уделяет внимание девиантному поведению ребенка и чаще взаимодействует с ним по поводу такого поведения, реагируя на проступки «ворчанием», содержащим угрозы, которые никогда не исполняются. Агрессивное поведение ребенка положительно подкрепляется привлечением к себе родительского внимания и вовлечением родителя во взаимодействие, а также отрицательно подкрепляется в тех случаях, когда родительское наказание прерывается контрнаступлением ребенка. Помимо того, что родитель подает ребенку пример агрессивного поведения, он подкрепляет принуждающий стиль поведения ребенка, который затем распространяется на другие ситуации в семье и за ее пределами» [23, 54]. Паттерсон, таким образом, подчеркивает, что именно применение суровых, но непоследовательных наказаний, а не сами по себе наказания, отличает девиантные семьи.

Девиантность, по мнению А.Бандуры, связана с недостатком участия и поддержки со стороны родителей и, как свидетельствуют сами дети, с «постоянными конфликтами между родителями и детьми, низким доверием родителей к детям и отсутствием близких взаимоотношений» [6, 170].

Немаловажным аспектом, влияющим на возникновение девиантного поведения, может стать распад семьи. Уже давно отмечено, что отклонения в поведении у детей чаще возникают в неполных семьях. Однако ряд исследователей (А.Е.Личко, Р.Блэкборн и др.) отмечают, что нельзя переоценивать фактор неполноты семьи, при анализе проблемы развития девиантности. Значительную роль играют все же отношения с имеющимся родителем. Таким образом, существует, скорее всего, умеренное влияние отсутствия одного из биологических родителей на девиантность, однако мальчики из семей без отца, пишет Э.Хэнсон, более агрессивны и имеют более низкий уровень морального развития [28, 75]. Важным фактором, влияющим на развитие девиантности у ребенка является родительская девиантность. Как отмечает Р.Блэкборн, «дети с девиантным поведением чаще, чем дети без поведенческих отклонений, имеют асоциальных родителей» [6, 52].