Файл: "Основные средства, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков в работе учителя начальных классов".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы профилактики девиантного поведения младших школьников

Понятие, причины и проблема девиантного поведения

Выводы по первой главе:

Глава II. Содержание направлений социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников

2.1. Направления, формы, методы и средства профилактической работы по предупреждению девиантного поведения у младших школьников

2.2. Содержание профилактической работы с младшими школьниками и их родителями

Выводы по второй главе:

Глава III. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности разработанных методов и средств профилактики девинатного поведения младших школьников

3.1. Характеристика диагностических методов

3.2. Особенности проявления девиантности в контрольной и экспериментальной группе на констатирующем этапе

3.3. Анализ результатов на этапе контрольного эксперимента

Выводы по третьей главе:

Заключение

Список литературы

Девиантное поведение – есть поведение, отклоняющееся от социальной нормы. На склонность к девиантному поведению влияют макро и микро социальные факторы. К первым относятся: нестабильная ситуация в стране, отсутствие четко выраженной идеологической позиции общества, предоставляющие формирующуюся личность многочисленным внешним влияниям; ко вторым – семейная ситуация, которая может быть явно неблагоприятной и скрыто неблагоприятной (когда во внешне благоприятной семье отсутствует связь между родителями и детьми, или же эта связь носит формальный или негативный характер). Также возникновению девиантного поведения способствует наличие большого количества неконтролируемого свободного времени ребенка.

Свойственные для младшего школьного возраста девиантные эмоциональные состояния (напряженность, тревожность, депрессия) и способы взаимодействия с окружающими (требовательность, властность, мстительность) способствуют формированию уже в подростковом возрасте ряда девиантных моделей поведения – правонарушения, алкоголизм, бродяжничество и пр. Поэтому уже в младшем школьном возрасте необходима профилактика детских девиаций. Учитывая, что большинство эмоциональных состояний и форм поведения берут начало в семейном воспитании, взаимодействии детей с родителями, важным объектом профилактической работы должна стать семья младшего школьника.

Выделяют ряд методов, форм и средств профилактики девиантного поведения у младших школьников. В качестве методов выделяют: диагностический, метод коррекционно-развивающей работы; психосоциальные технологии профилактики; психотерапевтические техники и пр. Как формы выделены: групповые, индивидуальные формы; меры ситуативного характера. Как средства профилактики используются: беседа с педагогами, родителями; собрания; социально-психологические тренинги; ролевые игры; консультации.

В рамках педагогической работы необходим комплексный подход к проблеме профилактики девиантного поведения младших школьников. Необходимо проводить педагогическую работу с детьми по организации досуга, просвещению, а также работу с семьей ребенка, направленную на создание благоприятного социально-психологического климата в семье, повышение психолого-педагогических знаний родителей и пр.

Проведя практическое исследование с младшими школьниками мы можем выделить следующие проблемы социального и психологического характера у детей со склонностью к девиантному поведению: неразвитость свойств самосознания, общения, учебной деятельности младших школьников, что влечет за собой повышенную тревожность в школе; проблемность воспитательной модели в семьях: невозможность установления оптимальной межличностной дистанции между детьми и родителями, прибегание к жестким авторитарным методам воспитания, излишняя инфантилизация ребенка; негативное восприятие ребенком внутрисемейной ситуации: повышенные конфликтность, враждебность в семейной ситуации и, как следствие, повышенная тревожность и чувство неполноценности ребенка.


Опираясь на выявленные в результате исследования проблемы, мы выделяем следующие направления социально-педагогической работы: с родителями (информирование о наиболее приемлемых и действенных педагогических приемах, педагогические, психологические консультации, оптимизация отношений между детьми и родителями, минимизация конфликтности, враждебности внутрисемейной ситуации); с детьми из неблагополучных детей (формирование навыков общения, организация досуга; формирование свойств учебной деятельности, установление адекватного социального статуса).

Список литературы

  1. Агупова, Е.Н. Профилактическая работа с младшим школьником и его семьей / Е.Н.Агупова. – М.: Мозаика-синтез, 2014. – 279 с.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. – М.: Владос, 2008. – С. 331-348.
  3. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И.Антонов, В.М.Медков. – М.: Алма-Матер, 2014. – 233 с.
  4. Анчукова, Н.И. Содержание педагогической деятельности социального работника / Н.И.Анчукова. – М.: Мирт, 2016. – 266 с.
  5. Асеев, В.Г. Младший школьный возраст / В.Г.Асеев // Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2009. – С. 90-118.
  6. Бандура, А. Социально-когнитивная теория / А.Бандура // В кн.: Психология личности. – М.: Либроком, 2012. - С. 154-187.
  7. Блекборн, Р. Семейные и социальные корреляты преступности / Р.Блекборн // Вопросы психологии. – 2015. - № 2. – С. 53-62.
  8. Геннеберг, Н. Девиантное поведение: типы и профилактика / Н.Генеберг. – М.: Владос, 2013. – 169 с.
  9. Гилинский, Я.И. Психология девиантного поведения / Я.И.Гилинский. – М.: Континент, 2014. – 221 с.
  10. Гончарова, Т.П. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т.П.Гончарова // Народное образование. – 2015. - №6. – С. 161-170.
  11. Змановская, Е.В. Психология девиантного поведения несовершеннолетних / Е.В.Змановская. – М.: Владос, 2010. – 223 с.
  12. Исаева, М.А. Вопросы профилактики девиантного поведения учащихся / М.И.Исаева. – М.: Владос, 2016. – 239 с.
  13. Корнилова, Т.В. Факторы психологического неблагополучия школьников / Т.В.Корнилова. – СПб.: Петрополис, 2014. – 178 с.
  14. Кузнецова, Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В.Кузнецова. – М.: Академия, 2008. – 278 с.
  15. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К.Леонгард. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2013. – 261 с.
  16. Личко, А.Е. Психология девиантного поведения подростков / А.Е.Личко. – М.: Рек-Тайм, 2010. – 201 с.
  17. Майтова, В.М. Исповедь матери бывшего наркомана: Как защитить детей от наркотиков. / В.М.Майтова. – М.: Контекст, 2013. – 180 с.
  18. Макагонова, В.Н. Профилактическая работа с младшими школьниками / В.Н.Макагонова. – М.: Академия, 2014. – 283 с.
  19. МакКорд, М. Семьи делинквентных детей: анализ исследования / М.МакКорд. – М.: Прайм-Тайм, 2006. – 143 с.
  20. Мир детства: Младший школьник. / Отв. Ред. В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 1981. – 384 с.
  21. Окунев, Б.С. Наркотики: Практическое руководство по проведению профилактики среди подростков / Б.С.Окунев. – Самара, 1998.
  22. Павленок, П.Д. Основа социальной работы: Учебник / П.Д.Павленок. – М.: Владос, 2013. – 298 с.
  23. Паттерсон, Р. Истоки девиантности / Р.Паттерсон. – М.: Либроком, 2015. – 282 с.
  24. Петровский, В.А. Психология неадаптивной личности / В.А.Петровский. – М.: Перспектива, 2012. – 194 с.
  25. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И.П.Подласый. – M.: Мозаика-Синтез, 2014. – 298 с.
  26. Порезов, А.В. Психология девиантного поведения / А.В.Порезов. – М.: Трансцендент, 2007. – 229 с.
  27. Скворцова, Е.С. Алкоголь, женщины, подростки / Е.С.Скворцова. - М.: Медицина, 1988. – 244 с.
  28. Хенсон, Э. Проблемы детской криминализации / Э.Хенсон. – М.: Развитие, 2011. – 278 с.
  29. Энтин, Г.М. Борьба с вредными привычками / Г.М.Энтин. – М.: Здоровье, 1986. – 212 с.