Файл: "Основные средства, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков в работе учителя начальных классов".pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические основы проблемы профилактики девиантного поведения младших школьников
Понятие, причины и проблема девиантного поведения
2.2. Содержание профилактической работы с младшими школьниками и их родителями
3.1. Характеристика диагностических методов
Степень социальной запущенности в целом определялась нами по среднему значению педагогической запущенности, полученному путем выявления среднего процента по всем шкалам.
Для получения достоверной информации, охватывающей не только мнение родителей относительно ребенка и воспитательной модели семьи, социальная запущенность выявлялись нами также в совокупности результатов МЭДОСа с данными опроса учителей. При этом результаты опроса также были переведены в проценты (1 балл – 0 %; 2 – 25 %; 3 – 50 %; 4 – 75 %; 5 – 100 %). При этом субъективность суждений родителей или учителей минимизировалась. Таким образом, средний процент социальной запущенности состоит из среднего процента по всем шкалам МЭДОСа и среднего процента оценки учителями социально-педагогической запущенности ребенка и неблагополучности семьи.
3. КРС – кинетический рисунок семьи. Тест КРС предполагает выявление внутрисемейных проблем, которые в значительной степени влияют на формирование социальной запущенности, негативных черт личности ребенка и осложняют и замедляют социализацию и адаптацию его к школе.
Ребенку предлагается нарисовать свою семью так, чтобы члены ее были чем-либо заняты. При анализе рисунка выявляются следующие аспекты семейных взаимоотношений:
- благоприятная семейная ситуация (max – 1,2). О высокой благоприятности семейной ситуации свидетельствует количество баллов 1-1,2, о средней благоприятности семейной ситуации свидетельствует количество баллов от 0,7 до 0,9. Количество баллов 0,6 и ниже говорит о неблагоприятной семейной ситуации, причем количество баллов 0,3 и менее – о крайне неблагоприятной семейной ситуации.
- тревожность ребенка (max – 0,8). О высокой тревожности свидетельствует количество баллов 0,7 - 0,8; о средней тревожности – 0,4-0,6; о низкой тревожности – 0,2-0,3; об отсутствии тревожности – 0-0,1.
- конфликтность в семье (max – 1,6). О высокой степени конфликтности говорит количество баллов 1,2-1,6; о средней степени конфликтности – 0,8 – 1,1; о низкой конфликтности – 0,3-0,7; и об отсутствии конфликтности 0-0,2.
- чувство неполноценности в семейной ситуации (max – 1,1). О высоком показателе чувства неполноценности говорит количество баллов 0,9-1,1; о среднем – 0,6-0,8; о низком – 0,2-0,5; об отсутствии чувствования себя неполноценным в семье говорит количество баллов 0-0,1.
- враждебность в семейной ситуации (max – 1). О высоком показателе враждебности говорит количество баллов 0,8-1; о среднем – 0,5-0,7; о низком – 0,2-0,4; об отсутствии враждебности в семье говорит количество баллов 0-0,1.
Степень склонности к девиантности определялась нами по совокупности показателей. Нами выделено две степени склонности к девиантности:
1. Отсутствие склонности к девиантности или слабая степень склонности (неблагоприятность семейной ситуации и социальная запущенность ребенка по МЭДОСу и опросу учителей не превышает 25 %; не более чем по одной шкале КРС показатели опускаются ниже среднего уровня).
2. Высокая степень склонности к девиантному поведению (неблагоприятность семейной ситуации и социальная запущенность ребенка по МЭДОСу и опросу учителей превышает 25 %; по двум или более шкалам КРС показатели опускаются ниже среднего уровня).
На этом основании нами было выявлено 13 детей с выраженной степенью склонности к девиантному поведению. Также из оставшейся группы детей было выбрано 13 человек, которые составили контрольную группу, необходимую для сравнительного анализа.
3.2. Особенности проявления девиантности в контрольной и экспериментальной группе на констатирующем этапе
Проанализируем особенности поведенческих отклонений детей с выраженной степенью склонности к девиантному поведению.
Таблица 1. Результаты диагностики социально-педагогической запущенности младших школьников
Формы повед. отклонений Шкалы |
СС |
СО |
СУД |
ОТС |
ОТУ |
ВМ |
|
Дети со склонностью к девиации |
невыраженные поведенческие отклонения |
1 |
2 |
3 |
6 |
4 |
1 |
8 % |
15 % |
23 % |
46 % |
31 % |
8 % |
||
выраженные поведенческие отклонения |
8 |
9 |
7 |
7 |
3 |
9 |
|
61 % |
70 % |
54 % |
54 % |
23 % |
71 % |
||
Высокая степень поведенческих отклонений |
4 |
2 |
3 |
0 |
6 |
3 |
|
31 % |
15% |
23% |
0 % |
46 % |
23 % |
||
Контрольная группа |
невыраженные поведенческие отклонения |
11 |
13 |
13 |
11 |
10 |
10 |
85 % |
100 % |
100 % |
85 % |
77 % |
77 % |
||
выраженные поведенческие отклонения |
2 |
0 |
0 |
2 |
2 |
3 |
|
15 % |
0 % |
0 % |
15 % |
15 % |
23 % |
||
Высокая степень поведенческих отклонений |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
|
0 % |
0 % |
0 % |
0% |
8 % |
0 % |
Как видно из таблицы 1, по всем показателям поведенческих особенностей дети с выраженной склонностью к девиантному поведению значительно превосходят остальных детей. Особенно тревожны показатели СС (свойства самосознания), СО (сформированность общения), СУД (свойства учебной деятельности), ОТУ (тревожность ребенка в школе), ВМС (воспитательный микросоциум семьи).
СС (свойства самосознания). По этой шкале лишь у 8 % детей со склонностью к девиациям не выражены поведенческие отклонения. Остальные дети в 61 и 31 % случаев испытывают (соответственно) средние и существенные сложности с идентификацией, самооценкой и самоприятием. Для сравнения, в контрольной группе выраженные поведенческие отклонения по этой шкале всего 15 %.
СО (сформированность общения). В группе детей с выраженной склонностью к девиации у 15 % детей (обнаруживших сильные поведенческие отклонения) не сформированы навыки общения, в связи с чем не удовлетворены потребности в общении и занят низкий социальный статус. Еще у 70 % детей проблемы общения, хоть и не столь обострены, но значительны и лишь у 15 % детей со склонностью к девиации отсутствуют проблемы в общении. В контрольной группе выраженной проблематики общения не выявлено.
СУД (свойства учебной деятельности). Лишь у ¼ детей с выраженной склонностью к девиантности не отмечается проблем в учебной деятельности. У 54 и 23 % значительны и очень значительны (соответственно) проблемы в области мотивации, целенаправленности учения, познавательной активности.
ОТС (тревожность ребенка в семье). Более чем у половины детей с выраженной склонностью к девиации (54%) отмечаются выраженные поведенческие отклонения по данной шкале, проявляющиеся в повышенной тревожности в семейной ситуации, в то время как повышенная тревожность в семейной ситуации у детей контрольной группы отмечается лишь у 15% школьников.
ОТУ (тревожность ребенка в школе). Из предыдущего пункта естественным образом вытекает высокая тревожность ребенка в школе. При этом 46 % детей со склонностью к девиантному поведению чувствуют себя некомфортно в школе (в силу слабости учебной деятельности они, не справляясь с программой, остаются «за бортом» учебного процесса и школы как социального института). 23 % детей со склонностью к девиациям также испытывают некоторые трудности с адаптацией в школе. Однако, чуть более 1/3 детей со склонностью к девиациям (31%) не испытывают тревожности в школьной ситуации. Впрочем, у детей контрольной группы по этой шкале также отмечается некоторая проблемность (в их группе) – 15 % детей испытывают некоторую тревожность и 8 % - значительные проблемы. Поэтому, эта ситуация может быть объяснена типичной проблемой адаптации ребенка младшего школьного возраста к школе, несколько затянувшейся в нашем случае. При этом очевидно, что неблагополучность семьи, оказывает негативное влияние на процесс адаптации, затягивая ее.
ВМ (воспитательный микросоциум семьи). У 23 % детей со склонностью к девиантному поведению дома высоко неблагоприятные психосоциальные условия, у 71 % - выражено неблагоприятные условия и лишь у 8 % (1 ребенка) - внутрисемейные условия благоприятны (по показаниям родителей), однако прочие показатели говорят о выраженной степени поведенческих отклонений ребенка и значительной неблагоприятности семейной ситуации. Впрочем, у детей из контрольной группы, также отмечается некоторая проблемность по этой шкале: только 77 % детей растут в благоприятных социально-психологических условиях, 23 % - не совсем в неблагоприятных.
Исходя из этого, мы можем заключить, что социально-педагогическая деятельность по профилактике младших школьников с выраженной склонностью к девиантному поведению должна включать в себя работу, направленную на формирование навыков общения, формирование свойств учебной деятельности младших школьников (уровень тревожности в школе, по нашему мнению, является зависимым показателем – связан с формированием свойств учебной деятельности и навыков общения); работу по оптимизации воспитательных приемов с родителями детей.
Рассмотрим результаты теста КРС (таблица 2).
Таблица 2. Результаты диагностики восприятия детьми их семьи и внутрисемейных отношений (методика КРС).
Шкалы Оценка ребенка |
Благопр. семейная ситуация |
Тревожн. ребенка |
Конфликтн. в семье |
Чувство неполноц. ребенка |
Враждебн. в семейной ситуации |
|
Дети со склонностью к девиации |
Высокая |
1 |
5 |
1 |
3 |
5 |
8% |
38,5% |
8% |
23% |
39% |
||
Средняя |
3 |
5 |
8 |
5 |
6 |
|
23% |
38,5% |
61% |
38,5% |
46% |
||
Низкая |
7 |
3 |
4 |
5 |
2 |
|
54% |
23% |
31% |
38,5% |
15% |
||
Очень низкая |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
15% |
0% |
0% |
0% |
0% |
||
Контрольная группа |
Высокая |
3 |
1 |
1 |
0 |
1 |
23% |
8% |
8% |
0% |
8% |
||
Средняя |
8 |
6 |
3 |
2 |
4 |
|
62% |
46% |
23% |
15% |
30% |
||
Низкая |
2 |
6 |
8 |
10 |
7 |
|
15% |
46% |
61% |
77% |
54% |
||
Очень низкая |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
|
0% |
0% |
8% |
8% |
8% |
Как видно из таблицы 2, значительные различия между ощущением себя в семейной ситуации между детьми со склонностью к девиации и детьми контрольной группы мы можем отметить по всем шкалам. Если принимать четыре предложенные градации как полярные, можно выделить два полюса ощущения себя в семье детьми: положительный (высокие и средние показатели по шкале «благоприятность в семейной ситуации» и низкие и очень низкие по всем остальным шкалам) и отрицательный (низкие и очень низкие показатели по шкале «благоприятность в семейной ситуации» и высокие и средние по всем остальным шкалам).
Исходя из этого, особую проблемность у детей со склонностью к девиации мы можем отметить по шкалам:
- благоприятность в семейной ситуации: положительная ситуация отмечается нами в 31 % случаев, в то время как в 69 % семей внутрисемейная ситуация детьми оценивается отрицательно (в контрольной группе эти показатели 85 и 15 % соответственно);
- тревожность в семье: повышенная тревожность отмечается в 77 % случаев у детей со склонностью к девиантным моделям поведения; впрочем, у детей из нормальных семей тревожность также высока – повышенная тревожность отмечается в 54 % случаев;
- конфликтность в семье: повышенная конфликтность в семьях детей со склонностью к девиации отмечается в 69 % случаев, в то время как в нормальных семьях повышенная конфликтность наблюдается лишь в 31 % семей;
- чувство неполноценности ребенка в семейной ситуации: в семьях детей со склонностью к девиации у 77 % детей отмечается чувство неполноценности в семье, в нормальных семьях такое чувство встречается лишь у 15 % детей;
- враждебность в семейной ситуации: в группе детей со склонностью к девиантному поведению чувство враждебности в семейной ситуации отмечается в 85 % случаев, в контрольной группе враждебность в семейной ситуации можно отметить в 38 % случаев.
По нашему мнению, у детей со склонностью к девиантному поведению такие показатели, как чувство неполноценности и тревожность ребенка являются следствиями конфликтности, враждебности и неблагоприятности семейной обстановки. В виду этого, необходимо в социально-педагогической работе с родителями оптимизировать внутрисемейную ситуацию: минимизировать конфликтность, враждебность, создавать условия для улучшения внутрисемейной ситуации.
Таким образом, мы можем выделить следующие проблемы социального и психологического характера у детей со склонностью к девиантному поведению:
- Неразвитость свойств самосознания, общения, учебной деятельности младших школьников, что влечет за собой повышенную тревожность в школе.