Файл: "Основные средства, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков в работе учителя начальных классов".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы профилактики девиантного поведения младших школьников

Понятие, причины и проблема девиантного поведения

Выводы по первой главе:

Глава II. Содержание направлений социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников

2.1. Направления, формы, методы и средства профилактической работы по предупреждению девиантного поведения у младших школьников

2.2. Содержание профилактической работы с младшими школьниками и их родителями

Выводы по второй главе:

Глава III. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности разработанных методов и средств профилактики девинатного поведения младших школьников

3.1. Характеристика диагностических методов

3.2. Особенности проявления девиантности в контрольной и экспериментальной группе на констатирующем этапе

3.3. Анализ результатов на этапе контрольного эксперимента

Выводы по третьей главе:

Заключение

Список литературы

В исследовании Т.В.Корниловой рассматриваются различные проявления отклоняющегося поведения и анализируются причины, их вызвавшие. Семейное неблагополучие, школьная дезадаптация, такие травматические события, как развод родителей, жестокое обращение с ребенком в семье и вне семьи - эти факторы выступают на первый план при обсуждении нарушенной «социальной экологии» как условий жизни подростка. Тенденции криминализации подростковой среды рассматриваются в связи с такими факторами, как проживание ребенка в неполной семье, из-за чего он лишается необходимых моделей поведения для множества ситуаций [13, 110].

Факторы семейного неблагополучия (состав семьи, отношения в семье) и нарушенной родительской практики (лишение родительских прав, проживание с другими взрослыми - не родителями) значимо влияют на показатель девиантного поведения. Так, в исследовании Т.В.Корниловой, наиболее значимыми для развития девиантного поведения выявлены следующие факторы: факторы неполной семьи и лишения родительских прав, факторы «жестокое обращение с подростком» и «алкоголизация в семье» [13, 117-118].

Таким образом, семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование девиантности детей.

Еще одним фактором возникновения моделей девиантного поведения является наличие большого количества неконтролируемого свободного времени. Е.С.Скворцова отмечает, что для девиантных детей характерно неумение содержательно проводить свой досуг. Е.С.Скворцова затрагивает в своем исследовании преимущественно подростков. Из всех обследован­ных подростков ею девиантных только 16% занимались в спортивных секциях, а 9% - в кружках. Остальные или вообще не занимались в спортивных секциях и круж­ках, или делали такие попытки, но очень быстро «осты­вали». У подавляющего большинства девиантных подростков нет и каких-либо индивидуальных увлечений. Лишь 13% из рассматриваемой категории подростков смогли назвать свое хобби, как правило, примитивно-собирательного характера. Девиантные подростки мало читают, причем 19% из них книгами вообще не интересуются. Почти никто из девиантных подростков не занимается общественной работой (98%) [27, 25-28]. Однако полученные данные свидетельствуют о том, что подростки, являющиеся девиантными в предыдущий возрастной период (младшее школьное детство) скорее всего не приобрели навыков социально-полезного времяпрепровождения, организации собственного времени. Поэтому наличие большого количества неконтролируемого свободного времени можно назвать одной из причин развития девиантности уже в младшем школьном возрасте.


Таким образом, девиантное, асоциальное, т.е. отклоняющееся от нормы поведение в основном представлено в следующих формах: наркомания, алкоголизм, проституция (половая распущенность), суицидальное поведение, бродяжничество, правонарушения и пр. Выделяют две группы девиантного поведения: отличающегося от нормы психологического здоровья и отличающееся от морально-этических норм общества. Девиантное поведение первой группы обусловлено в основном серьезными психофизическими расстройствами, девиантное поведение второй группы преимущественно возникает в результате нарушения социального развития или сочетания незначительных психических отклонений и нарушения социального развития (социализации в некоторых социальных институтах).

    1. Особенности девиантного поведения младших школьников

Основой для определения возрастных границ периода младшего школьного детства служит время обучения детей в начальных классах. До недавнего времени в нашей стране младший школьный возраст охватывал период от 7 до 9-10 лет (обучение в I – III классах). Сейчас же, в связи с переходом в некоторых школах к обучению с 6 лет и четырехлетней начальной школе, нижняя граница возраста соответственно сдвинулась. Таким образом, говоря о младшем школьном возрасте, мы имеем в виду детей в возрасте от 6 до 10 лет [20, 19].

Однако возраст как таковой не является основным определяющим фактором младшего школьного возраста, основным специфическим фактором является поступление ребенка в школу – переломный момент в его жизни, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. В связи с этим меняется место ребенка в системе общественных отношений: из дошкольного детства с играми и малым числом общественных обязанностей он переходит в совсем иной мир. Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок не просто переходит из детского сада в школу, а в том, что его деятельность - учеба - является обязательной, общественно значимой. Таким образом, одним из главных новообразований младшего школьного возраста является смена социального статуса ребенка [14, 12].

Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Тем самым, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка [12, 322].


Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. Исследователи (Асеев В.Г., Божович Л.И и др.) не раз отмечали, что в этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. Это верно, но требует двух уточнений применительно к развитию деятельности. Первое из них касается того, что не только учебная, но и другие виды деятельности, в которые включен ребенок данного возраста, - игра, общение и труд влияют на его личностное развитие. Второе связано с тем, что в учении и иных видах деятельности в данное время складываются многие деловые качества ребенка, которые отчетливо проявляются уже в подростковом возрасте.

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, по мнению В.Г.Ассева [5] свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка, как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Таким образом, одним из основных новообразований младшего школьного возраста является приобретение ребенком нового социального статуса, что существенно изменяет его самооценку, а также систему семейных взаимоотношений. В свою очередь, отношения в семье могут существенно влиять на социальное становление ребенка.

Рассмотрим особенности девиантного поведения младших школьников. Как уже отмечено, девиации наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте, однако, по некоторым признакам можно определить наличие девиации уже в младшем школьном возрасте.

Эмоциональные состояния. Одной из непосредственных причин девиантности является эмоциональная напряженность. Она проявляется в различной степени: от легкой, тонизирующей, вызывающей естественное желание побегать, пошалить, пошкодничать до тяжелой, чреватой глубокими расстройствами и деструктивным поведением. И.П.Подласый выделяет следующие уровни эмоциональной напряженности: легкое эмоциональное возбуждение, двигательное беспокойство, легкая тревожность, тревожность средней степени, сильная тревожность, запредельная тревожность, депрессия, гнетущее чувство лишенности, обездоленности (депривация), крушение всех надежд (фрустрация) [25, 150].

Цели поведения. Девиантным поведением ребенок пытается достичь своих целей. Главная цель девиантного поведения - попытка избавиться от напряжения. Обычно эта цель глубоко замаскирована. Она лишь подразумевается и не осознается ребенком. На поверхности действует множество разнообразных мелких целей. Всем известны такие типы поведения, как шалости, баловство, мелкие нарушения. Их цель - дать разрядку организму, снять накопившееся напряжение, устранить мышечный застой. Обычно такие нарушения прекращаются, как только сожжена избыточная энергия. Они не влекут за собой никакой опасности ни для детей, ни для окружающих.


Но если множество мелких целей образуют некую потребность, то на поверхность выступают уже большие цели - стратегии поведения. По общности целей выделены три главные стратегии девиантного поведения: 1) удовлетворение требований; 2) реализация власти; 3) совершение мести [25, 150]. Детей с такими стратегиями поведения назовем соответственно требовательными, властными, мстительными. Рассмотрим их намерения и характерные пути достижения своих целей.

Требовательные дети. Детей, отнесенных к данной группе, трудно назвать девиантными, но их поведение настораживает. Их главная цель - привлечь к себе внимание, быть всегда на виду, проявить превосходство над другими, закрепить высокий собственный статус. Это дети с очень развитой потребностью быть всегда в центре внимания.

Пути достижения целей: манерность, клоунада, показная лень, нарочитая небрежность, неуместные выкрики, иногда хулиганские поступки. Такие дети постоянно вертятся возле учителя, лезут «в глаза», задают несущественные и неуместные вопросы единственно с целью обратить на себя внимание, готовы выполнить любое поручение учителя.

Характерные особенности поведения требовательного ученика: хорошее поведение, надежный, постоянный помощник учителя; прилежный, старательный; назойливый,   непостоянный,   неуравновешенный,   ревнивый; способен на мелкие пакости, чтобы отомстить учителю и друзьям «за измену»; повышенная тревожность; любит приврать, приукрасить события.

Властные дети. Это очень сложный тип отклоняющегося поведения. Скрытая цель детей, относящихся к данной группе, - власть. Они настойчивые, требовательные, требующие внимания, желающие верховодить, управлять другими, быть постоянно в центре внимания. Дети данной группы подсознательно на первый план выставляют вопрос «Кто главнее?» Свои права они привыкли отстаивать с помощью требований, т.е. крика, повышенных интонаций, отказов от выполнения заданий. Властный ребенок в жестком противостоянии со старшими и сверстниками может отказаться от всех и всего.

Видимые  признаки  поведения: ленивый, неопрятный, с плохими манерами; недоверчивый, непослушный; часто ощетинивается и возражает; забывает обещания, не держит слово; если сильный физически, то обижает всех, кто слабее; если слабый физически, то боится сильных, труслив, уходит от честного поединка, предпочитает действовать обманом.

Мстительные дети. Цель их нестандартного поведения - месть. Всем и каждому. Эта цель не осознается и обусловливается чаще всего самовнушением, чувством собственной неполноценности. Эмоциональное состояние мстительных детей чаще всего вызвано физическими недостатками (например, заиканием) или депривацией (бедностью, лишенностью). Отсюда стремление сделать больно другим, выдумать недостатки у них для сохранения собственного престижа. При невнимательном отношении к ним их отклоняющееся поведение прогрессирует, становится неуправляемым, агрессивным, деструктивным. Мстительные дети чаще всего находятся в состоянии затянувшейся, вяло текущей депрессии [25, 151-152].


Характерные  особенности  поведения: замкнутый, понурый, заторможенный; нередко с задержкой психического, социального развития; делает больно другим, когда ему больно; болезненно воспринимает свои поражения и неудачи; имеет плохие привычки, скрытые пороки; любит оставаться наедине со своими переживаниями; уходит от общения; подвержен суицидным настроениям.

Таким образом, свойственные для младшего школьного возраста девиантные эмоциональные состояния (напряженность, тревожность, депрессия) и способы взаимодействия с окружающими (требовательность, властность, мстительность) способствуют формированию уже в подростковом возрасте ряда девиантных моделей поведения – правонарушения, алкоголизм, наркомания, бродяжничество и пр. Поэтому уже в младшем школьном возрасте необходима профилактика детских девиаций. Учитывая, что большинство эмоциональных состояний и форм поведения берут начало в семейном воспитании, взаимодействии детей с родителями, важным объектом профилактической работы должна стать семья младшего школьника.

Выводы по первой главе:

1. Девиантное поведение – есть поведение, отклоняющееся от социальной нормы. Выделяют две группы девиантного поведения: отличающегося от нормы психологического здоровья и отличающееся от морально-этических норм общества. Девиантное поведение первой группы обусловлено в основном серьезными психофизическими расстройствами, девиантное поведение второй группы преимущественно возникает в результате нарушения социального развития или сочетания незначительных психических отклонений и нарушения социального развития. На склонность к девиантному поведению влияют макро и микро социальные факторы. К первым относятся: нестабильная ситуация в стране, отсутствие четко выраженной идеологической позиции общества, предоставляющие формирующуюся личность многочисленным внешним влияниям; ко вторым – семейная ситуация, которая может быть явно неблагоприятной (родители-наркоманы, алкоголики, асоциальные типы и пр.) и скрыто неблагоприятной (когда во внешне благоприятной семье отсутствует связь между родителями и детьми, или же эта связь носит формальный или негативный характер). Также возникновению девиантного поведения способствует наличие большого количества неконтролируемого свободного времени ребенка.

2. Свойственные для младшего школьного возраста девиантные эмоциональные состояния (напряженность, тревожность, депрессия) и способы взаимодействия с окружающими (требовательность, властность, мстительность) способствуют формированию уже в подростковом возрасте ряда девиантных моделей поведения – правонарушения, алкоголизм, наркомания, бродяжничество и пр. Поэтому уже в младшем школьном возрасте необходима профилактика детских девиаций. Учитывая, что большинство эмоциональных состояний и форм поведения берут начало в семейном воспитании, взаимодействии детей с родителями, важным объектом профилактической работы должна стать семья младшего школьника.