Файл: "Основные средства, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков в работе учителя начальных классов".pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические основы проблемы профилактики девиантного поведения младших школьников
Понятие, причины и проблема девиантного поведения
2.2. Содержание профилактической работы с младшими школьниками и их родителями
3.1. Характеристика диагностических методов
- Проблемность воспитательной модели в семьях: невозможность установления оптимальной межличностной дистанции между детьми и родителями, прибегание к жестким авторитарным методам воспитания, излишняя инфантилизация ребенка.
- Негативное восприятие ребенком внутрисемейной ситуации: повышенные конфликтность, враждебность в семейной ситуации и, как следствие, повышенная тревожность и чувство неполноценности ребенка.
3.3. Анализ результатов на этапе контрольного эксперимента
После проведения констатирующего этапа был проведен формирующий эксперимент, который заключался в опробовании программы профилактики девиантного поведения младших школьников, описанной во второй главе исследования.
Программа включила в себя три основных блока работы:
- работа с детьми, потенциально склонными к девиантному поведению;
- работа с родителями детей;
- работа со специалистами по координации социально-педагогической, психологической, правоохранительной и медицинской помощи семье младшего школьника потенциально склонного к девиантным моделям поведения. Программа была реализована за пять месяцев (21 неделя).
В таблицах 3 и 4 представлены данные обследования обеих групп детей на контрольном этапе.
Как видно из сводной таблицы 3, мы можем отметить не только количественные, но и качественные изменения по многим шкалам:
- СС (свойства самосознания): после проведения социально-педагогической работы сведен на нет высокий уровень поведенческих отклонений у детей по показателю «свойства самосознания». При этом возрос процент детей у которых не выражена проблематика по данному показателю (38 % по сравнению с 8 % до проведения работы);
- СО (сформированность общения): более чем в два раза возросло количество детей с отсутствием проблем в сфере сформированности общения (46 % по сравнению с 20 % до проведения работы), также несколько снизился процент детей с высоким уровнем поведенческих отклонений по этому показателю (с 15 % до 8 %);
Таблица 3. Сравнительные результаты диагностики МЭДОС (экспериментальная группа)
Шкалы Формы соц.-пед. запущенности |
СС |
СО |
СУД |
ОТС |
ОТУ |
ВМС |
|
НД |
невыраженные поведенческие отклонения |
1 |
2 |
3 |
6 |
4 |
1 |
8 % |
15 % |
23 % |
46 % |
31 % |
8 % |
||
выраженные поведенческие отклонения |
8 |
9 |
7 |
7 |
3 |
9 |
|
61 % |
70 % |
54 % |
54 % |
23 % |
71 % |
||
Высокая степень поведенческих отклонений |
4 |
2 |
3 |
0 |
6 |
3 |
|
31 % |
15% |
23% |
0 % |
46 % |
23 % |
||
ИД |
невыраженные поведенческие отклонения |
5 |
6 |
6 |
9 |
9 |
5 |
38 % |
46 % |
46 % |
70 % |
70 % |
39 % |
||
выраженные поведенческие отклонения |
8 |
6 |
6 |
4 |
4 |
8 |
|
62 % |
46 % |
46% |
30 % |
30 % |
61 % |
||
Высокая степень поведенческих отклонений |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
|
0 % |
8 % |
8 % |
0% |
0 % |
0% |
Примечания: НД – начальная диагностика; ИД – итоговая диагностика
- СУД (свойства учебной деятельности): значительно повысилось количество детей с отсутствием проблемности по этому показателю (с 23 % до 46 %), также снизился процент детей с высокой степенью поведенческих отклонений по шкале СУД (с 23 до 8%);
- ОТС (общая тревожность в семье): в ходе социально-педагогической работы увеличилось количество детей с отсутствием выраженной тревожности в семье (с 46 до 70 %);
- ОТУ (общая тревожность в школе): по этому показателю отмечены значительные изменения: сведена на нет высокая степень социальных отклонений, отмечавшаяся прежде в 46% случаев; в два раза возросло количество детей с невыраженной тревожностью (с 31 до 70%);
- ВМС (воспитательный микросоциум семьи): значительно улучшились показатели и по этой шкале: сведена на нет выраженная и высокая степень поведенческих отклонений по этой шкале, а также значительно увеличился процент детей с отсутствием проблемности по этому показателю (с 8 % до 39%).
В таблице 4 представлены результаты диагностики контрольной группы по методике МЭДОС.
Таблица 4. Сравнительные результаты диагностики МЭДОС (контрольная группа)
Шкалы Формы соц.-пед. запущенности |
СС |
СО |
СУД |
ОТС |
ОТУ |
ВМС |
|
НД |
невыраженные поведенческие отклонения |
11 |
13 |
13 |
11 |
10 |
10 |
85 % |
100 % |
100 % |
85 % |
77 % |
77 % |
||
выраженные поведенческие отклонения |
2 |
0 |
0 |
2 |
2 |
3 |
|
15 % |
0 % |
0 % |
15 % |
15 % |
23 % |
||
Высокая степень поведенческих отклонений |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
|
0 % |
0 % |
0 % |
0% |
8 % |
0 % |
||
ИД |
невыраженные поведенческие отклонения |
12 |
13 |
13 |
10 |
10 |
10 |
92 % |
100 % |
100 % |
77 % |
77 % |
77 % |
||
выраженные поведенческие отклонения |
1 |
0 |
0 |
3 |
2 |
3 |
|
8 % |
0 % |
0 % |
23 % |
15 % |
23 % |
||
Высокая степень поведенческих отклонений |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
|
0 % |
0 % |
0 % |
0% |
8 % |
0 % |
Примечания: НД – начальная диагностика; ИД – итоговая диагностика
В поведении детей контрольной группы практически не произошло изменений. Можно отметить незначительные изменения по шкале СС (свойства самосознания): здесь на 8% сократилось количество детей с поведенческими отклонениями в области самосознания. Однако этот аспект может быть связан с возрастными изменениями в структуре личности отдельного ребенка. Также отмечена отрицательная динамика по шкале ОТС (общая тревожность в семье): здесь количество детей с выраженными поведенческими отклонениями выросло на 8% (1 ребенок), однако это может быть связано с частными проблемами одной конкретной семьи.
По ряду показателей тесты КРС (отражающего ощущение ребенком внутрисемейной ситуации) произошли значительные изменения во внутрисемейной ситуации у детей экспериментальной группы вследствие социально-педагогической работы по социализации младших школьников:
Таблица 5. Сравнительные результаты диагностики КРС
(экспериментальная группа)
Шкалы Оценка ребенка |
Благопр. семейная ситуация |
Тревожн. ребенка |
Конфликтн. в семье |
Чувство неполноц. ребенка |
Враждебн. в семейной ситуации |
|
НД |
Высокая |
1 |
5 |
1 |
3 |
5 |
8% |
38,5% |
8% |
23% |
39% |
||
Средняя |
3 |
5 |
8 |
5 |
6 |
|
23% |
38,5% |
61% |
38,5% |
46% |
||
Низкая |
7 |
3 |
4 |
5 |
2 |
|
54% |
23% |
31% |
38,5% |
15% |
||
Очень низкая |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
15% |
0% |
0% |
0% |
0% |
||
ИД |
Высокая |
1 |
1 |
0 |
1 |
3 |
8% |
8% |
0% |
8% |
23% |
||
Средняя |
6 |
6 |
4 |
3 |
5 |
|
46% |
46% |
31% |
23% |
38,5% |
||
Низкая |
6 |
6 |
9 |
9 |
5 |
|
46% |
46% |
69% |
69% |
38,5% |
||
Очень низкая |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
Примечания: НД – начальная диагностика; ИД – итоговая диагностика
- Благоприятность семейной ситуации: по завершению социально-педагогической работы благоприятность семейной ситуации мы можем отметить в 54 % семей (высокая и очень высокая благоприятность), в то время как до социально-педагогической работы благоприятность внутрисемейной ситуации отмечалась лишь в 31 % семей (Таблица 5).
- Тревожность: значительно снизилась тревожность детей (77 % детей экспериментальной группы обладали повышенным уровнем тревожности до социально-педагогической работы, а после нее этот процент снизился до 54%);
- Конфликтность в семье: до проведения работы, высокая конфликтность в семье отмечалась в 69% семей, по окончании – лишь в 31%;
- Чувство неполноценности ребенка в семейной ситуации: в результате социально-педагогической работы снизился процент детей, чувствующих себя неполноценными в семейной ситуации (с 61,5% до 31 %);
- Враждебность в семейной ситуации: несколько снизилась враждебность в семейной ситуации (с 85% до 61,5 %).
Рассмотрим динамику восприятия внутрисемейной ситуации детьми контрольной группы.
Как видно из таблицы 6, в поведении детей контрольной группы практически не произошло изменений. Можно отметить незначительные изменения по шкале «тревожность ребенка» (количество детей со средней тревожность выросло, а количество детей с низкой тревожностью – сократилось на 8%). Также можно отметить, что динамика затронула шкалу «конфликтность в семье»: здесь на 8% увеличилось количество детей с высокой конфликтностью. По остальным шкалам изменений не обнаружено. Однако, как и относительно диагностики поведенческих отклонений, такая динамика, скорее всего, наблюдается за счет отдельных индивидуальных проблем в семье (поскольку везде фигурирует динамика в 8%, что адекватно 1 ребенку по данной выборке) ребенка из контрольной группы.
Таблица 6. Сравнительные результаты диагностики КРС (контрольная группа)
Шкалы Оценка ребенка |
Благопр. семейная ситуация |
Тревожн. ребенка |
Конфликтн. в семье |
Чувство неполноц. ребенка |
Враждебн. в семейной ситуации |
|
НД |
Высокая |
3 |
1 |
1 |
0 |
1 |
23% |
8% |
8% |
0% |
8% |
||
Средняя |
8 |
6 |
3 |
2 |
4 |
|
62% |
46% |
23% |
15% |
30% |
||
Низкая |
2 |
6 |
8 |
10 |
7 |
|
15% |
46% |
61% |
77% |
54% |
||
Очень низкая |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
|
0% |
0% |
8% |
8% |
8% |
||
ИД |
Высокая |
3 |
1 |
2 |
0 |
1 |
23% |
8% |
15% |
0% |
8% |
||
Средняя |
8 |
7 |
3 |
2 |
4 |
|
62% |
54% |
23% |
15% |
30% |
||
Низкая |
2 |
5 |
7 |
10 |
7 |
|
15% |
38% |
54% |
77% |
54% |
||
Очень низкая |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
|
0% |
0% |
8% |
8% |
8% |
Примечания: НД – начальная диагностика; ИД – итоговая диагностика
Таким образом, в результате педагогической работы по профилактике девиантного поведения младших школьников произошли изменения в ряде показателей:
Изменились в лучшую сторону показатели, влияющие на социализацию в школе: улучшились свойства самосознания, учебной деятельности, особенности общения и поведения; уменьшилась общая и школьная тревожность школьников.
Положительная динамика отмечена нами в показателях, связанных с семейной и общественной социализацией: снизилась конфликтность и враждебность в семье, вследствие чего понизилось чувство неполноценности и тревожности ребенка в семье.
Выводы по третьей главе:
Проведя практическое исследование с младшими школьниками мы можем выделить следующие проблемы социального и психологического характера у детей со склонностью к девиантному поведению: неразвитость свойств самосознания, общения, учебной деятельности младших школьников, что влечет за собой повышенную тревожность в школе; проблемность воспитательной модели в семьях: невозможность установления оптимальной межличностной дистанции между детьми и родителями, прибегание к жестким авторитарным методам воспитания, излишняя инфантилизация ребенка; негативное восприятие ребенком внутрисемейной ситуации: повышенные конфликтность, враждебность в семейной ситуации и, как следствие, повышенная тревожность и чувство неполноценности ребенка.
В результате организованной педагогической работы по профилактике девиантного поведения у младших школьников, произошли изменения в ряде показателей: изменились в лучшую сторону показатели, влияющие на социализацию в школе (улучшились свойства самосознания, учебной деятельности, особенности общения и поведения; уменьшилась общая и школьная тревожность школьников); положительная динамика отмечена нами в показателях, связанных с семейной и общественной социализацией (снизилась конфликтность и враждебность в семье, вследствие чего понизилось чувство неполноценности и тревожности ребенка в семье).
Заключение
В настоящем исследовании нами изучены формы, методы и средств профилактики девиантного поведения младших школьников. Завершая исследование, мы можем сделать следующие выводы.