Файл: Правовое обоснование учета денежных средств в кассе организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Денежные средства - это аккумулированные в наличной и безналичной формах деньги государства, предприятий, и другие средства, легко обращаемые в деньги, обладающие высоким уровнем ликвидности. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия. Между предприятиями большинство расчётов производится безналичной форме. Движение наличных денег совершается посредством кассовых операций.

В процессе хозяйственной деятельности предприятия постоянно ведет расчёты с поставщиками за приобретённые у них основные средства, сырьё, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями за купленные ими товары, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям; с бюджетом и налоговыми органами по различного рода платежам, с другими организациями и лицами по разным хозяйственным операциям.

Поэтому важное значение для благополучия предприятий имеет своевременность денежных расчётов, тщательно поставленный учёт кредитных и расчётных операций.

Этим занимается бухгалтерский учёт денежных средств, целью которого является контроль за соблюдением кассовой и расчётной дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств и кредитов, обеспечение сохранности денежной наличности и документов в кассе.

Актуальность выбранной темы вызвана современными условиями учёта денежных средств и их отражение в формах бухгалтерской отчётности. Приобретает актуальность своевременности расчётов, повышение ответственности предприятий за выполнение договорных обязательств и обеспечение платежей в связи с тем, что увеличение объёмов реализации продукции, работ, услуг и прибыли является важнейшим показателем качественной оценки работы предприятий, а также правильное её отображение в основных отчётных документах.

Целью курсовой работы является изучение бухгалтерского учёта денежных средств в кассе ООО «Лукойл – Пермнефтеоргсинтез»

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть теоретические основы учёта денежных средств в кассе предприятия.
  • провести анализ деятельности ООО «Лукойл – Пермнефтеоргсинтез».
  • рассмотреть организацию учёта денежных средств в кассе ООО «Лукойл – Пермнефтеоргсинтез».

Объектом исследования выступает предприятие, а предметом исследования - денежные средства, в кассе предприятия.

Теоретической, методологической базой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых по финансовой деятельности организации, общая и специальная экономическая литература.


Информационной базой послужили данные о деятельности ООО «Лукойл – Пермнефтеоргсинтез», аналитические материалы предприятия.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении представлено обоснование актуальности исследования, определены предмет и объект исследования, цель и задачи. В первой главе рассматриваются теоретические основы наличных денежных средств в кассе организации, особенности. Во второй главе рассматривается учет наличных денежных средств в кассе ООО «Лукойл – Пермнефтеоргсинтез».

Глава 1 Теоретические основы учета денежных средств в кассе организаций

1.1 Правовое обоснование учета денежных средств в кассе организации

Денежные средства являются подвижными и легко реализуемыми активами. Наибольшую активность имеют наличные деньги. Их движение совершается посредством кассовых операций.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон "О бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). В зависимости от назначения и статуса нормативные документы регулирующие движение денежных средств целесообразно представить в виде следующей системы:

1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации. К ним относятся:

 Гражданский кодекс РФ;

 Налоговый Кодекс РФ;

 Федеральный закон "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ от 06 декабря 2011 года. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность, требования к составлению первичной документации и учетных регистров;


 Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 1998г. № 416-У "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения".

 Указ Президента РФ от 16 февраля 1993 года № 224 "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением" (в редакции от 25.07.2000 г.);

 Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" [1].

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов РФ. К ним относятся:

 Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н. Регулирует общие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, составления первичных документов, организации документооборота;

 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте". ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 10 января 2000 года №2н;

 "Бухгалтерская отчетность организации". ПБУ 4/99 г. Утверждено приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н [2].

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.

 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н. Эта инструкция применяется как регулирующая организацию и ведение бухгалтерского учета кассовых операций;

 Приложение №2 к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 года № 85 "Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности";

 Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003года № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" - применяется в части требований по группировке и детализации данных о движении наличных, денежных средств и иных ценностей, хранящихся в кассе, а также в части требований по составлению Отчета о движении денежных средств;


 "Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 40 и сообщенный письмом Банка России от 4 октября 1993 года №18 применяется в полном объеме;

 Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 5 января 1998 года №14-П применяется в части порядка получения денежных средств в банке и сдачи наличных денег в банк, установления лимита остатков наличных денег и других вопросов, касающихся отношений между организацией и банком в рамках договора о расчетно-кассовом обслуживании;

 Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 9 октября 2002года №199-П применяется в части, касающейся организации порядка банками приема денежной наличности и ее выдачи организациям;

 Приложение №13 к Инструкции Центробанка РФ от 16 ноября 1995 года №31 "По эмиссионно-кассовой работе в учреждениях банка России";

 Указание Центробанка РФ от 14 ноября 2001 года №1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, указания Центробанка РФ в изменение данного указания, а также разъяснения Центробанка РФ, Минфина РФ и МНС РФ о порядке применения указаний Центробанка РФ о пределах расчетов наличными денежными средствами;

 "О введении новых форматов расчетных документов" Указание от 22 февраля 1999 года № 502-У о внесении изменений и дополнений в указание банка России от 03 декабря 1997 №51-У;

 Инструкция № 28 о расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР. Утверждена Госбанком СССР 03 октября 1986года (С изменениями от 21.06.03 года №1297-У);

 Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года № 49. Письмо МНС РФ от 15.04.2002 г. № АС-6-06/476 "О бланках строгой отчетности"

 Указание ЦБ РФ от 31.10.2002 г. № 1201-У "О внесении изменений в положение Банка России от 5.01.98г. № 14-У "О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ".

 Постановление Госкомстата России № 132 от 25 декабря 1998 года "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин" [19].


3-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

 документ по учетной политике предприятия;

 утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

 графики документооборота;

 утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

 утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

ЦБ РФ Указанием от 14 ноября 2001 года № 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами" установил предельный размер расчетов наличными деньгами в следующих размерах: между юридическими лицами - 60 тысяч рублей.

Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ производятся всеми юридическими лицами, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Для осуществления расчетов с населением юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны:

 регистрировать контрольно-кассовые машины;

 использовать исправные контрольно-кассовые машины;

 выдавать покупателю отпечатанный на контрольно-кассовой машине чек за покупку (услугу);

 обеспечивать работникам налоговых органов беспрепятственный доступ к контрольно-кассовым машинам [1].

За неприменение контрольно-кассовой машины, а также в случаях, приравненных к неприменению контрольно-кассовой машины (использование аппарата без пломбы, без фискальной памяти, пробитие чека на меньшую сумму) на организацию может быть наложен штраф 30 000 - 40 0000 рублей (ст. 14.5 КоАП).

1.2 Теоретическое обоснование учета денежных средств в кассе организации

Согласно действующему законодательству предприятия вправе иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителем предприятия. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по установленной форме [8, c. 102].