Файл: Дифференциация продукта на отраслевом рынкеурсовая работа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Одной из главных особенностей малого бизнеса является способность быстро адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, оставляя невыгодные и занимая новые, перспективные рыночные ниши. Это обусловливается относительно ограниченным объемом выпуска и небольшой потребностью в ресурсах у малых предприятий, упрощенной структурой внутрифирменного управления, прямой зависимостью доходов работников от успешной реализации продукции предприятия.

Однако в условиях развитой рыночной экономики малое предприятие, как правило, маневрирует в границах избранной специализации, улучшая качество, меняя ассортимент, реже – номенклатуру выпускаемой продукции и услуг. Изменение отраслевой структуры малого бизнеса происходит главным образом за счет интенсивного роста числа новых предприятий на перспективных рынках и сокращения числа действующих на сужающихся рынках.

Автомобильный транспорт является наиболее гибким и мобильным компонентом транспортной системы. Важнейшей отличительной особенностью отечественного парка автотранспортных средств является разномарочность, неоднородность и сильная изношенность. Современный автомобильный транспорт России в его нынешнем состоянии далеко не полностью отвечает требованиям, которые выдвигает радикальная реформа экономической и социальной сферы.

На сегодняшний день из-за финансового кризиса в России, кризисные явления на рынке грузоперевозок становятся все ощутимее с каждым днем. Объемы грузоперевозок автомобильным транспортом начали снижаться быстрыми темпами еще в 2014 году, а в 2015-м ситуация еще больше осложнилась.

В настоящее время на большинстве производственных предприятий – в строительстве, машиностроении, металлургии и других сферах промышленности сложилась достаточно сложная ситуация. Предприятия останавливают целые цеха, сокращают рабочих, уменьшаются производственные обороты в целом. Заказы на грузоперевозки уменьшаются в 2015 году, так же как и в 2014, грузоперевозчики вынуждены снижать стоимость своих услуг, что приводит к снижению рентабельности грузоперевозок.

Таким образом, экономическое обоснование диверсификации деятельности предприятия малого бизнеса на примере ООО «ЗАВАВТО» является актуальной темой.

1. Теоретические аспекты диверсификации

1.1 Понятие, сущность, причины, цели и задачи диверсификации

1.2 Виды диверсификации

Родственная диверсификация.

Не родственная диверсификация

Исключение и ликвидация

Обновление компании, сокращение и реструктуризация.

Многонациональная диверсификация.

2. Анализ деятельности ООО «ЗАВАВТО»

2.1 Общая характеристика ООО «ЗАВАВТО»

2.2 Анализ контрагентов

3. Экономическое обоснование диверсификации деятельности ООО «ЗАВАВТО»

3.1 Выбор направления диверсификации деятельности

3.2 Мероприятия диверсификации деятельности ООО «ЗАВАВТО»

Заключение

Список использованных источников и литературы

В своей деятельности фирма использует подвижной состав – это магистральные тягачи FREIGHTLINER и INTERNATIONAL производства США, и полуприцепы (далее см. п/п) NARKO 23РР3-AL 18(HP) и VAN HOOL S-338/27, производства Финляндия и Бельгия.

С 2012 года по 2014 на балансе предприятия числиться 10 единиц техники из них 5 тягачей и 5 полуприцепов с тентом.

Компания осуществляет перевозки обширной географии: Воронеж, Липецк, Москва, Санкт-Петербург, Самара, Пенза, Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Оренбург, Тамбов и другие города.

Первые три года, в деятельности ООО «ЗАВАВТО», приоритетными направлениями были грузоперевозки на дальние расстояния, а именно Воронеж, Липецк, Оренбург, Челябинск и другие города.

На сегодняшний день в компании основное направление грузоперевозок Москва и Санкт-Петербург. С 2012 года со всех машин сняты тенты, и полуприцепы переоборудованы под бортовую площадку, для того, что бы возить металл.

В компании вся техника иностранного производства (США, Финляндия, Бельгия), техническое обслуживание и ремонт автомобилей производится в Санкт-Петербурге фирмами: ООО «СОТРАНС», ООО «Гудвил», ЗАО «ТРАНСЭК». Из-за отсутствия станций технического осмотра возможность проводить техническое обслуживание и ремонт техники в Череповце невозможно.

В компании ООО «ЗАВАВТО» работает 6 человек: 1 генеральный директор, так же совмещающий должность диспетчера и механика, и 5 водителей. В штате бухгалтера нет, так как предприятие пользуется услугами бухгалтерской фирмы ООО «Гарантия». Организационная структура ООО «ЗАВАВТО» представлена на рисунке 3.

Генеральный директор

Водитель 1

Водитель 2

Водитель 3

Водитель 4

Водитель 5

Бухгалтерская фирма «Гарантия»

Рисунок 3 – Организационная структура ООО «ЗАВАВТО»

Возрастной состав работников составляет от 30 до 40 лет. Средний уровень заработной платы от 25 до 35 тыс. рублей. Текучесть кадров низкая.

Основным и единственным видом деятельности, приносящим доход, является оказание услуг грузоперевозок. Соответственно выручка организации формируется на основе оплаты заказчиком выполненных перевозок. В таблице 1 представлена структура расходов ООО «ЗАВАВТО» с 2012 по 2014 год. Данные для расчета показателей таблицы основаны на данных управленческой отчетности. Управленческая отчетность представлена в приложении.

Таблица 1 – Структура расходов ООО «ЗАВАВТО»

Статья

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Итого
за 3 года

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Итого
2014 г

ДТ

2 513 449

2 671 115

764 524

803 251

853 760

552 623

2 974 158

8 158 722

Запчасти

и ремонт

1 037 851

1 566 801

338 095

366 941

563 465

269 203

1 537 704

4 142 356

Зарплата

1 346 750

1 453 200

299 500

323 200

360 950

254 400

1 238 050

4 038 000

Аренда

186 443

223 260

40 245

60 370

40 245

40 245

181 105

590 808

Налоги

42 054

93 449

36 411

36 411

36 411

36 411

145 644

281 147

Кредиты,
в т.ч. %

1 381 297

486 339

0

0

0

0

0

1 867 636

Прочие

637 136

762 886

182 749

172 454

258 162

167 536

780 901

2 180 923

Итого

7 144 980

7 257 050

1 661 524

1 762 627

2 112 993

1 320 418

6 857 562

21 259 591


Из представленной таблицы 1 видно, что величина ежеквартальных (следовательно, и ежегодных) расходов весьма внушительна. Особенностью бизнеса грузоперевозок (и сферы услуг в большей степени) является низкий удельный вес постоянных расходов – около 6% в общей структуре.

Нужно отметим, что в состав прочих расходов включены: стоимость мелкого рабочего инвентаря, штрафы за нарушения ПДД в ходе выполнения рейсов, всевозможные сборы и пошлины, мойка автомобилей, мобильная связь, а также стоимость полисов ОСАГО и множество других непредвиденных либо несущественных расходов, которые, однако, в сумме составляют около 10 % от совокупных.

Структура расходов ООО «ЗАВАВТО» за 2014г представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Структура расходов ООО «ЗАВАВТО» за 2014г.

Из рисунка 4 видно, что большую долю всех расходов компании (95%) составляют переменные издержки: топливо, запчасти и заработная плата сотрудников. В течение 2012 – 2013 гг. в составе расходов имела место статья «выплаты по кредитам» и наблюдалась существенная кредитная нагрузка (19 и 7 % соответственно). Связано это было с приобретением ранее дополнительных единиц техники, а также с дефицитом оборотных средств, для покрытия которого также производились заимствования.

Зная количество постоянных расходов, рассчитаем точку безубыточности, а именно какое количество рейсов (до центральных городов России и обратно) необходимо выполнять в месяц, чтобы покрыть постоянные расходы. За расчетные данные возьмем количество рейсов выполненных за период с 2012 года по 2014, прибыль и постоянные расходы организации.

К постоянным расходам в организации относятся: аренда стоянки и гаражного бокса, транспортный налог, налоги и взносы с заработной платы. Сумма всех постоянных расходов с 2012 года по 2014 равна 871 955 рублей. Соответственно в месяц 24 220 рублей.

Количество выполненных рейсов (2012г. – 334; 2013г. – 329; 2014г. – 252 рейса) равно 915. Прибыль за 3 года равна 1 697 563 рубля.Таким образом, в месяц необходимо выполнять 14 рейсов (24 220*915/1 697 563). Все последующие рейсы будут приносить компании прибыль.

Следующие расчеты в таблице 2 (выручка – прибыль – рентабельность) наглядно характеризуют ситуацию, сложившуюся в третьем и четвергом кварталах 2014 года. Данные для расчета показателей таблицы основаны на данных управленческой отчетности. Управленческая отчетность представлена в приложении.

Таблица 2 – Динамика показателей выручки, расходов, прибыли и рентабельности 2012 – 2014 гг.


Показатель

2012

2013

2014

Итого за
2014 г.

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Выручка, руб.

7 512 028

8 044 587

1 855 550

1 923 600

2 300 500

1 320 890

7 400 540

Т роста, %

0

107

0

104

120

57

92

Расходы, руб.

7 144 980

7 257 050

1 661 524

1 762 627

2 112 993

1 320 418

6 857 562

Т роста, %

0

102

0

106

120

62

94

Чистая прибыль, руб

367 048

787 537

194 026

160 973

187 507

472

542 978

Т роста, %

0

215

0

83

116

0,25

69

Рентаб-ть %

5,14

10,85

11,68

9,13

8,87

0,04

7,92

Наблюдаемое на границе третьего – четвертого кварталов снижение объемов выручки оказалось более выраженным, чем снижение расходов. Связано это, как уже отмечалось, с общим падением спроса на услуги грузоперевозок и невозможностью полной загрузки автотранспорта. Между тем, никто не снимал с компании обязательств по оплате поставленного топлива, запчастей и произведенных работ.

По данным таблицы 3 и 4 можно проанализировать техническое состояние автопарка в организации. Основные параметры анализа: год выпуска, пробег, износ тормозной системы, износ шин, износ двигателя.

Таблица 3 – техническое состояние тягачей ООО «ЗАВАВТО»

А/м

Параметры

Freightliner FLB120

Freightliner FLB120

International 9800

International 9800

International 9400

Год выпуска.

1995

1996

1998

1998

1999

Пробег тыс. км.

1600

1700

1500

1400

1100

Износ шин.

30%

70%

30%

20%

10%

Износ тормозной системы.

70%

80%

60%

60%

40%

Изношенность двигателя до кап. ремонта.

64%

68%

60%

56%

44%


Таблица 4 – техническое состояние полуприцепов ООО «ЗАВАВТО»

П/п

Параметры

НАРКО

SCHMITZ SPR24

ВАНХУЛ

KRONE

НАРКО

Год выпуска.

1994

1995

1994

1995

1994

Износ шин.

60%

70%

60%

80%

40%

Износ тормозной системы.

80%

80%

70%

70%

50%

Основным критичным параметром является изношенность двигателя до капитального ремонта. Так как при капитальном ремонте требуются большие денежные вложения. Для всех остальных параметров критичный износ 90%, а при изношенности двигателя 70-80%.

Из таблицы 3 и 4 вся техника в организации старше 10 лет. Износ всех основных параметров автомобилей превышает 50%, за исключением одного автомобиля, это свидетельствует о том, что предприятию в короткой перспективе придется восстанавливать основные фонды.

2.2 Анализ контрагентов

В анализе контрагентов мы рассмотрим основных заказчиков компании ООО «ЗАВАТО», какие грузы они предоставляют и их объемы.

На сегодняшний день ООО «ЗАВАВТО» полностью переключилось на транспортировку металлопроката и больших объемов строительных материалов. Заключены договоры о прямом сотрудничестве с крупнейшими предприятиями города, отработаны основные маршруты следования и пункты погрузок (разгрузок), что значительно облегчает выполнение рейсов. По состоянию на 2014 год ранжирование заказчиков представлено в таблице 5.

Таблица 5 – Годовой оборот ООО «ЗАВАВТО» 2014 год


п/п

Заказчик

Годовой оборот,

руб.

1

МетизЛогистик

2 223 000,00

2

ЗМК

1 029 000,00

3

Металлресурс

756 500,00

4

Транс Лайн

489 000,00

5

Металлобаза, Вологда

387 000,00

6

КРОСНА

350 100,00

7

Форсаж-Авто

293 750,00

8

ТехноНИКОЛЬ

286 390,00

9

Папирус

212 000,00

10

Альянс-Комплект

205 000,00

11

СПЕЦГИДРОСТРОЙ

195 000,00

12

Скваер

158 750,00

13

МегаСтил

147 000,00

14

Русский Бисквит

136 100,00

15

Калягина О.Д.

94 950,00

16

Физ.лицо

63 000,00

17

МПЗ № 17

51 000,00

18

Автомир

48 000,00

19

ОПТИМА

42 000,00

20

РЕГИОН

41 000,00

21

Транзит-М

32 000,00

22

Комплектстрой

30 000,00

23

СВК-оптторг

29 000,00

24

ЧП Воробьев

17 000,00

25

Центр строительства

16 000,00

26

ПРОМЭНЕРГОСНАБ

15 000,00

27

Князева Ю.А.

15 000,00

28

Мебель-сервис

14 000,00

29

АВТОВИС

13 000,00

30

Василий, кирпич

11 000,00

Итого

7 400 540,00


В списке контрагентов практически полностью отсутствуют заказчики, которые не перевозили бы металлопродукцию, строительные материалы и прочие грузы, что наглядно видно по рисунку 9.

В связи с неустойчивым экономическим положением в мире, оборот перевозок, предоставляемый заказчиками, снизился в 4 квартале на 34,84% по сравнению с предыдущими тремя кварталами и составил 1 320 890 руб.

Таким образом, в 4 квартале 2014 года и по настоящее время объем работы предоставляемый контрагентами резко снизился. Соответственно такая ситуация привела к простою автомобилей и снижению прибыли организации, что показывает проведенный выше финансово-экономический анализ. В 2015 году компания ООО «ЗАВАВТО» из-за простоев автомобилей понесла убытки.

2.3 Анализ конкурентной среды

Основные конкуренты компании ООО «ЗАВАВТО» это грузоперевозчики города Череповца, а так же и России в целом. В работе рассмотрим основных конкурентов в городе, где работает организация.

Кратко рассмотрим конкурентов, которые обладают большим количеством автомобилей на рынке грузоперевозок Череповца. К ним относятся: автоцех «Северсталь», ООО «НОВОТРАНС», ЧП Смирнов Ю.Н., автоколонна №1504.

На сегодняшний день самым крупным конкурентом является ЧП Смирнов Ю.Н., его автопарк насчитывает 18 автомобилей европейского производства с полуприцепами. Все полуприцепы тентованные, обслуживаются на собственной ремонтной базе. Имеется собственная экспедиторская компания, работающая со всеми регионами России. Основной заказчик – Шекснинский комбинат древесных плит. Смирнов Ю.Н. на рынке работает с 2001 года. В 2013 году открыт магазин «Магистраль+», занимающийся торговлей запчастей на европейские грузовики и полуприцепы.

Второй крупнейшей организацией по количеству автомобилей с полуприцепами является транспортно-экспедиторская компания Новотранс. Автопарк – 16 тягачей с полуприцепами. Компания работает на рынке с 1995 года. За время работы клиентами Новотранс стали предприятия холдинга «Северсталь», Югорскнефтегаз, Русьпромподшипник, предприятия ассоциации Фосагро, Российские железные дороги, мебельный концерн "Икея" и многие другие предприятия. Выполняются перевозки по заданию правительства Вологодской области и мэрии г. Череповца.

Организация оказывает предприятиям, предпринимателям и физическим лицам следующие услуги:

1. Перевозки пассажиров автобусами в городском пригородном и междугороднем сообщении. Парк автобусов: городские, пригородные, междугородние, микроавтобусы «Форд», «Газель».