Файл: Дифференциация продукта на отраслевом рынкеурсовая работа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Одной из главных особенностей малого бизнеса является способность быстро адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, оставляя невыгодные и занимая новые, перспективные рыночные ниши. Это обусловливается относительно ограниченным объемом выпуска и небольшой потребностью в ресурсах у малых предприятий, упрощенной структурой внутрифирменного управления, прямой зависимостью доходов работников от успешной реализации продукции предприятия.

Однако в условиях развитой рыночной экономики малое предприятие, как правило, маневрирует в границах избранной специализации, улучшая качество, меняя ассортимент, реже – номенклатуру выпускаемой продукции и услуг. Изменение отраслевой структуры малого бизнеса происходит главным образом за счет интенсивного роста числа новых предприятий на перспективных рынках и сокращения числа действующих на сужающихся рынках.

Автомобильный транспорт является наиболее гибким и мобильным компонентом транспортной системы. Важнейшей отличительной особенностью отечественного парка автотранспортных средств является разномарочность, неоднородность и сильная изношенность. Современный автомобильный транспорт России в его нынешнем состоянии далеко не полностью отвечает требованиям, которые выдвигает радикальная реформа экономической и социальной сферы.

На сегодняшний день из-за финансового кризиса в России, кризисные явления на рынке грузоперевозок становятся все ощутимее с каждым днем. Объемы грузоперевозок автомобильным транспортом начали снижаться быстрыми темпами еще в 2014 году, а в 2015-м ситуация еще больше осложнилась.

В настоящее время на большинстве производственных предприятий – в строительстве, машиностроении, металлургии и других сферах промышленности сложилась достаточно сложная ситуация. Предприятия останавливают целые цеха, сокращают рабочих, уменьшаются производственные обороты в целом. Заказы на грузоперевозки уменьшаются в 2015 году, так же как и в 2014, грузоперевозчики вынуждены снижать стоимость своих услуг, что приводит к снижению рентабельности грузоперевозок.

Таким образом, экономическое обоснование диверсификации деятельности предприятия малого бизнеса на примере ООО «ЗАВАВТО» является актуальной темой.

1. Теоретические аспекты диверсификации

1.1 Понятие, сущность, причины, цели и задачи диверсификации

1.2 Виды диверсификации

Родственная диверсификация.

Не родственная диверсификация

Исключение и ликвидация

Обновление компании, сокращение и реструктуризация.

Многонациональная диверсификация.

2. Анализ деятельности ООО «ЗАВАВТО»

2.1 Общая характеристика ООО «ЗАВАВТО»

2.2 Анализ контрагентов

3. Экономическое обоснование диверсификации деятельности ООО «ЗАВАВТО»

3.1 Выбор направления диверсификации деятельности

3.2 Мероприятия диверсификации деятельности ООО «ЗАВАВТО»

Заключение

Список использованных источников и литературы

2. Перевозка пассажиров легковыми автомобилями в городском, пригородном и междугороднем сообщении. Парк легковых автомобилей – 250 единиц: «Форд-Фокус», «Тойота», «Шкода-Октавия», «Волга», «Мерседес».

3. Перевозки грузов по России, Европе, области, городу. Парк автомобилей: Газели, Бычки, КамАЗы, МАЗы (самосвалы, открытые, бортовые, контейнеровозы грузоподъемностью от 10 до 20тн), Вольво и другие иномарки (тента, тента-шторы, изотермы грузоподъемностью 21тн объемом 82 – 92м куб.).

4. Контейнерные перевозки автомобилями, железной дорогой, морем, в том числе в смешанном сообщении.

5. Услуги строительной техники (краны, погрузчики, вышки, экскаваторы и пр.). Перевозка негабаритных и тяжеловесных грузов по территории РФ.

Третьей крупнейшей организацией по количеству автомобилей с полуприцепами в Череповце является автоцех «Северсталь». Автопарк – 14 тягачей с полуприцепами. Автоцех «Северсталь» является одним из первых транспортных предприятий в Череповце, на рынке работает с 1951 года. Автоцех располагает собственной ремонтной базой и отделом поставки запчастей. Непосредственно автоцех «Северсталь» работает с ОАО «Северсталь».

Четвертая крупнейшая организация по количеству автомобилей с полуприцепами ОАО «Автоколонна №1504». Автопарк – 13 тягачей с полуприцепами. С 12 мая 1994 года « Автоколонна № 1504 стала акционерным обществом открытого типа и насчитывает 125 автомобилей и около 200 работающих. Автопарк тягачей полностью состоит автомобилей отечественного производителя. Автоколонна на рынке грузоперевозок Череповца с 1930 года.

Таким образом, можно сделать вывод, что на рынке Череповца нет ярко выраженных конкурентов, обладающих возможностью устанавливать цену за транспортировку грузов, в сфере грузоперевозок. Доля грузоперевозчиков с одним автомобилем на рынке города Череповца в 2005 году составляла 38%, в 2014 году выросла до 65,7%, почти в 2 раза стало больше грузоперевозчиков с одним автомобилем.

Проанализировав деятельность фирмы ООО «ЗАВАВТО», попытаемся выявит ее сильные и слабые стороны. Для этого проведем SWOT-анализ (см. таблицу 6).

Таблица 6 – SWOT-анализ для компании ООО «ЗАВАВТО»

Сильные стороны

Возможности

1. Опыт работы на рынке грузоперевозок.

2. Наличие постоянных клиентов (заказчиков).

3. Возможность работы с крупными предприятиями за счет своей правовой формы.

4. Поставка запчастей и расходных материалов по низкой цене, за счет долгой работы и покупки в больших количествах.

5. Знание специфики запчастей на грузовую технику американского производства.

1. Наличие крупных заказчиков

2. Широкий и достаточно свободный рынок продажи запчастей на американскую технику.

3. Наличие одной организации, на рынке города Череповец, занимающейся продажей запчастей на американскую грузовую технику.

Слабые стороны

Угрозы

1. Изношенность автопарка.

2. Удаленность поставщиков запчастей и расходных материалов.

3. Малый штат работников, что приводит к высокой нагрузке на руководителя и водителей.

4. Отсутствие в собственности стояночной базы (автостоянки и ремонтного бокса).

5. Все полуприцепы имеют открытый вид (растентованны), что ограничивает вид товаров, которые можно перевозить.

1. Наличие сильной конкуренции – на рынке услуг, идет борьба за клиентов.

2. Отсутствие работы.

3. Форс-мажорные обстоятельства

4. Изменение законодательства.

5. Экономический кризис.


На основе анализа деятельности предприятия ООО «ЗАВАВТО» можно выделить внутренние и внешние проблемы фирмы:

1. Изношенность автопарка предприятия. Что приводит к увеличению простоев техники и расходов компании на ремонты.

2. Снижение деловой активности организации в результате снижения объемов перевозимых товаров.

3. Высокая стоимость дизельного топлива, что приводит к снижению рентабельности перевозок.

4. Снижение чистой прибыли фирмы, вследствие уменьшения выручки и роста затрат.

5. Увеличение числа конкурентов. Динамика доли рынка показывает, что происходит стремительный рост грузоперевозчиков – частников, соответственно увеличивается конкуренция и происходит снижение ставки рейса. Так же произошло увеличение грузового транспорта в 2014г. по сравнению с 2012г. на 80%.

6. Удаленность поставщиков запчастей и расходных материалов. Это приводит к простою автомобилей и снижению прибыли организации.

7. Снижение платежеспособности предприятия, что ведет к увеличению вероятности банкротства предприятия.

8. Общее кризисное состояние мировой экономики обуславливает ухудшение всех показателей внутренней и внешней среды предприятия.

Таким образом, на предприятии сложилась кризисная ситуация, отразившаяся на деятельности организации, прибыль за 4 квартал 2014 года, при рентабельности 0,04%, составила 472 рубля. Объем перевозимых грузов снизился в 5 раз. Руководству необходимо предпринимать срочные меры, иначе организации грозит банкротство. При наличии возможностей на рынке (широкий и достаточно свободный рынок продажи запчастей на американскую технику; наличие одной организации, на рынке города Череповец, занимающейся продажей запчастей на американскую грузовую технику) и учитывая сильные стороны организации (знание специфики запчастей на грузовую технику американского производства; поставка запчастей и расходных материалов по низким ценам, за счет долгой работы и покупки в больших количествах), один из вариантов выхода из кризисной ситуации ООО «ЗАВАВТО» – диверсификация деятельности.

3. Экономическое обоснование диверсификации деятельности ООО «ЗАВАВТО»


3.1 Выбор направления диверсификации деятельности

Для решения сложившихся проблем в организации ООО «ЗАВАВТО» видятся 2 альтернативных варианта развития фирмы.

Во-первых, предлагается диверсификация деятельности предприятия, в ходе которой часть техники компании будет продана и полученная денежная сумма пойдет на открытие магазина по продаже запчастей на грузовые автомобили и полуприцепы американского производства.

Во-вторых, предлагается продажа всех активов предприятия ООО «ЗАВАВТО», и полученная денежная сумма будет размещена на депозитах.

3.2 Мероприятия диверсификации деятельности ООО «ЗАВАВТО»

На основе проведенного анализа автомобильного рынка и таким образом, для предприятия ООО «ЗАВАВТО» можно сформулировать следующее направление диверсификации деятельности: продажа 6 единиц техники с переходом в розничную торговлю запчастей и сопутствующих товаров автомобилей американского производства на рынке города Череповец.

Направлением деятельности организации будет розничная торговля запчастей на автомобили и полуприцепы американского производителя. Площадь торгового зала в магазине не будет превышать 150 квадратных метров (кв.м.), поэтому система налогообложения будет в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Проведенный анализ автомобильного рынка и сопутствующих товаров показал, что на рынке города Череповец функционирует только один магазин по продаже подобного товара, который больше специализируется по продаже запчастей на автомобили европейского производителя, поэтому данная ниша свободна.

Продаваемый товар направлен на узкий круг потребителей. Потенциальные покупатели – владельцы техники американского производства. Магазин будет продавать запчасти и расходные материалы на технику только американского производства. К расходным материалам относятся: масло в двигатель, мосты, коробку передач, так же антифриз в систему охлаждения, авторезина и фильтра.

После оборудования магазина и выбора поставщика, необходимо определиться на какую сумму и в каком соотношении запчасти и расходные материалы будут находиться постоянно на складе. Соответственно первый закуп запчастей будет соответствовать наличию запчастей постоянно находящихся на складе. При особенностях техники американского производства, большинство агрегатов и запчастей на различных автомобилях одинаковое. С учетом этих особенностей в первом закупе будут именно те запчасти и расходные материалы, которые на многих автомобилях и полуприцепах американского производства одинаковые. Сумма первого заказа будет равна 1 000 тыс. руб. Все остальные авто запчасти будут привозиться под заказ. Для доставки запчастей под заказ будет заключен договор с экспедиторской компанией ООО «Деловые линии», стоимость доставки равна примерно 2-3% от стоимости общего заказа. Срок исполнения заказа от 2 до 4 дней. Первый заказ запчастей по подгруппам представлен в таблице 13.


Авто запчасти для американских грузовиков являются новым товаром на рынке города Череповца. Все владельцы американских грузовиков в городе и области, как правило, едут покупать запчасти и расходные материалы в Санкт‑Петербург и Москву. Поэтому при ценообразовании необходимо «сломать» стереотип, что авто запчасти в столичных городах дешевле. С учетом того, что в городе есть конкурент по продаже запчастей и расходных материалов необходимо установить цены ниже, чем у конкурента.

Самые крупные поставщики запчастей и расходных материалов из США в Россию ООО «ГВ Трак» и ООО «Автомаг». За 5 лет работы с поставщиками ООО «ЗАВАВТО» имеет скидки с ООО «ГВ Трак» – 7% от розницы, ООО «Автомаг» – 20% от розницы.

Анализ автомобильного рынка и сопутствующих товаров в Череповце показал, что цены на авто запчасти американских грузовиков у компании ООО «ТракСити» выше розничных цен ООО «Автомаг» приблизительно на 25‑30%.

Таким образом, необходимо установить торговую наценку на запчасти и расходные материалы 38% от закупочной цены. В результате ценообразования розничные цены будут ниже, чем у конкурента приблизительно на 15% и всего на 10% выше розничных цен поставщика, а так же равны ценам компании ООО «ГВ Трак».

Важную роль в маркетинговом плане играет продвижение магазина. Необходимо установить следующие цели продвижения:

  • захватить максимальную долю ранка розничной торговли авто запчастями для американских грузовиков в Череповце и районе;
  • создать образ престижного магазина;
  • убедить покупателей, что необходимо покупать запчасти именно в магазине организации ООО «ЗАВАВТО».

На основании договора поставки, магазин будет работать от имени поставщика, название будет «TRUCK empire». Для достижения целей продвижения необходимо выполнить следующие мероприятия:

    1. Поместить информацию на сайте поставщика об открытии новой торговой точки, которая находится в городе Череповец, Вологодская область. В данной информации необходимо указать схему проезда, контактные телефоны, icq, e-mail. В данном мероприятии необходимо будет задействовать время на звонок в рекламный отдел поставщика и передать достоверные данные о магазине.
    2. Разработать дизайн рекламных визиток и напечатать их. Визитки будут соответствовать имиджу поставщика. Из полиграфических агентств было выбрано «Северные Афины». Стоимость разработки дизайна визиток составит 200 руб. Первый тираж заказа 192 штуки, стоимость одной штуки 2 руб. 80 коп. Затраты на разработку и печать визиток будут равны 737 руб. 60 коп.
    3. Распространить среди потенциальных покупателей максимальное количество визиток. Место распространения экспедиторские компании и торговые точки по продаже авто запчастей для европейской техники. На распространение визиток необходим автомобиль и два дня. Затраты на передвижение по городу составят 360 руб.
    4. Разместить банерную рекламную растяжку на трассе Вологда ‑ Новая Ладога, вблизи города Череповец. Разработки дизайна, печать рекламы и установка стоит 13 450 руб. Стоимость аренды конструкции под рекламу на трассе составит 8 000 руб. в месяц.

На реализацию мероприятий продвижения, затраты в первый месяц составят 22 547 руб., в следующие 11 месяцев по 8 000 руб. Итого на мероприятия продвижения магазина необходимо 110 547 рублей в год.

Реализация плана маркетинга позволит предприятию ООО «ЗАВАВТО» расширить клиентскую базу, что приведет к увеличению объемов продаж и повышению конкурентоспособности магазина. По прогнозу к концу года на 15% всей техники американского производства в Череповце будут покупать запчасти и расходные материалы в магазине организации ООО «ЗАВАВТО».

В организации ООО «ЗАВАВТО» для проведения мероприятий по диверсификации деятельности необходимо два человека и 24 дня. На рисунке 7 приведена диаграмма Ганта, в которой отражены мероприятия и время для их осуществления.

Выбор и доставка запчастей

1 чел.

Проведение маркетинговых мероприятий

1чел.

Оборудование помещения

1 чел.

Поиск места расположения магазина

1 чел.

Продажа автомобилей

1 чел.

3

6

9

12

15

18

21

24

Дни

Рисунок 7 – Диаграмма Ганта

Таким образом, затраты на открытие магазина с учетом мероприятий продвижения составят 1 114 347 рублей.

Финансовый план.

Для диверсификации деятельности необходимы денежные средства в размере 1 114 347 рублей. Существует два варианта получения денежных ресурсов: заемные средства и собственные. Анализ деятельности компании ООО «ЗАВАВТО» показал, что организация приблизилась кризисному состоянию, объемы работ по транспортировке груза снизились. Поэтому целесообразно продать часть активов организации и направить их на открытие магазина. Продажа техники связана с высокими рисками, риски заключаются в том, что техника может продаваться от нескольких месяцев и до нескольких лет. Есть альтернативный вариант реализации автомобилей.

Поставщик ООО «Автомаг» занимается продажей автомобилей американского производства, продажей запчастей, покупкой автомобилей на разборку, ремонтом и обслуживанием автомобилей американского производства.