Файл: Дифференциация продукта на отраслевом рынкеурсовая работа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Одной из главных особенностей малого бизнеса является способность быстро адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, оставляя невыгодные и занимая новые, перспективные рыночные ниши. Это обусловливается относительно ограниченным объемом выпуска и небольшой потребностью в ресурсах у малых предприятий, упрощенной структурой внутрифирменного управления, прямой зависимостью доходов работников от успешной реализации продукции предприятия.

Однако в условиях развитой рыночной экономики малое предприятие, как правило, маневрирует в границах избранной специализации, улучшая качество, меняя ассортимент, реже – номенклатуру выпускаемой продукции и услуг. Изменение отраслевой структуры малого бизнеса происходит главным образом за счет интенсивного роста числа новых предприятий на перспективных рынках и сокращения числа действующих на сужающихся рынках.

Автомобильный транспорт является наиболее гибким и мобильным компонентом транспортной системы. Важнейшей отличительной особенностью отечественного парка автотранспортных средств является разномарочность, неоднородность и сильная изношенность. Современный автомобильный транспорт России в его нынешнем состоянии далеко не полностью отвечает требованиям, которые выдвигает радикальная реформа экономической и социальной сферы.

На сегодняшний день из-за финансового кризиса в России, кризисные явления на рынке грузоперевозок становятся все ощутимее с каждым днем. Объемы грузоперевозок автомобильным транспортом начали снижаться быстрыми темпами еще в 2014 году, а в 2015-м ситуация еще больше осложнилась.

В настоящее время на большинстве производственных предприятий – в строительстве, машиностроении, металлургии и других сферах промышленности сложилась достаточно сложная ситуация. Предприятия останавливают целые цеха, сокращают рабочих, уменьшаются производственные обороты в целом. Заказы на грузоперевозки уменьшаются в 2015 году, так же как и в 2014, грузоперевозчики вынуждены снижать стоимость своих услуг, что приводит к снижению рентабельности грузоперевозок.

Таким образом, экономическое обоснование диверсификации деятельности предприятия малого бизнеса на примере ООО «ЗАВАВТО» является актуальной темой.

1. Теоретические аспекты диверсификации

1.1 Понятие, сущность, причины, цели и задачи диверсификации

1.2 Виды диверсификации

Родственная диверсификация.

Не родственная диверсификация

Исключение и ликвидация

Обновление компании, сокращение и реструктуризация.

Многонациональная диверсификация.

2. Анализ деятельности ООО «ЗАВАВТО»

2.1 Общая характеристика ООО «ЗАВАВТО»

2.2 Анализ контрагентов

3. Экономическое обоснование диверсификации деятельности ООО «ЗАВАВТО»

3.1 Выбор направления диверсификации деятельности

3.2 Мероприятия диверсификации деятельности ООО «ЗАВАВТО»

Заключение

Список использованных источников и литературы

Суть диверсификации производства заключается в обеспечении стабильности деятельности компании и уменьшении ее зависимости от меняющейся конъюнктуры рынка.

В результате диверсификации происходит физическое и организационное изменение в структуре бизнеса, которое не дает возможности полностью воспользоваться предыдущим опытом деятельности компании, то есть происходит формирование нового технологического, информационного уклада производства, появление новых каналов сбыта, изменения касаются, в том числе и структуры персонала.

Можно выделить ряд причин диверсификации:

- увеличение степени риска, связанного с усилением конкуренции на рынке, что сказывается на финансовом положении в течение определенного времени;

- наличие свободных оборотных средств и неполная загрузка производственных мощностей;

- падение рентабельности основного производства;

- стремление к росту масштаба производства (расширение бизнеса, благодаря синергизму с нынешним бизнесом).

Таким образом, основными задачами диверсификации являются следующие:

- сделать компанию растущей, то есть улучшить модель роста компании;

- укрепить стабильность компании, несмотря на наличие случайностей, имеющих неблагоприятные для компании последствия (снижение рисков за счет перераспределения капитала в многопрофильной деятельности). 

Проникновение в новое дело может преследовать одну или несколько целей, достижение которых обеспечивается одним или несколькими направлениями диверсификации. Отсюда следует, что главная цель диверсификации производства – это создание условий стабильного и эффективного социально‑экономического развития компании, которое трансформируется в конкретные цели структурной политики, такие как:

- рост масштаба/размера фирмы;

- повышение рентабельности;

- сбалансированность стратегического набора фирмы;

- обеспечение финансовой устойчивости компании, определяемые потребностью в том или ином виде продукции, работ и услуг.

Таким образом, можно сделать вывод, что диверсификация создает предпосылки организационно‑экономического характера для развития наиболее конкурентоспособных форм и направлений производства на данном предприятии, ведет к оптимизации и повышению конкурентоспособности бизнеса, а также к его финансовой устойчивости.

1.2 Виды диверсификации


После принятия решения о диверсификации следует выбрать один из нескольких альтернативных путей. Существует множество различных подходов.

Когда диверсификация становится серьезным выбором, необходимо принять решение о том, как она будет осуществлена: с родственными видами бизнеса, с неродственными или при сочетании этих двух случаев. После осуществления диверсификации задача руководства будет заключаться в определении того, каким образом управлять видами бизнеса, в которые компания сделала капиталовложения. Выделяют множество классификаций диверсификации. Рассмотрим основные.

В первой классификации выделяют шесть альтернативных видов диверсификации:

1. Внедрение в новые отрасли. Приобретение, создание новой компании и совместное предприятие.

2. Родственная диверсификация.

3. Неродственной диверсификация.

4. Исключение и ликвидация.

5. Обновление компании, сокращение и реструктуризация.

6. Многонациональная диверсификация.

Первые три пункта определяют пути диверсификации, а последние укрепление позиций и улучшения работы уже диверсифицированных компаний.

Внедрение в новые отрасли.

Внедрение в новые отрасли может иметь одну из трех форм:

- приобретение;

- создание новой компании внутри старой;

- совместное предприятие.

Приобретение уже существующего бизнеса – это наиболее популярное средство диверсификации в другую отрасль, преимущество которого заключается в наиболее быстром выходе на целевой рынок. Этот способ помогает проводящей диверсификацию компании преодолеть такие барьеры на входе, как необходимость приобретения технологического опыта, установления взаимоотношений с поставщиками и много другое.

Диверсификация может осуществляться путем создания новой компании «под зонтиком» всей корпорации для участия в конкуренции на желаемом рынке. Новая организация должна не только преодолеть барьеры на входе, но и осуществить капиталовложения в новые производственные мощности, наладить снабжение, нанять и подготовить персонал, создать каналы распределения, расширить потребительскую базу и так далее.

Совместные предприятия являются удобным способом получения доступа к новым бизнесам, по крайней мере, в ситуациях трех типов. Во-первых, совместные предприятия – это хорошая организационная форма для осуществления такой деятельности, которая является неэкономичной или слишком рискованной для одной компании. Во-вторых, совместные предприятия имеют смысл, когда объединение ресурсов и опыта двух или нескольких независимых компаний создает организацию, обладающую всем необходимым, чтобы стать мощным конкурентом. В этом случае каждый из партнеров привносит знания и ресурсы, которых нет у других и которые необходимы для достижения успеха. В-третьих, совместные предприятия с иностранными партнерами порой единственный или наилучший путь преодоления импортных квот, тарифов, национальных и политических интересов, культурных преград.


Родственная диверсификация.

При выборе отрасли для диверсификации существуют две возможности: диверсификация в родственные и неродственные основному бизнесу компании отрасли. Родственная диверсификация означает внедрение в бизнесы, обладающие определенным соответствием. Соответствие существует, когда различные бизнесы имеют родственные производственные циклы.

Диверсифицированная компания, использующая взаимосвязанность производственных циклов и извлекающая преимущества из соответствия, достигает большей общей производительности, чем сумма производительностей, которые имели бы бизнесы, если бы работали независимо друг от друга. Наличие соответствия внутри диверсифицированного портфеля бизнесов в сочетании с энергией и квалификацией руководства корпорации в деле извлечения преимуществ от взаимодействия позволяет получить эффект родственной диверсификации (2 + 2 = 5), который становится основой конкурентоспособности. Чем больше преимущества соответствия, тем большее конкурентное преимущество создает родственная диверсификация и тем в большей степени этот ее вид удовлетворяет условиям теста на улучшение при создании рыночной стоимости акции. 

Не родственная диверсификация

Многие компании выбирают не родственную диверсификацию, демонстрируя тем самым готовность диверсифицировать в любую отрасль с хорошими перспективами получения прибыли. Руководители корпораций не предпринимают сознательных попыток поиска таких видов бизнеса, которые обладали бы соответствием с другими видами бизнеса корпорации.

Не родственная диверсификация предполагает проникновение в любые отрасли и бизнесы, обещающие финансовые выгоды. Использование взаимоотношений соответствия является вторичным. 

Компании, осуществляющие не родственную диверсификацию, обычно выходят на новые рынки путем приобретения уже работающих на них компаний, а не формирования нового филиала в недрах материнской компании. Они исходят из того, что рост путем покупки преобразуется в увеличение рыночной стоимости акции.

Исключение и ликвидация

Если руководство корпорации приходит к заключению, что какой-либо бизнес уже не обладает соответствием или становится непривлекательным для инвестирования, то необходимо рассмотреть возможности его ликвидации.


Ликвидация – самое неприятное и болезненное мероприятие, особенно в случае не диверсифицированного предприятия, когда она означает прекращение существования компании.

В безнадежных ситуациях ранняя ликвидация в большей степени защищает интересы акционеров, чем неизбежное банкротство. Продолжительная борьба в безнадежной ситуации истощает ресурсы организации и оставляет все меньше материальных ценностей, она также может испортить репутацию руководителей и подорвать управленческую карьеру. К сожалению, редко бывает просто определить, когда полная перестройка компании даст положительные результаты, а когда нет. Это особенно верно, когда эмоции и гордость перевешивают разумные деловые суждения.

Обновление компании, сокращение и реструктуризация.

Обновление, сокращение и реструктуризация портфеля используются, когда руководству необходимо «оздоровить» портфель. Тяжелое положение может быть результатом значительных убытков в одном или нескольких бизнесах, снижающих общие финансовые показатели корпорации, большого числа бизнесов в непривлекательных отраслях, спада в экономике, отрицательно сказывающегося на многих составных частях корпорации, чрезмерного давления долгов или неправильно осуществленных приобретений, не оправдавших ожиданий.

Сокращение включает сужение диапазона диверсификации до меньшего числа бизнесов. Сокращение обычно реализуется, когда руководство корпорации решает, что она слишком широко диверсифицирована и что необходимо сконцентрировать усилия на нескольких основных видах бизнеса.

Реструктуризации портфеля включают радикальную перестройку состава портфеля и доли в нем бизнесов различных типов. Реструктуризация портфеля бизнесов целесообразна при выполнении любого из перечисленных ниже условий:

Реструктуризация обычно включает как ликвидацию старых, так и создание новых бизнесов. Кандидатами на исключение становятся не только слабые или нестабильно работающие бизнесы либо те из них, которые находятся в непривлекательных отраслях, но и те, которые потеряли соответствие (даже если они остаются прибыльными и работают в достаточно привлекательных отраслях). Многие широко диверсифицированные корпорации, разочарованные работой некоторых приобретенных ими бизнесов и испытывающие трудности в управлении множеством не родственных бизнесов, реструктуризируют свои портфели для сужения области основной деятельности. Ликвидируются бизнесы, не совместимые с новыми критериями родственной диверсификации, оставшиеся перегруппировываются и нацеливаются на получение максимальных выгод от соответствия, а новые приобретения делаются с целью укрепления позиций материнской компании в той отрасли, на которую предполагается сделать особый упор.


Многонациональная диверсификация.

Отличительными чертами международной диверсификации являются диверсификация в бизнесы и диверсификация в национальные рынки. В такой ситуации от руководства требуются разработка и реализация значительного числа мероприятий. В то же время руководство диверсифицированных многонациональных корпораций должно знать наиболее выгодные пути координации усилий своей компании по всем отраслям и странам.

Многонациональные корпорации могут получить конкретное преимущество путем диверсификации в глобальные отрасли, использующие родственные технологии. 

В следующей классификации обычно разделяют связанную и несвязанную (конгломератную) диверсификацию. В свою очередь, связанная диверсификация может быть вертикальной или горизонтальной. (см. рисунок 2). 

Рисунок 2 – Виды диверсификации

Связанная диверсификация означает развитие продуктов или рынков, связанных с основным профилем деятельности компании. Различают следующие три формы связанной диверсификации:

- диверсификация в поставки, означает развитие деятельности, обеспечивающей входные потоки в компанию (например, производство заготовок, оборудования и тому подобное);

- диверсификация в продвижение, относится к развитию деятельности, связанной с выходными потоками (например, транспорт, доставка, ремонт, обслуживание);

- горизонтальная диверсификация, предполагающая развитие продуктов‑заменителей либо продуктов, дополняющих уже производимый ряд.

Несвязанная диверсификация означает развитие продуктов или рынков, не связанных с основной деятельностью компании.

2. Анализ деятельности ООО «ЗАВАВТО»

2.1 Общая характеристика ООО «ЗАВАВТО»

Общество с ограниченной ответственностью «ЗАВАВТО» создано в 2003 году в городе Череповец. Юридический адрес: 162600, Вологодская область, город Череповец, улица Ломоносова, д.4.

У рассматриваемого предприятия один учредитель, который является генеральным директором, действующего на основании Устава. В настоящее время фирма оказывает услуги грузоперевозок по России.