Файл: АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Одним из важнейших аспектов, влияющих на эффективность работы персонала, является мотивация, определенная модель которой существует на каждом предприятии. Эффективное управление невозможно без понимания того, что движет человеком и побуждает его к деятельности, как и какими методами мотивы могут быть приведены в действие. Для того чтобы предприятие могло выжить в условиях жесткой конкурентной борьбы, руководитель должен опираться на действенную систему мотивации каждого работника. Если эта система разработана правильно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности коллектива на благо предприятия.

Без мотивированных и квалифицированных сотрудников ни одна организация не в состоянии создать хорошо работающие системы маркетинга, продаж, финансов, бухгалтерского учета. Знания и навыки сотрудников становятся главным источником процветания любой компании. В этих условиях поиск новых, более совершенных моделей управления людьми на предприятиях и в организациях предполагает достижение высокой эффективности результатов деятельности организации и деятельности по управлению персоналом, создание условий для раскрытия творческих способностей и карьерного роста каждого сотрудника.

Объектом исследования в работе является персонал ООО «Компьютер Сервис».

Предметом исследования выступает мотивационный механизм в системе управления персоналом ООО «Компьютер Сервис».

Целью работы является исследование мотивационного механизма в ООО «Компьютер Сервис».

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить теоретические основы мотивации трудовой деятельности персонала организации;

2) проанализировать действующий в ООО «Компьютер Сервис» мотивационный механизм;

3) разработать рекомендации по совершенствованию мотивационного механизма в ООО «Компьютер Сервис».

Теоретической и методологической основой работы послужили труды таких отечественных и зарубежных ученых, как Г.Л. Багиева, Н.В. Виноградовой, М.В. Герш, А.П. Егоршина, А.Я. Кибанова, О.Г. Кирилловой, А.П. Клочкова, А.М. Колот, А.Г. Шмакова и др., а также первичная документация ООО «Компьютер Сервис».

В работе были применены следующие методы: аналитический, графический, методы анализа и синтеза, метод системного подхода, опроса.


Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Практическая значимость работы определяется тем, что материал рекомендательной части может быть применен в управлении ООО «Компьютер Сервис» в целях улучшения мотивационного механизма персонала.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Сущность и функции мотивации трудовой деятельности персонала

Одним из факторов, влияющих на повышение ре­зультативности хозяйственной деятельности со­временных предприятий, а также повышения их конкурентоспособности на рынке является эффективное управление трудовыми ресурсами, где особое место за­нимает мотивация работников.

При определении понятия «мотивация» следует обратиться к его исходному слову «мотив», которое в переводе с французского означает «внутреннее побуждение человека». Внутреннее побуждение или мотив человека формируются, опираясь на возникшие у него потребности[1]. Другими словами, мотив - это некий импульс, вызывающий побуждение к действию ради достижения цели, не противоречащей внутренним установкам человека.

Если рассматривать мотивацию как некую составляющую человеческой деятельности, то под мотивацией принято понимать силы, существующие внутри или вне человека, которые побуждают в нем энтузиазм и упорство в выполнении определенных действий. Человек выполняет определенную работу, потому что знает, что его труд будет вознагражден. Задача руководителя состоит в том, чтобы мотивировать своих исполнителей, побуждать их к определенным действиям, заинтересовывать, направить мотивацию человека на достижение производственных целей[2].

По мнению И. М. Варданян, мотивация представляет собой процесс побуждения работников к активной трудовой деятельности для удовлетворения их собственных потребностей, интересов в сочетании с достижением целей организации[3].


Как считает М. В. Герш, мотивация - это совокупность стойких мотивов, определяемых характером личности, ее ценностной ориентацией инаправляющей ее деятельностью[4]. Что касается трудовой деятельности, то это стремление работника удовлетворить свои потребности в определенных благах посредством труда, направленного на достижение целей организации.

Таблица 1

Подходы к определению понятия «мотивация»

Автор

Определение

Н. Багиев[5]

Процесс интенсификации мотивов индивида или их группы с целью активизации их дей­ствий по принятию решения об удовлетворении какой-то потребности

Н.В. Булкина[6]

Система мер, направленная на повышение производительности труда, улучшение его ка­чества и профессиональный рост

Т.Н Лобанова[7]

Процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на дости­жение индивидуальных и общих целей организации

Е. Мюллер[8]

Внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его ини­циирования, побуждения

Анализируя приведенные определения, становится ясным, что мотивация - это внутренние желания и цели человека, побуждающие его действовать в определенном направлении, чтобы достичь поставленной цели. Мотивация - это система инструментов, побуждающих сотрудников достигать поставленных перед ними целей.

Рассмотрим, на основе, каких элементов должна строиться система мотивации труда на предприятии.

Одним из элементов эффективности, функционирования системы мотивации персонала на предприятии, является вовлеченность сотрудников в достижение целей. Когда работник понимает, что его материальное вознаграждение напрямую зависит от конечного результата, то выполнение плана или достижение какой-то конкретной цели предприятием станет его непосредственной задачей[9].

Следующим элементом, который оказывает влияние на эффективность процесса мотивации, является анализ потребностей персонала. Человеческие потребности – это чувство необходимости удовлетворения основных потребностей (ощущение нехватки чего-либо). Потребности - это осознанное отсутствие (нехватка) чего-либо. Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Итак, потребность - это осознанное человеком отсутствие каких-либо конкретных предметов, условий или действий, необходимых для его существования[10].


Большинство исследователей при классификации потребностей выделяют первичные и вторичные потребности. Первичные потребности по своей природе физиологические и, как правило, врожденные, они заложены в человеке генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и жизненного опыта[11]. Удовлетворение первичных потребностей сопровождается формированием у человека потребностей более высокого порядка.

Осознанная или актуализированная потребность, вызывающая побуждение к действию, выступает в роли мотива. По сути, потребности - это глубинные силы, пробуждающие энергию человека и формирующие его мотивацию. Исходя из этого, мотивация - это процесс формирования трудового поведения человека, определяемого его потребностями, ценностными установками и способностями и направленного на достижение таких результатов, которые позволят удовлетворить возникшие потребности[12].

Таким образом, в основе процесса мотивации лежит потребность человека. В то же время мотивированность работника к трудовой деятельности будет зависеть не только от его потребности, лежащей в основе мотивации, но и от предлагаемых работодателем форм стимулирования[13]. В процессе трудовой деятельности мотивация дает возможность решить следующие задачи: удовлетворить потребности работников в определенных благах посредством труда, оценить результаты их деятельности, а также установить степень удовлетворенности вознаграждением работника за проделанную работу.

Система мотивации, как считает А. Б. Лукьяненко, выполняет следующие управленческие функции:

а) планирование мотивации (выявление потребностей, установление взаимосвязи между потребностями и стимулами);

б) осуществление мотивации (создание соответствующих условий для удовлетворения потребностей работников, вознаграждение их по результатам работы);

в) управление мотивационным процессом (контроль мотивации, корректировка стимулов мотивации)[14].

Мотивация должна учитывать и ряд факторов (побудительных сил), которые определяют поведение человека к выполнению определенного действия для достижения своей цели. К мотивирующим факторам следует отнести значимость и сложность выполненной работы, вознаграждение по результатам труда, стремление работника сделать карьеру. Данные факторы активно воздействуют на человека в том случае, если организация создает все условия для проявления и реализации способностей работников[15].


Процесс внутренней мотивации работников организации разворачивается в следующей последовательности: 1) возникновение и осознание потребности работниками организации; 2) формирование устремленности, готовности работника к выполнению какого-либо действия в целях удовлетворения возникшей потребности; 3) выбор (формирование) трудового поведения исходя из того, в какой мере предлагаемые работодателем формы вознаграждения соответствуют потребностям работника; 4) осуществление работником трудовых действий; 5) получение работником вознаграждения за осуществленные действия; 6) использование работником вознаграждения для удовлетворения своих потребностей[16].

Как видим, процесс мотивации включает в себя и стимулы в виде различных форм вознаграждения, предложенных работодателем. И в зависимости от того, какие стимулы предлагает работодатель и в какой степени они соответствуют потребностям работника, будет определяться трудовое поведение персонала[17].

Таким образом, на сегодняшний день мотивация персонала занимает центральное место в системе управлении персоналом организации, так как именно она по существу выступает причиной поведения сотрудников. От того насколько мотивированы сотрудники, зависит их ориентация на цели организации, желание их достигать, обеспечивать необходимый результат. А это в свою очередь является основой для эффективной работы организации в целом.

1.2. Методы управления мотивацией персонала

Методы мотивирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы мотивирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.

По мнению В.А. Шаховой, методы мотивации аналогичны методам, используемым в управлении персоналом вообще. Среди них есть общие, широко применяемые в управлении другими объектами: административные, экономические, социальные и большое количество конкретных частных методов[18]. Общая схема методов мотивации представлена на рисунке 1.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности[19].