Файл: Социально-психологический климат организации ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЗАВИСИМОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРСОНАЛА ОТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

1.1. Особенности влияния социально – психологического климата коллектива на эмоциональное состояние персонала

1.2. Формирование социально – психологического климата в профессиональной группе

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРСОНАЛА ОТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЕ

2.1. Организация экспериментального исследования по изучению эмоционального состояния персонала и коррекции социально – психологического климата в профессиональной группе

2.2. Результаты экспериментального исследования зависимости эмоционального состояния персонала от социально – психологического климата. Анализ результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Для развития эмоционального состояния сотрудников был разработан цикл развивающих занятий.

Целью занятий является организация психологической работы с сотрудниками экспериментальной группы по коррекции социально – психологического климата в профессиональной группе.

Задачи программы:

1. коррекция поведения с помощью ролевых игр

2. формирование адекватных форм поведения

3. эмоциональное осознание своего поведения, нравственное воспитание

4. формирование установки об ответственности за собственное здоровье, поведение, регулирование поведения в коллективе

5. обучение приемам ауторелаксации.

Работа в группе ориентирована на активное присвоение сотрудников нового опыта, возникающего в ходе развивающего процесса, и его использование в реальных жизненных обстоятельствах, ведущее в дальнейшем к самораскрытию их собственных потенциальных возможностей. Основная форма работы – групповые занятия. Количество участников – 11 человек. Возраст участников от 25 до 42 лет. Продолжительность занятия 35-40 минут. Продолжительность и частота могут варьироваться в зависимости от степени заинтересованности и подготовленности испытуемых.

По ходу каждого упражнения ведущий неоднократно организует позитивные взаимные общения сотрудников друг к другу («что ты скажешь тому, кто помогает тебе сейчас в занятии?»); в конце занятия организуются игровые позитивные общения.

На первых занятие проводятся игры и упражнения на сплочение группы, различение уверенных, агрессивных и пассивных действий, вербального и невербального поведения. На дальнейших занятиях прорабатывается: ситуации обвинения, несогласия; повышению фрустрационной толерантности; умение разрешать проблемы, обучению рациональному и позитивному мышлению; принципы ведения спора, дискуссии; решению индивидуальных проблем.

Освоение «проблем - разрешающего» подхода на конечной стадии проведения поведенческой психотерапии - важная задача. Учебные материалы могут быть составлены в письменном виде, обсуждены устно, заранее подготовлены задачи.

Целью первого занятия стало создание условий для более близкого знакомства сотрудников в микро-группе, снятие психологического напряжения, повышение психологической безопасности.

На первом занятии участники знакомились друг с другом и с групповой формой работы, выяснялись ожидания, опасения и проблемы; был сформирован интерес и мотивация к посещению дальнейших занятий, были выработаны правила поведения. Мы раскрыли суть всех последующих занятий с ними - это признание личности сотрудников и стремление к сотрудничеству. Не все работники чувствовали себя комфортно в начале занятия. Можно было заметить высокий уровень напряжения в группе, возникший в результате несовпадений ожиданий, отношений и установок участников с реальной групповой ситуацией, ее требованиями и поведением ведущего. Но затем участники раскрепостились, и обсуждение пошло более эмоционально и живо. Некоторые начинали рассказывать о своей проблеме, а другие давали советы. Было обращено внимание на различия и сходство того, какие чувства люди испытывают по отношению к своим сослуживцам, это вызвало большой интерес. Были обговорены условия и режим работы, введены правила групповой работы, которые предлагали сами работники в ходе дискуссии. Мы рассказывали, что заниматься они будут не только в группе, но и индивидуально, что будут вести дневник коллективного отношения к своим сотрудникам.


На первом занятии особенно понравилось упражнение «Компот», она помогла незнакомым людям поближе друг друга узнать и снять чувство неловкости. В конце занятия участники высказывали свое мнение по поводу первого вступительного занятия. Многие говорили о том, что боялись приходить на эти занятия, а в итоге получили большой заряд энергии, познакомились с новыми людьми.

При знакомстве сотрудники вели себя возбужденно, и многие работники начинали шутить друг над другом. Под конец занятия многие удивились, что проработав достаточно много с коллегами, ничего о них не знали и отнеслись к занятию с пониманием.

Целью второго занятия стало повышение психологической безопасности в группе, тренировка навыков взаимодействия, дифференциация представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности.

В результате работы на данном занятии работники закрепляют ранее полученные умения, учатся слушать себя и видеть других. Они усваивают, что продуктивное партнёрское общение и взаимодействие возможно только тогда, когда мы умеем видеть в другом человеке партнера, личность, обладающую своими чертами, особенностями, жизненным опытом.

Упражнение «Комплимент» в начале работы особенно понравилось участникам, подняло настроение и настроило всех на работу своим позитивным началом, т.к. комплименты – это всегда приятно.

В ходе выполнения упражнения «Зеркало и обезьяна» участники приходят к выводу, как важно уметь внимательно относиться к человеку, с которым мы общаемся, так как движения собеседника могут отражать его внутреннее состояние и отношение к тому, что происходит вокруг.

В ходе выполнения упражнение «Перевоплощение» участники группы превращались в какие-нибудь вещи (насколько хватило фантазии у соседа, сидящего рядом), ощущали ее характер и составляли рассказ о ее прошлом и будущем. Упражнение «Я не люблю» вызвало много эмоций, особенно со стороны взрослых участников, т.к. в группе уже сформировалась определенная доверительная атмосфера, им было проще делиться с людьми своим мнением по поводу человеческих отношений.

В начале этого занятия работники сидели спокойно и с интересом слушали ведущего. Во всех упражнениях принимали активное участие, ведь, по их словам, хотелось узнать о себе со стороны как можно больше. Не обошлось и без инцидентов. Один из работников в упражнение «как в зеркале» наотрез отказался в принятии участия. Но к сожаленью такое бывает, когда группа не сплоченная и где надо работать в парах. В дальнейшем мы постараемся исправить эту сложившуюся ситуацию.


Целью третьего занятия стало стимулирование внутригруппового общения, развитие самоконтроля, воображения; умения изображать свои чувства и настроение; способствовать осознанию своего «Я» (активизация знаний и представлений о себе и окружающем мире).

Упражнение «Я такой же, как ты». Участники по очереди бросали по очереди друг другу мячик и объясняли почему, они бросили мячик именно тому человеку и чем он похож на него. По окончании упражнения проводилась короткая дискуссия о том, какое объяснение было самым неожиданным и одновременно самым точным. Упражнение «Куда уходит злость». Все участники, вместе с ведущим выгоняли злость из комнаты, которая накопилась там за время выполнения всех предыдущих упражнений: топали ногами, дули на нее. Упражнение «Самопохвала». Каждый из участников по очереди вставал на стул и хвалил себя за то, что выполнял такие трудные задания. Это упражнение очень важное, так как помогает участникам осознать, что самопознание - тяжелый труд.

На этом занятии сотрудники уже чувствовали себя комфортнее и раскованнее, кроме того мужчина, который на прошлом занятии отказался от упражнения. На этот раз он сначала отказался от упражнения «психологический автопортрет», не хотел говорить вслух, за что его можно хвалить и ругать. Но группа с уважением к нему, попросила сказать хотя бы что-то одно. Молодой человек согласился прочитать только отрицательный момент упражнения. По нашему мнению это большой шаг к раскрытию личности и сплочению группы.

Целью четвертого занятия стало формировать умение исследовать речевые особенности собеседника; осознанно использовать эти особенности в своей речи для установления эффективного межличностного контакта; тренировка навыков взаимодействия в группе.

При выполнении упражнения «Программа самовоспитания» участники возвращались к записям, сделанным при упражнении «Закончи предложение». Ведущий дал инструкцию: «В начале занятия каждый из вас записал цель, которой он хочет достичь, и сформулировал проблемы, которые ему мешают. Давайте обсудим те проблемы, которые вы для себя поставили на первое место».

После того как участники ознакомили друг друга с проблемой № 1, ведущий помог сгруппировать проблемы по схожести. В основном на первое место вышли две группы проблем. Это проблемы, связанные с неумением распределить время, и проблемы, порожденные неумением договариваться, просить или отказать.

Далее участники, опираясь на свой опыт, предлагали различные пути решения проблемы. Это, прежде всего, некие искусственные приемы: составить режим дня, прежде чем начинать что-то делать; определить время, необходимое для выполнения. Были предложены и ограничительные меры. После того как было сформулировано несколько путей решения задач каждый участник, при помощи ведущего и товарищей, выбрал для себя наиболее подходящее, и сделал запись в тетради: «Чтобы научиться (формулировка задачи), я решил в течение недели до следующего занятия (формулировка пути решения)».


В начале занятия работники вели себя возбужденно и положительно эмоционально настроены. Они были рады видеть нас снова и быстро включились в работу. В середине занятия на упражнении «пойми меня» было заметно, что среди 2 женщин возникла антипатия. Это повлекло разделение группы на два лагеря. Все занятие прошло благополучно, но мы поставили перед собой цель: не только сплотить сотрудников, но и создать атмосферу доверия среди коллектива в целом.

Целью пятого занятия стало тренировка способности к совместной деятельности, сотрудничеству; повышение согласованности взаимодействий; отработка невербальных средств общения; развитие эмпатии.

Упражнение «Качество человека» вызвало много затруднений у работников, т. к. им сложно описать какое-либо качество, но после небольшого объяснения они с большим интересом включились в работу. Упражнение побуждает людей к проявлению творческой активности, развивает воображение. Кроме того, оно побуждает вникать в смысл того, что рассказывает один из них. Упражнение «Подобрать синонимы» понравилось, при его выполнении они проявили максимум знаний при работе с синонимами к глаголу «мыслить». Затем все желающим прочитали записанные слова вслух. Так как желающих было много, каждый называл не более 1—2 слов, не повторяя уже звучавшие. Все слова по ходу чтения ведущий записывал на доску или лист ватмана. Упражнение «Веришь – не веришь». Ведущий зачитывал вопросы, участники в тетрадях записывали свои ответы.

При нашей встрече многие сотрудники явно, чем-то были расстроены. В начале вели себя вяло и с неохотой шли на контакт. При дальнейшем развитии занятия они постепенно выходили из этого состояния, а под конец их просто было не узнать. Веселые, жизнерадостные и энергичные. Было заметно и то, что тот молодой человек, который в начале нашего знакомства отказывался принимать участие в некоторых упражнениях, теперь активно работает в группе.

Целью шестого занятия стала тренировка навыков взаимодействия в группе; формирование навыков активного слушания.

Упражнение «Акробат» создает положительный настрой в группе, повышает активность участников. Упражнение «Я устал». Все участники по очереди говорили с разной интонацией фразу: «Ох как я устал!».

Упражнение «Я хочу сказать спасибо». Все желающие могут в присутствии всех участников группы поблагодарить тех людей, которым он считает, что нужно сказать спасибо за или иную оказанную услугу. Участники почувствовали после окончания упражнения, что позитивный настрой получает не только тот человек, которого поблагодарили, но и тот, который поблагодарил.


На этом занятии мы с группой подвели итоги прошлых встреч и пришли к общему мнению, что на данный момент группа раскрылась на 75% и многим интересно узнать еще что-нибудь о своих коллегах. Сотрудники изменились, они стали более спокойными, рассудительными. Не так эмоционально воспринимают критику или упражнение на раскрытие себя. На этом занятии трудностей не возникло, уже с первого раза работники усваивали упражнения и прилагали все усилия на выполнения задания.

Целью седьмого занятия стало развитие способности и умения понимать другого человека, заботиться о нем, сотрудничать с ним; формирование навыков делового общения и развития деловых качеств личности как условия успешной социальной адаптации.

Многие сотрудники сами указали эту тему в анкетах, которые мы раздавали после каждого занятия. Обосновав это тем, что им надо не только научится общаться в коллективе, но и уметь разговаривать со всеми людьми и вести себя подобающим образом. Здесь мы встретили со стороны некоторых людей непринятие занятия. Они были возмущены, что их предложения не были отмечены нами. В последующем разговоре все было улажено. Работники осознали пользу занятия и до самого конца были заинтересованы.

Целью восьмого занятия стало научить группу распознавать различные эмоции; развитие самоконтроля; научить способам снятия агрессии, конструктивного реагирования на враждебные ситуации; осознание своих чувств в общении.

Упражнение «Раскрась свои чувства» (заранее были заготовлены листы со схематичным изображением человечка для каждого участника). Каждый участник должен был цветными карандашами разукрасить своего человечка в сфере его эмоций. Упражнение «Ты кто?». Было очень динамичным, подвижным и веселым, участники смогли еще больше узнать друг о друге с помощью изображения того или иного животного. После того как все частники группы нашли свою пару, тренер спрашивал по очереди у каждой пары: «Кто вы?»

Это упражнение проходило очень весело, в результате у участников группы повысилось настроение, снизилась усталость. Упражнение «Пишущая машинка» вызвало много положительных комментариев со стороны участников, т.к. в ходе коллективного участия в игре, участники имеют возможность еще больше раскрепоститься.

Цель: в результате проведения упражнения мобилизуется внимание, улучшается настроение, повышается активность участников занятий. Упражнение позволяет осознать необходимость постоянной включенности в процесс совместной деятельности.