Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов к ИП Мартемьянов О.Б. оммерческих организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ: ИХ ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

1.1 Формирование, состав и характеристика финансовых ресурсов предприятия

1.2. Мобилизация финансовых ресурсов и их использование

2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ИП МАРТЕМЬЯНОВ О.Б.

2.1. Краткая характеристика предприятия

2.2. Аналитический обзор основных экономических показателей, имущественного положения и источников средств ИП Мартемьянов О.Б.

2.3. Оценка платежеспособности и устойчивости экономического состояния организации

2.4. Оценка использования финансовых ресурсов организации на основе анализа деловой активности, эффективности хозяйственной деятельности и уровня предпринимательского риска

Выводы

3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРИМРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ИП МАРТЕМЬЯНОВ О. Б.

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

3). Основные фонды предприятия представлены транспортными средствами и оргтехникой (торговые помещения и склады используются на условиях аренды). Стоимость основных средств и их доля в имуществе предприятия невелики, что, впрочем, закономерно для торговой организации. Но активизация деятельности предприятия требует дальнейшего пополнения автопарка, ИП Мартемьянов О.Б. явно испытывает дефицит основных средств для бесперебойного ведения финансово-хозяйственной деятельности.

4). Увеличение стоимости имущества предприятия обеспечено в основном ростом стоимости оборотных активов. В структуре оборотных средств доминирующий удельный вес имеют дебиторская задолженность и материальные запасы.

5). Значительные суммы дебиторской задолженности настораживают. Возможно, предприятие необоснованно кредитует своих клиентов, в то время как само испытывает дефицит денежных средств.

6). Анализ источников формирования имущества организации выявил, что наибольший удельный вес приходится на заемный капитал; зависимость предприятия от кредиторов очень высока. ИП Мартемьянов О.Б. не имел собственных источников для покрытия потребности в товарных запасах; необходимость поддержания торгового оборота потребовали привлечения краткосрочных кредитов и займов.

7). Организация осуществляет свою деятельность, приобретает товары, зарабатывает прибыль в основном за счет использования кредиторской задолженности, то есть ее деятельность зависима от краткосрочных кредиторов. ИП Мартемьянов О.Б. активно использует заемные средства и вынужден обеспечивать свои ликвидные потребности за счет удержания кредиторской задолженности и привлечения платных заемных средств.

Предприятию необходимо тщательнейшим образом контролировать свою политику заимствований, так как активное кредитование требует постоянного контроля, в том числе по соотношению стоимости кредита и уровня экономической рентабельности, сроков исполнения обязательств и поддержания деловой репутации.

Несмотря на дефицит собственных средств, минимум постоянных активов, в целом состояние финансовой деятельности исследуемого предприятия, как торговой организации, может быть признано удовлетворительным. Бизнес высокодоходен, его деловая репутация достаточно высока. Но практикуемая политика постоянного балансирования на грани финансового риска очень опасна. Кроме того, благополучию и состоятельности бизнеса угрожает и внешняя конкурентная среда. Если в начале своей деятельности, несмотря на большое количество на астраханском рынке организаций, торгующих продуктами питания, ИП Мартемьянов О.Б. за счет активной специализации и низких цен устойчиво держался на лидирующих конкурентных позициях, то в настоящее время, с появлением мощных конкурентов – универсальных торговых комплексов «Магнит», «Лента», «Метро», «О'кей» - ИП Мартемьянов О.Б. сдал свои позиции, по крайней мере в сфере розничной торговли, и вынужден искать новые формы привлечения клиентуры, делая ставку на оптовый сектор.


3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРИМРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ИП МАРТЕМЬЯНОВ О. Б.

Повышению эффективности формирования и использования финансовых ресурсов ИП Мартемьянов О.Б. должно способствовать:

  • укрепление и развитие имеющихся позиций;
  • направление компаньонов по бизнесу на более грамотную работу с акцентом на качество работы;
  • сокращение сроков поставки товаров, оперативное выполнение заявок клиентов, собственных магазинов и торговых представителей, для чего необходимо пополнение парка автотранспорта;
  • активное использование коммерческого кредита клиентам компании для ускорения оборота средств и обращения их в денежные активы.

Действительно, в условиях конкуренции и дефицита ликвидных средств имеет больший смысл ускорять оборачиваемость товаров, чем упорствовать при максимизации нормы прибыли на каждую единицу продаваемого товара. Реализуя данный принцип, ИП Мартемьянов О.Б. рекомендуется активнее во взаимоотношениях с покупателями использовать различные формы коммерческого кредита.

Коммерческий кредит можно охарактеризовать как кредит, предоставляе­мый в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Он предоставляется под обязательства должника (покупа­теля) погасить в определенный срок как сумму основного долга, так и начис­ляемые проценты.

Применение коммерческого кредита требует наличия у производителя достаточ­ного резервного капитала на случай замедления поступлений от должников. Выделяют пять основных способов предоставления коммерческого кредита:

  • вексельный способ;
  • открытый счет;
  • сезонный кредит;
  • консигнация;
  • скидка при условии оплаты в определенный срок (спонтанное финансирование).

При вексельном способе после поставки товаров продавец выставляет трат­ту на покупателя, который, получив коммерческие документы, акцептует ее, то есть дает согласие на оплату в указанный на ней срок. Этот способ в отношениях между розничной торговлей и оптовым поставщиком не используется.

Согласно договору об открытом счете, однажды принятому обеими сторо­нами, покупатель может делать периодические закупки без обращения за кредитом в каждом отдельном случае. Обычный порядок осуществления сдел­ки таков: когда покупатель заказывает товар, товар немедленно отгружается, а платеж за него производится в установленные сроки после получения счета.


Сезонный кредит обычно применяется в производстве игрушек, сувениров, солнечных очков, зонтиков и других изделий массового потребления сезонного спроса. Этот способ позволяет розничным продавцам покупать товары в течение всего года с целью организации необхо­димых запасов перед пиком сезонных продаж и позволяет отсрочить платеж производителю до конца распродажи. Например, производители канцелярских и других школьных товаров раз­решают торговцам закупать школьные принадлежности за несколько месяцев до начала учебного года, а платить за товар - в сентябре-октябре. Главное преимущество при этом способе - возможность выпуска продукции без дополнительных расходов на склади­рование, хранение и т.д.

Консигнация - способ, при котором розничный торговец может просто получить товарно-материальные ценности без обязательства. Если товары будут проданы, то будет осуществлен и платеж производителю, а если нет, то розничный торговец может вернуть товар производителю без выплаты неустойки. Консигнация обычно применяется при реализации новых, нети­пичных товаров, спрос на которые трудно предположить.

Спонтанное финансирование - скидка при условии оплаты в определенный срок. Этот способ предусматривает условие, что если платеж будет произведен покупате­лем в течение оговоренного в контракте периода после выписки счета, то из цены будет вычтена скидка. В противном случае, вся сумма должна быть выплачена в установленный срок.

Из вышеперечисленных способов товарного кредита:

  1. Вексельный способ для ИП Мартемьянов О.Б. применим во взаимоотношениях с оптовыми покупателями – юридическими лицами, и должен способствовать увеличению клиентуры. Однако, хотя и приведет к увеличению товарооборота, значительного прироста абсолютно ликвидных средств не обеспечит.
  2. Открытый счет ИП Мартемьянов О.Б. уже использует во взаимоотношениях с большинством постоянных клиентов. Рекомендуется продолжить данную практику.
  3. Учитывая отсутствие сезонного фактора при продаже товаров, на который ориентирована торговая деятельность ИП Мартемьянов О.Б. (продукты питания), сезонный кредит для данной организации неприменим.
  4. Консигнация уже используется во взаимоотношениях ИП Мартемьянов О.Б. с большинством постоянных клиентов и является действенным средством привлечения клиентуры. Рекомендуется продолжить данную практику.
  5. Спонтанное финансирование ИП Мартемьянов О.Б. не практикует. Однако, данный способ коммерческого кредитования является сильнейшим инструментом не только привлечения клиентов, но и активизации оборота средств. Предлагается внедрить его в практику взаимоотношений с клиентами.

Предприятию рекомендуется разработать различные модели договоров с гибкими условиями оплаты, стимулируя покупателей, осуществляющих погашение задолженности досрочно, предоставлением скидки.

Основной целью такой дисконтной политики является ускорение поступления выручки от реализации на счет продавца, ускорение погашения дебиторской задолженности. Кроме того, ожидается увеличение объема продаж, уменьшения риска убытков от несвоевременности оплаты счетов кредиторов.

Предоставляя покупателю отсрочку платежа, продавец, по-существу, предоставляет своему партнеру кредит, который вовсе не является бесплатным.

Так, средний период инкассации дебиторской задолженности ИП Мартемьянов О.Б. за 2015 год составил почти 57 дней. Это значит, что предприятие идет на упущенную выгоду – тот же убыток – по крайней мере в сумме банковского процента, который мог бы «набежать» на неполученную сумму за эти 57 дней (то есть из расчета в среднем 10 % годовых – около 1 % от суммы отсроченной дебиторской задолженности); упущенная выгода – 579,4 тыс.руб.

Можно посчитать и иначе: не получив оплату за проданный товар, ИП Мартемьянов О.Б. вынужден восполнить дефицит денежных средств привлечением кредитов под среднюю расчетную ставку процента 12,4 % годовых. А это уже дополнительные расходы в сумме 1137,6 тыс.руб. (57/360 * 0,124 * 57941).

Теперь рассмотрим целесообразность принятия данного способа кредитования с позиции клиента ИП Мартемьянов О.Б.. Если покупатель оплатит товар до истечения определенного срока, то сможет воспользоваться скидкой с цены. После этого срока покупатель должен выплатить полную стоимость товара, разумеется, укладываясь в договорной срок платежа. Для ответа на вопрос что выгоднее, покупатель может рассчитать цену отказа от скидки (approximate percentage cost of not taking discounts) и сопоставить ее с суммой банковского процента. Логика такова: что выгоднее, взять кредит в банке, чтобы оплатить раньше и воспользоваться скидкой, либо отказаться от скидки и оплатить товар в установленный срок?

Процент скидки 360 дней

Цена отказа от скидки = --------------------- * 100 * ------------------------------- (14)

100% - Процент Максимальная _ Период

Скидки отсрочка скидки

Если результат превысит ставку банковского процента, то выгоднее обратиться в банк за кредитом и оплатить товар в течение льготного периода.

Например, товар продается на условиях: скидка 1 % при платеже в 15-дневный срок при максимальной длительности отсрочки 30 дней (в контрактах данные условия обозначаются так: 1/15 net 30). Уровень банковского процента – 18 % годовых.


1 % 360 дней

Цена отказа от скидки = ---------------- * 100 * ------------------------- = 24,2 %

100% - 1 % 30 дней – 15 дней

Поскольку цена отказа от скидки (24,2 %) больше ставки процентов по кредитам (18 %), то выгоднее воспользоваться предложением продавца: отказ от скидки обойдется на 9,2 % дороже банковского кредита.

Для того, чтобы предлагаемое спонтанное финансирование было выгодным ИП Мартемьянов О.Б., необходимо определить оптимальный размер скидки.

Величина скидки устанавливается предприятием самостоятельно и является управляемой переменной. Оценить долю потенциальных пользователей скидки стало возможным при опросе покупателей, имеющих дебиторскую задолженность перед ИП Мартемьянов О.Б., средней продолжительностью 57 (60) дней:

- на скидку в размере 3,5 % при условии досрочной оплаты в течение 30 дней согласны 53 % покупателей; стоимость коммерческого кредита будет равна:

3,5 % 360 дней

---------------- * 100 * ------------------------- = 43,5 %

100% - 3,5 % 60 дней – 30 дней

- 48 % покупателей оплатят товар досрочно при предоставлении скидки в размере 3 %; стоимость коммерческого кредита будет равна:

3 % 360 дней

---------------- * 100 * ------------------------- = 37,1 %

100% - 3 % 60 дней – 30 дней

- 42 % потребителей примут скидку в размере 2,5 % при условии досрочной оплаты:

2,5 % 360 дней

---------------- * 100 * ------------------------- = 30,8 %

100% - 2,5 % 60 дней – 30 дней

- 35 % покупателей согласны на оплату в течение первых 30 дней с даты получения товара ради скидки 1,5 %; стоимость коммерческого кредита составит:

1,5 % 360 дней

---------------- * 100 * ------------------------- = 18,3 %

100% - 1,5 % 60 дней – 30 дней

В зависимости от выбранного размера скидки результаты по данному финансовому решению будут отличаться. Выбор по двум вариантам (без скидки или со скидкой) представлен в следующих таблицах.

Таблица 11.

Расчет эффективности предоставления скидки 1,5 %

Наименование

показателя

Результаты по двум вариантам

Экономический эффект

без скидки

со скидкой

Период сбора денежных средств

60 дней

0,35*30 + 0,65*60

39,1

Ускорится на 20,9 дней

Объем продаж с отсрочкой 60 дней, тыс.руб.

110633,2

110633,2

Образование дебиторской задолженности за месяц, тыс.руб.

(57941 – 28546) / 12 = 2449,6

(2449,6 * 0,65) + (2449,6 * 0,35 * 30/60) = 2020,9

Уменьшится на 428,7

Издержки предоставления скидки, тыс.руб.

-

0,35 *110633,2 * 1,5 / 100 = 580,8

580,8 тыс.руб.