Файл: Обеспечение сбалансированности федерального бюджета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В конце 2017 г. федеральное правительство начало реализовывать меры антикризисной поддержки экономики, наиболее крупной из них с точки зрения финансового объема стал выпуск ОФЗ для докапитализации банковской системы в размере 1 трлн. руб.

Доходы бюджета расширенного правительства в 2018 г. превысили объемы 2017 г. как в абсолютном, так и в относительном выражении и достигли 37,2% ВВП (26371,1 млрд. руб.) по сравнению с 36,1% ВВП годом ранее (24082,4 млрд. руб.).

Расходы бюджета расширенного правительства выросли до 38,3% ВВП (27215,9 млрд. руб.), в то время как в 2017 г. их объем составил 37,3% ВВП (24931,1 млрд. руб.).

Было принято принципиальное решение о выделении средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на инфраструктурные проекты для обеспечения экономического роста. Однако остались существенные вопросы к отбору подобных проектов и оценке их реальной эффективности с точки зрения обеспечения долгосрочного роста.

Характеризуя деятельность Центрального Банка РФ за анализируемый период можно отметить следующее.

. Банк России при реализации денежно-кредитной политики столкнулся с рядом глобальных вызовов.

Банк России упразднил действовавший механизм курсовой политики, отказавшись от интервала допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины и проведения регулярных интервенций на границах указанного интервала и за его пределами. При этом ЦБ РФ существенно увеличил свое присутствие на валютном рынке, осуществляя значительные операции по продаже иностранной валюты.

ЦБ РФ постепенно совершенствовал механизм денежно-кредитной политики, основанный на управлении процентными ставками. В частности, 3 февраля были введены операции «тонкой настройки» по предоставлению ликвидности в связи с отменой ежедневных аукционов РЕПО сроком 1 день.

Банк России принял решение о внедрении нового механизма рефинансирования кредитных организаций, в соответствии с которым регулятор предоставляет кредиты банкам на срок до 3 лет включительно по ставке 6,5% годовых.

Анализ зарубежного опыта государственного управления финансовыми ресурсами выявил следующее.

В большинстве развитых зарубежных стран преобладает модель управления финансовыми ресурсами предполагающая ограничение роли государства или «концепция предложения».

Критический анализ зарубежных моделей осуществления финансового контроля позволяет сделать вывод:

  • во-первых, о наличии единых задач и общих принципов в организации работы органов контроля с учетом национальной специфики, экономических условий и исторического развития;
  • во вторых, об отсутствии единого и общего подхода к проблемам организации контроля и проведения аудита государственных финансов в мире.

Таким образом, международная практика свидетельствует, что органы государственного финансового контроля могут достаточно эффективно существовать и функционировать на основе, казалось бы, противоположных, взаимоисключающих и противоречащих друг другу принципов и подходов.

Особое внимание в современных условиях хозяйствования должно быть уделено стабилизационной финансовой политики:

  • во-первых, стабилизационная финансовая политика за рубежом является неотъемлемым элементом в общей экономической политике государства, направленной на достижение устойчивости социально-экономического развития национальных экономик;
  • во-вторых, стабилизационная финансовая политика стран, экономики которых сильно зависят от цен на экспортируемые сырьевые товары, будет иметь свою специфику, что выражается в формировании государственных финансовых резервов и зачислении их в специально создаваемые фонды – суверенные фонды благосостояния.

Ключевые проблемы государственного управления финансовыми ресурсами в РФ следующие: отсутствие устойчивости и несбалансированность федерального бюджета; устаревание системы межбюджетных отношений; проблема низкой эффективности бюджетных расходов.

Первостепенной мерой, призванной обеспечить долгосрочную устойчивость всей бюджетной системы РФ и противодействие бюджетным рискам должно стать применение механизма ограничения роста расходов федерального бюджета, а также восстановление достаточных объемов резервов.

Основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов может стать развитие государственных и муниципальных программ.

Список использованной литературы

  1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика: Учебник. – СПб.: Питер, 2012. – 768с.
  2. Аванесян М.Г. Влияние процессов международной интеграции на финансовую систему России // Альманах современной науки и образования. - 2014. - № 3(82). - С. 14-16.
  3. Акиньшин М.В. Эффективность как источник развития финансового менеджмента, преемственность моделей управления государственными финансами // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2014. - № 4. - С. 218-222.
  4. Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Кривогов И.В. Бюджет и бюджетная система: Учебник для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2014. – 780с.
  5. Ахраменко Г.О. Меры по улучшению качества управления государственными и муниципальными финансами // Theoretical & Applied Science. 2015. - № 1(21). - С. 64-67.
  6. Балихина Н.В., Косов М.Е. Совершенствование управления государственными и муниципальными финансами на основе программного бюджета // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2014. - № 1. - С. 37-43.
  7. Бахилина Н.В., Косов М.Е. Финансы и кредит: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 303с.
  8. Белоглазова Г.Н., Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012. – 609с.
  9. Белотелова Ж.С., Белотелова Н.П. Финансы: Учебник для бакалавров. – М.: «Дашков и Ко», 2013. – 384с.
  10. Берзон Н.И. Финансы: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013. – 590с.
  11. Бехер В.В. Принцип эффективности использования бюджетных средств: правовой и экономический взгляд // Вопросы современной юриспруденции. - 2013. - № 30. - С. 101-108.
  12. Бисеринкина Е.И. Финансирование государственных унитарных предприятий // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 5. - С. 228-231.
  13. Бобошко Н.М. Государственное управление финансово-кредитной системой // Транспортное дело России. - 2014. - № 3. - С. 120-121.
  14. Богославцева Л.В. Стратегические цели развития казначейства: объективная необходимость, преимущества и проблемы их реализации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2013. - № 23. - С. 33-41.
  15. Букина И.С., Черных С.И. Бюджетирование, ориентированное на результат, и новое правовое положение государственных (муниципальных) предприятий // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2012. - № 1. - С. 25-43.
  16. Бусыгин К.Д. Контроль и надзор в системе государственного управления: пути развития // Экономика и социум: современные модели развития. - 2014. - № 8. - С. 29-54.
  17. Веремеенко И.И. Финансово-правовое регулирование в системе государственного и муниципального управления: предмет, особенности // Право и управление. - XXI век. - 2012. - № 3(24). - С. 27-35.
  18. Верещака И. Формирование и экономическая сущность государственного долга как составляющей сферы государственных финансов // Схiд. - 2014. - № 5(131). - С. 10-14.
  19. Глушко Е.К. Управление государственными финансами: программы и их реализация (вопросы права) // Lex Russica. - 2014. - Т. XCVI. - № 9. - С. 1023-1030.
  20. Давыдов М.Д. Бюджетирование и управление государственными финансами // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2011. - № 3(77). - С. 15-17.
  21. Джураев Б.М. Необходимость государственного управления финансово-кредитной системой // Кишоварз. - 2012. - № 1. - С. 50-51.
  22. Дьяченко М.В. Стабилизационная финансовая политика государства: зарубежный опыт // Финансы и кредит. - 2011. - № 43(475). - С. 69-75.
  23. Евдокимова Ю.В. Оптимизация процесса управления государственными финансами РФ // Экономика и эффективность организации производства. - 2013. - № 18. - С. 5-8.
  24. Кадомцева С.В. Государственные финансы: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2010. – 352с.
  25. Кайгородов А.Г., Хомякова А.А. Бюджетные инвестиции как инструмент государственной поддержки финансового оздоровления предприятий // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2013. - № 1. - С. 67-71.
  26. Коблова Д.В. Специфика управления финансами государственных бюджетных организаций // Апробация. - 2015. - № 3(30). - С. 23-25.
  27. Ковалева Т.М. Финансы и кредит: Учебник. – М.: КноРус, 2013. – 360с.
  28. Кожанова А.О. Система государственного финансового контроля за рубежом // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 225-227.
  29. Коляда Т.А. Финансирование расходов на экономическую деятельность в контексте реализации современной бюджетной политики государства // Экономика промышленности. - 2014. - № 3(67). - С. 13-24.
  30. Котова А.А. Тенденции российского финансового рынка и условия интеграции в мировую финансовую систему // Вопросы современной экономики. - 2013. - № 2. - С. 203-242.
  31. Кривогов И.В., Беленчук А.А. Бюджет и бюджетная система. – М.: Юрайт, 2011. – 777с.
  32. Литвиненко А.Н., Амаглобели Н.Д., Титов В.А. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 375с.
  33. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. – М: «Дашков и Ко», 2013. – 640с.
  34. Овчинников Г.П., Яковлева Е.Б. Макроэкономика: Учебник. – СПб.: Бизнес-Пресса, 2012. – 368с.
  35. Попова Д.Г. Современные инструменты размещения временно свободных средств федерального бюджета // Научные записки молодых исследователей. - 2015. - № 2. - С. 25-29.
  36. Рамазанов Р.А.М. Управление финансовыми потоками в системе межбюджетного регулирования // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2015. - № 1(49). - С. 42-47.
  37. Российская экономика в 2014 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 36). – М.: Издательство института Гайдара, 2015. – 576с.
  38. Ротбард М. Власть и рынок. Государство и экономика. Монография. – М.: Социум, 2010. – 420с.
  39. Свиридов А.В. Управление государственными финансами в странах с переходной экономикой // Актуальные вопросы экономических наук. - 2011. - № 18. - С. 329-338.
  40. Скрябин О.О., Костюхин Ю.Ю., Анисимов А.Ю. Макроэкономика: Учебное пособие. – М.: МИСиС, 2013. – 88с.
  41. Сулакшин С.С., Погорелко М.Ю., Репин И.В. Источники и основания государственных политик в России. Монография. – М.: Научный эксперт, 2010. – 264с.
  42. Ткебучава Е.Б. Состояние системы государственного управления финансами // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2013. - № 2. - С. 160-163.
  43. Фадейкина Н.В. Модернизация систем учета, финансового менеджмента, контроля и аудита в секторе государственного управления // Сибирская финансовая школа. - 2013. - № 4(99). - С. 68-80.
  44. Фейгельман Н.В. Бюджетная политика РФ: анализ качества и векторы развития // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. - 2014. - № 4. - С. 72-75.
  45. Шакирова Р.К. Программные документы о развитии налоговой системы России // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 1-5. - С. 152-155.
  46. Шегурова В.П., Желтова М.Ф. Зарубежный опыт организации государственного финансового контроля // Молодой ученый. - 2013. - №1. - С. 209-212.
  47. Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б., Строганова С.М. Качество и успешность государственных политик и управления. Сер. Политическая аксиология. – М.: Научный эксперт, 2012. – 496с.
  48. Официальный сайт Министерства Финансов РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/
  49. Официальный сайт Федеральное Казначейство РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.roskazna.ru/
  50. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nalog.ru/

Приложение 1

Стратегическая карта ФНС России на 2014-2018 гг.

Цели

Задачи

Мероприятия

1. Ожидания общества, бизнеса, Правительства Российской Федерации

1.1. Обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах

1.1.1. Противодействие уклонению от уплаты налогов, в том числе за счет развития аналитических инструментов выявления налоговых правонарушений, стимулирования налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств и применения в сделках цен, соответствующих рыночным

Развитие инструментов и методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств

Создание в общественном мнении негативного восприятия уклонения от налогообложения и незаконной минимизации налоговых обязательств. Активная деятельность по информированию налогоплательщиков о нововведениях, упрощающих ведение бизнеса и соблюдение налоговых обязательств

Совершенствование аналитических инструментов налогового контроля, позволяющих обеспечить выявление сокрытой налоговой базы, в т.ч. в связи с использованием цен, не соответствующих рыночному уровню, в сделках между взаимозависимыми лицами

Внедрение системы управления рисками в налоговом администрировании

Повышение эффективности межведомственного взаимодействия в сфере выявления налоговых правонарушений и обеспечения возмещения ущерба государству

Совершенствование международного сотрудничества в сфере налогового контроля, в том числе международного обмена информацией для целей налогового контроля; переход на автоматический обмен информацией

Выработка подходов и предложений по формированию нормативной базы в целях налогообложения электронной коммерции

Повышение эффективности деятельности комиссий по легализации налоговой базы

Переход к новой системе функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающей передачу налоговым органам данных о расчетах в режиме онлайн

Совершенствование системы управления задолженностью по обязательным платежам и денежным обязательствам в бюджетную систему Российской Федерации

Продолжение приложения 1

1.1.2. Обеспечение законности, обоснованности и мотивированности решений, принимаемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, и развитие системы досудебного урегулирования налоговых споров

Повышение качества доказательственной базы по принятым решениям налоговых органов

Повышение качества представления интересов государства в судах по принятым решениям налоговых органов

Формирование единой методологической позиции налоговых органов в рамках устранения противоречий и прецедентов двойного толкования действующего налогового законодательства

Развитие системы досудебного урегулирования налоговых споров для объективного рассмотрения и принятия решений по жалобам налогоплательщиков и снижение числа споров с участием налоговых органов в арбитражных судах за счет их разрешения в досудебном порядке

Размещение на сайте ФНС России обзоров правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу судебных решений о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) ФНС России

1.2. Создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей

1.2.1. Сокращение времени на подготовку и подачу налоговой отчетности налогоплательщиком

Снижение трудоемкости подготовки и представления налоговой отчетности, в том числе:

детализация затрат времени (аудит), необходимого налогоплательщикам на формирование налоговой отчетности (установление системы замера времени);

формирование предложений по сокращению временных и финансовых затрат подготовки и представления налоговой отчетности

Стандартизация и унификация форм документов, предоставляемых на бумажных носителях и в электронном виде, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации

1.2.2. Расширение спектра сервисных услуг и повышение качества информирования налогоплательщиков

Развитие интернет-сервисов

Развитие контакт-центров

Стандартизация обслуживания налогоплательщиков

Переход на экстерриториальный принцип обслуживания налогоплательщиков при их личном визите в налоговый орган


Продолжение приложения 1.

1.2.3. Совершенствование электронного взаимодействия и удаленного доступа, максимальный переход на телекоммуникационные каналы связи

Внедрение автоматизированного предоставления налогоплательщикам информации о состоянии расчетов с бюджетом. Проведение разъяснительной работы с налогоплательщиками в части перехода на взаимодействие с налоговыми органами в электронном виде

Совершенствование установленных ФНС России форматов счета-фактуры, журналов полученных и выставленных счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур книг покупок и книг продаж и др.

Разработка и утверждение электронных форматов первичных учетных и других документов

Предоставление налогоплательщикам возможности представления в налоговые органы в обоснование применения налоговой ставки 0% по НДС вместо бумажных документов (реестров) реестров в электронной форме

1.2.4. Сближение налогового и бухгалтерского учетов

Разработка и предложение обоснованной модели исчисления налоговой базы, оптимальной с точки зрения минимизации количества расхождений в правилах бухгалтерского и налогового учетов без рисков и проблем налогового администрирования

1.3.Снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом

1.3.1. Совершенствование процедур государственной регистрации

Оптимизация процедур государственной регистрации и сопутствующих процедур

Расширение возможностей онлайн-регистрации

1.3.2. Развитие системы досудебного урегулирования споров в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Развитие системы досудебного урегулирования споров в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе для снижения конфликтности при предоставлении ФНС России государственных услуг, законного и обоснованного вынесений решений регистрирующим органом и снижения споров с участием регистрирующих органов, рассматриваемых в судебном порядке

1.3.3. Обеспечение открытого диалога с бизнесом и обществом в части актуальных вопросов законодательства о налогах и сборах и в процессе подготовки проектов нормативных правовых актов

Проведение оценки регулирующего воздействия, общественного обсуждения проектов НПА, обеспечение независимой антикоррупционной экспертизы проектов НПА и общественного мониторинга правоприменения

Организация обсуждения актуальных вопросов законодательства о налогах и сборах и налогового администрирования в рамках заседаний Общественного совета при ФНС России и встреч с экспертным сообществом